СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Потерянные души" (Литература и психология)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  интегрированный урок можно провести в школе во время проведения Недели Здоровья. Главная цель этого урока: показать на примере конкретного героя (из литературных произведений) последствия наркотизации, механизм формирования зависимости.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Потерянные души" (Литература и психология)»

Интегрированный урок.

Тема: «Потерянные души» (литература и психология)

Цели урока:

- профилактика употребления наркотиков;

- знакомство учащихся с произведением М.А.Булгакова «Морфий»;

- обсуждение причин возникновения наркозависимости у современной молодежи;

- показать на примере конкретного героя последствия наркотизации, механизм формирования зависимости.


Оформление доски:

Эпиграфы к уроку:

  1. Наркомания – это многолетнее наслаждение смертью. (Ф. Мориак)

  2. Наркотики хороши, чтобы убежать от действительности, но реальность так богата, зачем от нее убегать? (Д.Чаплин)

  3. Кто-то там проколол свою совесть,

Кто-то в сердце вкурил анашу.

Эх, ребята, про вас нужно повесть,

Жалко, повестей я не пишу. (В.Высоцкий)


Плакаты, призывающие к ведению здорового образа жизни

Ход урока:

  1. Проведение анкетирования для выявления отношения к наркотикам

Вопросы анкеты:

  1. Достаточно ли информации о вреде наркомании?

а) достаточно;

б) не совсем;

в) мало.

  1. Причины наркомании (проранжировать):

а) давление группы;

б) эксперимент;

в) скука;

г) отсутствие поддержки;

д) одиночество;

е) неуверенность в себе;

ж) демонстрация.

  1. Есть ли среди ваших знакомых наркоманы?

а) да;

б) нет.

  1. Как вы относитесь к людям, употребляющим наркотики?

а) с жалостью;

б) положительно;

в) отрицательно;

г) безразлично.

  1. Можно ли бороться с этим злом?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.


2. Вступительное слово учителя. Наркомания входит в число очень важных проблем нашего общества. И очень тревожит всех в последнее время информация о росте числа наркоманов.

«Отравленные души, загубленные судьбы…» Не о них ли писал Владимир Высоцкий.

    1. Обращается внимание на 3-ий эпиграф к уроку.

    2. Прослушивание куплета из песни Высоцкого.

    3. Продолжение слова учителя. Другой мастер слова, М.А. Булгаков, в 1927 году написал в пронзительном рассказе-исповеди «Морфий»: « Я –несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…»

Неужели и в те годы люди сталкивались с проблемой наркомании? Да, это так. И тогда морфинизм был распространенным заболеванием, а число несовершеннолетних, употреблявших наркотики, исчислялись не сотнями и не тысячами, а десятками и сотнями тысяч. А почему М.А.Булгаков обратился к этой теме? ( Ответы уч-ся)

Учитель. Да, действительно, М.Булгаков был медиком, но это еще не все. Он сам был морфинистом, на себе почувствовал пагубное влияние наркотика, но смог вылечиться, смог преодолеть этот недуг.

6. Аналитическая беседа по рассказу:

- Какова сюжетная линия произведения?

- В чем особенность композиции?

- Кто является героем произведения?

7. Комментированное чтение строк, написанных человеком, не понаслышке знающим, что такое наркозависимость.

8. Выводы:

  • даже врач (главный персонаж) не смог бороться с роковым пристрастием;

  • быстрое привыкание;

  • стремительный распад личности;

  • унизительные, постоянные поиски наркотика, готовность на все ради «дозы»

( вплоть до преступления)

  • невозможность вести полноценную, разнообразную жизнь, крах профессиональной деятельности;

  • постоянная ложь, страх быть разоблаченным;

  • страдания близкого человека;

  • самоубийство.

9. Слово психологу. В рассказе рядом с главным героем Сергеем Поляковым автор показывает еще два персонажа, без которых невозможна была бы эта история. Это фельдшер-акушерка Анна Кирилловна и нарколог из Москвы.

Я предлагаю вам вжиться в роли основных персонажей рассказа и попробовать разобраться в ситуации изнутри.

10. Класс делится на группы: 1 группа («медики-наркологи»)описывает психологический портрет героя, кто он, чем занимается , какую роль играет в рассказе. Эта группа в тексте находит описание стадий развития болезни доктора Полякова и рассказывает нам о них.

На подготовку дается 5-7 минут.

2 группа от лица фельдшера-акушерки Анны Кирилловны будет рассказывать о том, как она повлияла на судьбу героя; ее страдания и переживания за судьбу доктора.

3 группа – сам доктор Поляков рассказывает о себе, зачитывая исповедальные строки из рассказа.

11. Выводы делают «медики-наркологи», также они озвучивают результаты анкетирования старшеклассников.

12. Вывод-предупреждение учителя. Хочу сделать акцент на одном важном моменте: если случилась такая трагедия в жизни, нельзя замыкаться в себе, нужно открыться значимому человеку. Если такого нет, обратитесь в службу доверия.( телефон на доске).

В самом конце рассказа мы узнаем, что доктор Поляков покончил жизнь самоубийством. По вашему мнению, это свидетельствует о сильной личности нашего героя или о его слабости?

(Размышления учащихся)

13. Подведение итогов.

Заканчивается урок чтением 1 и 2 эпиграфов к уроку разговором об увлечениях детей.


14. Учитель. Джек Лондон сказал: «Истинное предназначение человека – жить, а не существовать». Мы выбираем жизнь, а это значит:

- мир и покой в семье;

- настоящая дружба;

- чистая любовь;

- счастливый брак;

- веселые улыбки детей;

- солнечный свет;

- здоровый образ жизни.