Конспект урока
Интегрированный урок литературы и английского языка в 6 классе
Урок подготовили учитель литературы
ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
Аимбетова Татьяна Александровна и учитель английского языка Егиева Н.А.
1.Инсценировка (ученик в роли Гека Финна)
«Не узнаёте, дорогие читатели? Да, это я, Гек Финн, про которого напечатали первый раз в 1884 году, больше ста двадцати лет назад.
А это наш плот, на нём мы всё ещё плывём вниз по Миссисипи. Оброс мхом, отяжелел от речной глины, но ещё ничего, тянет свою ношу старикан.
А кто это там ворочается? Ясное дело, дружище Джим – негр мисс Уотсон.
Сегодня вот какая с нами приключилась история: только разогнал ветерок туман, смотрю – плывёт что-то белое. Вроде как носовой платок. Подцепил шестом – обрывок газеты. Разбираю буквы – что такое? Число-то там, не поверите! Число-то 31 января 2018 года! Газета из будущего!
Джим! – заорал я. – Ты же загнал плот в 21 век! Взгреть тебя мало!»
2. Слово учителя
Ребята! Вы ,конечно, узнали героя книги М. Твена " Приключения Гекльберри Финна". Сегодня мы отправимся с ним в путешествие, полное приключений, поучаствуем в играх героев, извлечём из них жизненные уроки, которые помогут нам повзрослеть. Поскольку путешествие перенеслось в 21 век, нам на помощь придут современные технологии и современные требования к подростку, а именно, знание иностранных языков. Мы ведь читаем книгу автора, который писал на английском языке. В идеальном варианте её нужно читать в подлиннике, а не в переводе, т.е. на английском языке. Сегодня мы только прикоснёмся к подлиннику. Надеюсь, такое чтение заинтересует вас.
3.Сообщение темы урока, целей и задач.
Как мы становимся взрослыми
Тема урока:
«Приключение – игра – жизнь»
(по произведению М. Твена
«Приключения Гекльберри Финна»)
Цели и задачи (для учеников)
Литература
Цели и задачи :
-проверка знания прочитанных глав произведения;
-закрепление навыка выразительного чтения и инсценирования;
-формирование умения определять основную мысль произведения, эпизода, отрывка и формулировать её;
-закрепление умения формулировать репродуктивные и проблемные вопросы к тексту произведения и отвечать на них;
-развитие умения комментировать описания внутренней жизни человека;
-закрепление навыка монологической речи;
-воспитание в себе квалифицированного читателя.
Английский язык
Цели и задачи (для учителя):
Предметные. | Метапредметные. | Личностные. |
1) учитьвыразительно пересказывать текст или отдельные главы (эпизоды), 2)давать характеристику героев по ситуации,. 3) умению извлекать из текста необходимую информацию, 4)учить владению навыками анализа текста или отдельно взятого отрывка. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: учить умению искать и выделять нужную для ответа информацию; выдвигать гипотезы; делать выводы. РЕГУЛЯТИВНЫЕ: учить выполнять учебные действия в громко речевой и умственных формах; использовать английскую и русскую речь для регуляции своих действий , развивать навыкиаудирования с незнакомым текстом. КОММУНИКАТИВНЫЕ: учить строить монологические и диалогические высказывания как на русском , так и на английском языке; овладевать умением строить диалогическую речь как на русском, так и на английском языке. | Формировать познавательный интерес к творчеству зарубежных авторов; оценочное отношение к творчеству зарубежных авторов, оценочное отношение к содержанию романа М. Твена, персонажам на основе личностных ценностей. |
4. Слово учителя:
Американский писатель Эрнест Хэмингуэй сказал знаменательные слова: «Вся американская литература вышла из одной книги – «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, лучшей книги, какая у нас есть».
В романе о Геке Финне Твен рассказывает историю жизни типичного американского мальчика из народа, делает его воплощением независимости, свободолюбия, справедливости и человечности. Этот роман был создан писателем 8 лет спустя после книги о Томе Сойере. Кто же перевёл его для нас? К.И.Чуковский.
5.Проверка домашнего задания.
Глава №14:
а) пересказ статьи учебника (стр.22-23).
Юмор – вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.
Словарь литературоведческих терминов
б) чтение диалога по ролям (стр. 27-28)
в) устный ответ на вопросы учебника к прочитанным главам (гл. №14, вопр.№5 второго уровня).
Слово учителя
Итак, мы доказали пользу знания иностранного языка. Обратимся к языку, на котором написано изучаемое произведение, т.е. к английскому языку, и подведём итоги обсуждения 14 главы( чтение и обсуждение на английском языке сведений о Финне ,происхождении его имени; перевод на русский язык).
Huckleberry Finn lives in a small town in Missouri.
Huck lives with a local wealthy widow.
Huck runs away from home.
Huck and his friend Jim travel down the Mississippi.
A couple of hucksters, the Duke and Dauphin, joins them.
The Duke and Dauphin betray Jim to the farmers.
Tom and Huck try to free Jim.
Tom is wounded.
But really Jim is free. He has got freedom from his old owner long ago.
Этимология имени Гекльберри
The meaning of name Huckleberry. This word means a small berry, which is related to blueberry and blackberry, common in North America. Since 1835 the word is recorded in the meaning of "insignificant person".
6. Проверка домашнего задания.
Глава 19.
Подготовить краткий пересказ главы 19 (на 2 мин) так, чтобы в пересказе были запрограммированы фактические ошибки и неточности.
Мы внимательно слушаем ,находим и исправляем ошибки.
Обсуждение содержания гл.№19 на английском языке ( составление вопросов и ответов на них по рядам: 2 вопроса-1 ряд, а 2 отвечает. 2 вопроса 2 ряд, а 1 отвечает; чтение и перевод на русский язык последнего абзаца 19 гл. как ответ на последний вопрос).
Вопросы и ответы на русском языке.
1 ряд.
1.О чём беседовали Гек и Джим по ночам?
(о звёздах и их происхождении)
2. Каково, по мнению Гека и Джима, происхождение звёзд?
(цитата на стр.32 учебника).
2 ряд.
1.Кем представились мошенники?
("герцогом" и "королём")
2.Какие правила вырабатывает для себя Гек? Согласны ли вы с ним?
(ответ- чтение на англ. эпизода конца главы).
It didn't take me long to make up my mind that these liars warn't no kings nor dukes at all, but just low-down humbugs and frauds. But I never said nothing, never let on; kept it to myself; it's the best way; then you don't have no quarrels, and don't get into no trouble. If they wanted us to call them kings and dukes, I hadn't no objections, 'long as it would keep peace in the family; and it warn't no use to tell Jim, so I didn't tell him. If I never learnt nothing else out of pap, I learnt that the best way to get along with his kind of people is to let them have their own way.
Итоги обсуждения
«Мир, счастье, братство людей – вот что нужно нам на этом свете»
М.Твен
7. Проверка домашнего задания.
Глава №42.
Проверим знание содержания с помощью игры «Блиц-опрос». Начисляются персональные баллы.
-Как звали мужа и жену, приютивших Тома и Гека?
(дядя Сайлас и тётя Салли)
-Что хотели сделать с Джимом некоторые фермеры?
(повесить)
-К чему прикрепили цепь, с помощью которой приковали Джима,и почему?
(не к ножке кровати, а к большому столбу, чтобы его нельзя было подпилить, как это сделали мальчики в 1 раз, освобождая Джима)
-Как решили караулить Джима?
(ночью дежурят 2 фермера, а днём – бульдог)
-Кто заступился за негра Джима и назвал его хорошим человеком?
(старик доктор)
-Куда ранили Тома?
( в ногу)
- Кто дал вольную Джиму?
(старая миссис Ватсон, которая потом умерла)
- В начале урока мы говорили о юморе. Приведите примеры юмора из 42 главы
( смешна сама ситуация подмены мальчиков: Гек стал Томом, а Том - Сидом)
- В чём особенность юмора М. Твена?
( юмор добрый, автор не смеётся над героями , а улыбается вместе с ними; не высмеивает их невежество, неграмотность, а просто приглашает читателя улыбнуться)
- Почему Гека удивило желание Тома участвовать в спасении Джима?
(Том - белый мальчик из благополучной семьи, живущей на Юге США. По мнению Гека, у Тома не было причины нарушать закон).
Чтобы мотивы поведения мальчиков были понятны, дадим историческую справку
(подготовленный ученик)
В то время, к которому относится создание романа, на Юге США рабство было в порядке вещей, оно было законным, и помогать бегству раба значило идти против закона. Рабство было освящено церковью, и Геку предстоит сделать важнейший в жизни выбор: следовать ли букве закона или следовать движениям своего сердца? Если слушаться своего сердца, значит, надо освобождать Джима, то есть идти против закона и церкви. Но для Гека лучше гореть в аду, чем предать своего товарища.
Роман М.Твена сыграл колоссальную роль в отношении к неграм в США. Вплоть до второй половины XX века в США существовали законы, направленные против равноправия белых и черных. Значительное количество белого населения было убеждено, что негры — люди второго сорта, они могут быть только прислугой, и даже самый нищий белый мальчик чувствовал себя важнее богатого негра. В 1865 году в США была создана тайная расистская организация Ку-клукс-клан для борьбы с негритянским движением и прогрессивными организациями. Ку-клукс-клановцы уничтожали людей, боровшихся за равноправие негров и белых людей.
Роман «Приключения Гекльберри Финна» был написан в 1884 году, спустя 8 лет после романа «Приключения Тома Сойера», и в рассказе о путешествии белого мальчика и негра Марк Твен уже не просто с любовью изображает мир детства, а показывает читателям социальные проблемы Америки, одна из которых — бесправие негров в обществе белых людей. Роман Марка Твена доказывал, что негры — люди с отзывчивой душой и имеют полное право жить жизнью свободных людей. Роман сыграл большую роль в изменении общественных отношений в Америке.
Почему же Том был заинтересован в побеге Джима? Ответить на этот вопрос помогут ребята, приготовившие инсценировку на английском языке.
(инсценировка диалога на стр. 49)
Tom rose square up in bed, with his eye hot, and his nostrils opening and shutting like gills, and sings out to me:
«They hain't no RIGHT to shut him up! SHOVE!-and don't you lose a minute. Turn him loose! he ain't no slave; he's as free as any cretur that walks this earth!»
«What DOES the child mean?»
«I mean every word I SAY, Aunt Sally, and if somebody don't go, I'LL go. I've knowed him all his life, and so has Tom, there. Old Miss Watson died two months ago, and she was ashamed she ever was going to sell him down the river, and SAID so; and she set him free in her will.»
«Then what on earth did YOU want to set him free for, seeing he was already free?»
«Well, that IS a question, I must say; and just like women! Why, I wanted the ADVENTURE of it; and I'd a waded neck-deep in blood to…

Найдите перевод этой сценки в учебнике. Процитируйте ответ на вопрос.
(стр.49.)
8. Подведём итоги
Что такое приключение?
Приключение – adventure - захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизни.
Что такое игра?
Игра – acting -игра - это деятельность, которая в некотором смысле "не считается", "будучи понарошку" или "понарошку в жизни" .
Что такое жизнь?
Жизнь – life -это наш опыт, увеличивающийся с каждой минутой.
Напомнить о главных приключениях героев помогут иллюстрации к книге М. Твена
Задание
Озаглавить иллюстрации и указать номер главы на русском и английском языках.
Художник Герман Алексеевич Мазурин
Приятное препровождение
времени . Глава 14
Заботы королевского сана.
Глава 19
Исповедь Тома. Глава 42
Джим свободен!
Сопоставление
Какие человеческие качества проявили герои?
Match the words in the right column with the Russian equivalents in the left column.
находчивый kind
весёлый serious
остроумный stupid
смелый merry
фантазёр quick-witted
дружелюбный clever
добрый greedy
недружелюбный dreamer
угрюмый envious
серьёзный wit
жадный bore
завистливый unfriendly
глупый brave
зануда friendly
умный cheerless
Какие жизненные уроки получили герои?
Что такое свобода?
Свобода – freedom – способность действовать в соответствии со своими целями и интересами.
Свобода – это состояние души.
Что такое счастье?
Счастье – happiness – в переводе с английского – удача. В русском языке слово счастье имеет общеславянские корни: приставка съ – в значении хороший, часть – доля, удел. Первоначально слово счастье употреблялось в значении хорошая доля.
Что такое дружба?
Дружба – friendshipм - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, взаимопомощи.
A man is known by the company he keeps. – Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
М.Твен
Что такое воспитание ?
Воспитание – upbringing – «это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку»
В.А. Сухомлинский
Основная тема произведения
Становление личности.
Как мы становимся взрослыми? Мы тогда взрослеем, когда начинаем осознанно нести ответственность не только за свои поступки, но и за поступки родных и близких.
Идея произведения
«Гимн детству, переложенный прозой»
М. Твен
Писатели о произведении М. Твена
(стихотворение читает подготовленный ученик)
«Книги в красном переплете»
Марина Цветаева
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном пререплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
— Уж поздно!- Мама, десять строк!…-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы….
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона…
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
9. Рефлексия
Понравилась ли вам такая форма урока?
Продолжите эти предложения:
Сегодня я узнал …..
Было интересно …..
Было нелегко …..
Я понял, что …..
Мне понравились задания …..
Я научился ……
Меня удивило ……
10. Домашнее задание
На выбор одно из заданий
1) Подумайте ,кому из героев этого произведения можно поставит памятник? Как должен выглядеть этот памятник? Из какого материала он будет сделан и почему? Какие слова можно написать на памятнике? В какой момент будет изображен герой и почему?
Подготовьте рисунок или макет памятника и устную защиту своего проекта.
2) Нарисуйте портрет Гека Финна. Устная защита рисунка.
3) Учебник стр.52. Задание №2 (3-й уровень сложности): задание для выполнения в парах.