Интеллектуально-развлекательная игра «Я люблю науку»
Цель: активация познавательной деятельности учащихся; развитие интеллекта.
Для игры необходимо:
2 команды учащихся 5-11 классов по 7 человек
Компетентное жюри
Двое ведущих
Заранее подготовленные ученики с выступлениями в паузах
Оборудование:
Мультипректор, экран
Запись фонограмм песен на стихи русских (советских) поэтов
Микрофоны
Деревянная указка – Жезл Знаний
2 стола для членов команд, стулья
Стол, оборудованный для членов жюри
Места в зрительном зале
Слайд 1
Начинается танцем (Слайд 1, рупор 1)
Ведущие:
- Внимание! Внимание! Мы начинаем нашу интеллектуально-познавательную игру «Мозголомы» или «Я люблю науку!»
- Вас ждут не только трудные вопросы и задания, требующие приложения всех интеллектуальных сил, но и информационные паузы, сценки, шутки, даже анекдоты!
- Здорово! Нашу игру можно назвать ШОУ?
- Интеллектуально-познавательное ШОУ!
(Слайд 1 , рупор 2)
Ведущие:
- В нашей игре принимают участие две сборные команды учащихся 5-11 классов.
- Слово участникам: представьтесь! Жюри оценит представление команд: название, девиз
Тур 1
Слайд 2
Разминка - 2 минуты каждой команде
Ведущие:
- Командам задаются вопросы из разных областей знаний; ответы даются без времени на обдумывание.
- Участник держит магический Жезл Знаний, слушает вопрос, отвечает на него и передаёт Жезл Знаний следующему члену команды – в копилку команды идёт балл; если нет ответа, участник так и говорит: «Нет ответа». Другому члену команды отвечать нельзя.
Слайд 2: начало времени команды – левый значок звука, через 2 минуты – правый значок звука; время засекает оператор.
Вопросы для разминки
Самый доступный и распространённый способ транспортировки людей в мире?
Ответ: пешком.
Малайская игра «Сепаг рага» — игра для одинокого футболиста, для нее нужен мяч, но не нужно поле и ворота. Как в нее играют?
Ответ: набивание мяча ногами и др. частями тела.
Пороги древнеримских домов часто украшали приветствия, но время от времени можно встретить надпись, бытующую и в нашем мире частных домовладельцев. Воспроизведите ее .
Ответ: Осторожно, злая собака! Римский аналог — «Остерегайся пса».
Что такое «босая» лошадь?
Ответ: Неподкованная.
Продвигаясь вглубь холма Куюнджик, среди руин царского дворца археолог Лэйярд открыл две комнаты, где было навалено множество глиняных черепков и обломков. Чем служили эти комнаты в древности?
Ответ: библиотекой.
Русский композитор XIX века Александр Варламов написал музыку к балету «Хитрый мальчик и людоед». Какое произведение легло в основу балета?
Ответ: сказка Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик».
Кто, по мнению британских зоологов, может безошибочно определить ежиху?
Ответ: Еж.
В 1775 году в Лондоне стали продаваться каучуковые кубики. Для чего они предназначались?
Ответ: Для стирания надписей — резинки.
О местонахождении какой птицы желал бы получить информацию любой охотник, если он немножко физик или художник?
Ответ: Фазана.
Энгельс, Ленин, Карабас-Барабас. Что объединят эти лица?
Ответ: борода.
Как звали существо, в имени которого нашел отражение весь словарный запас его хозяина?
Ответ: Му-Му.
На монете времен Клавдия приведен полный титул императора: «Тиберий Клавдий Цезарь Август, верховный жрец, трибун, …» Чем кончается ряд титулов?
Ответ: словом «император».
Одна из ракет, запущенных бывшим Советским Союзом, в английских газетах называлась dognik (догник). Кто был на борту этой ракеты?
Ответ: Собаки (dog) Белка и Стрелка (догник по созвучию со «спутником»).
Что явилось плодом сотрудничества Большого пресмыкающегося и юного представителя семейства кошачьих?
Ответ: Песня: «Я на солнышке лежу…»
Их делят на 4 типа: железные, каменные, железокаменные и углистые. Последние очень редко встречаются. 62 % известных — железные, 32 % — каменные. Что это?
Ответ: метеориты.
18 января 1945 года войска 2-го Украинского фронта очистили от противника Пешт — восточную часть… Восточную часть чего?
Ответ: Будапешта.
Карты четырех европейских морей держал Петровский орел. Каких?
Ответ: Белое, Каспийское, Азовское, Балтийское.
Всего их 6, хотя при рождении было 5. Физика, химия, физиология и медицина, экономика, литература… Завершите этот ряд.
Ответ: Борьба за мир – за них присуждают Нобелевские премии.
Станция «Мир» летает уже 9 лет. Какой узел станции за это время пришлось перенастраивать 5 раз?
Ответ: компьютер.
Во время пребывания в Одессе А.С. Пушкин был послан графом Воронцовым собирать сведения об этих насекомых.
Ответ: Саранча
Ведущие:
- Разминка закончена.
- Пока жюри подсчитывает заработанные командами баллы, у нас пауза.
Юмористическая пауза 1
Сценка
Ведущий, царь Пётр, обвиняемый
Ведущий:
Веселые или, как у нас говорят, прикольные вопросы и ответы – не прерогатива современности. Издавна они нравились людям. И часто смешные вопросы и ответы помогали в беде. В истории известно множество случаев, когда оригинальные ответы на вопросы помогали людям с честью выйти из весьма щекотливых ситуаций. Вот лишь один пример из множества ему подобных. Русский царь Петр Первый, обладая острым умом и развитым чувством юмора, любил интересные вопросы о жизни и остроумные ответы на них. Однажды Петр спросил чиновника, которого уличили в воровстве:
Царь Пётр: - Сколько звезд на небе?
Обвиняемый: – Сто тысяч пятьсот двести восемьдесят пять!
Царь Пётр: – Не врешь?
Обвиняемый: – А вы, Государь, проверьте.
Царь Пётр: – Мои подданные часто жалуются, что я слишком дорого обхожусь государственной казне. А как ты думаешь, сколько я стою?
Обвиняемый: – Двадцать девять монет, Государь.
Царь Пётр: – Почему так мало? – изумился Петр.
Обвиняемый: – Так ведь сам Христос был продан за тридцать серебреников…
Ведущий:
В конце концов, забавные вопросы и ответы спасли чиновника: за свое остроумие он был помилован.
Ведущий:
- Слово предоставляется жюри для объявления промежуточных результатов: за конкурс «Представление» и разминку.
Члены жюри оглашают результаты
Музыкальная пауза
Ведущий:
- Да, русский язык очень сложный! Так, например, слова «защита» и «охрана» - это синонимы, а «правозащитные» органы и «правоохранительные» - антонимы.
- Удивительно! А один мой знакомый немец-переводчик хвастался, что в совершенстве владеет русским языком и сможет перевести на немецкий любую русскую фразу. Вот я ему и предложил перевести одну: «Косил Косой косой косой».
- Ну, и что, перевёл?
- Куда там! До сих пор ходит мучается! Вон идёт (проходит взъерошенный ученик, наклонившись на один бок, косо размахивая руками и пожимая плечами)
- Уважаемые игроки и зрители! Как вы догадались, у нас второй тур игры – участники отправятся в «Дебри филологии»
Слайд 3 (музыка)
Тур 2
Филологический
Задаются вопросы по филологическим наукам (русский язык и литература, белорусский язык и литература).
Отвечает команда, которая первая заявила о готовности. При неверном ответе балл достаётся соперникам.
Ведущие:
- Филологический тур закончен. Жюри работает, а мы отдыхаем,
Юмористическая пауза 2
Казалось бы, что общего между математикой и поэзией? Согласитесь, в цифрах тоже есть лирика. Угадайте поэта по ритму:
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
( Пушкин «Няне» «Подруга дней моих суровых…»)
70 15
7 2 40 5
37 120
10 25
(С. Есенин «Белая берёза // под моим окном// принакрылась снегом, // словно серебром)
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
(Маяковский «Стихи о советском паспорте» «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза! Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза»)
Сценки-миниатюры
– О чем пьеса Горького «На дне»?
– О Титанике.
– Вот выйду на пенсию и закончу свою вторую книгу...
– О, так вы пишете?!
– Нет, я читаю...
Молодой писатель написал роман «Хрень». Выпустил тиражом 100 000 экземпляров. Ждал-ждал, увы, не продано ни одной книги. Тогда писатель поместил в газете объявление: «Молодой симпатичный миллионер познакомится с девушкой, похожей на главную героиню книги "Хрень"».
Книга имела сумасшедший успех...
Молодой поэт спрашивает известного критика:
– Что вы можете сказать о моих последних стихах?
– Если честно, то это худшее из всего, что я читал.
– Как! А ведь я вчера продал их одному издательству за хорошие деньги!
– А вот это уже настоящее искусство!
Ведущие:
- Слово предоставляется жюри для оглашения результатов за филологический этап конкурса
- «Нам песня строить и жить помогает…» - так пелось в песне советских времён.
- Времена изменились, а песня по-прежнему «и зовёт, и ведёт».
- «И тот, кто с песней по жизни шагает…»
- «Тот никогда и нигде не пропадёт»…
- Замечательные слова. А мы подошли к третьему туру нашей игры – музыкальному.
- В нём четыре музыкальных задания: нужно угадать песню по фонограмме, исполнить часть песни без ошибок: 1 куплет -1 балл, 2 куплета - 2 балла, всю песню – 3 балла.
Слайд 4
Тур 3
Музыкальный
Ведущие:
- Слово предоставляется жюри для оглашения промежуточных результатов: филологический конкурс
Информационная пауза «А знаете ли вы, что…?» 1 (выступления заранее подготовленных учащихся)
А знаете ли вы, что первые школы, появившиеся в Греции и Риме, предшествовали всем сегодняшним школам и колледжам. Первый учитель, который организовал обучение в одном месте, названном «академия», был греческий философ Платон.
Тогда местом расположения школ были плацы, где тренировались военные. Такое место называлось – гимназия. Уже потом, другой греческий философ Аристотель создал собственную школу – лицей.
Они были больше похожи на места сбора молодых людей для дискуссий, где обсуждались как смешные вопросы и ответы на них, так и серьезные и познавательные темы, и лишь иногда с учениками проводили занятия и читали лекции. Ученики так же нехотя ходили в школы, как иногда мы сегодня. Учащимся нужно было рано вставать, учить сложные вопросы и ответы и прилежно себя вести в школе, иначе за провинность секли розгами.
На Руси похожие школы возникли в 988 году при правлении князя Владимира. В них обучали наукам и выпускавшиеся получали серьезное по тем временам образование.
Тур 4
Исторический
Слайд 5
Ведущие:
- Прозвучавшая только что информация подсказывает, что пора переходить к очередному туру нашей игры – историческому.
- Задаются вопросы по истории, обществоведению.
Отвечает команда, которая первая заявила о готовности. При неверном ответе балл достаётся соперникам.
Вопросы для исторического тура
Как называется наука, занимающаяся описанием исторических фактов, событий (историография).
Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море.)
Что делали древние славяне в январе, если он у них назывался «сечень»? (Это было время подсеки деревьев для очистки земли под пашню.)
Где жили первые монахи Киево-Печерского и Псково-Печерского монастырей? (Первые монахи жили в землянках – пещерах. Старославянское слово «пещера» по-русски звучит как «печера».)
У древних римлян так назывались формы книг, состоящих из скрепленных дощечек или папирусных листов. Современная книга сохраняет эту форму в виде книжного блока, а в области права этот термин означает свод законов. (Кодекс.)
Сколько отечественный войн пережил наш народ? (две: 1812 и 1941-45)
Начало первой Мировой войны (1914 год)
Начало второй Мировой войны (1939 год)
Какую годовщину Великой Победы мы будем праздновать в мае 2015 года? (70-ую)
Когда был освобождён Бобруйск? (29 июня 1944 года)
Ведущие:
- Это был заключительный тур нашей игры.
- Жюри подводит итоги, а мы предлагаем музыкальную паузу.
Музыкальная пауза
Подведение итогов, награждение победителей
Информационные паузы
А знаете ли вы, что первые школы, появившиеся в Греции и Риме, предшествовали всем сегодняшним школам и колледжам. Первый учитель, который организовал обучение в одном месте, названном «академия», был греческий философ Платон.
Тогда местом расположения школ были плацы, где тренировались военные или проводились парады. Такое место называлось – гимназия. Уже потом, другой греческий философ Аристотель создал собственную школу – лицей.
Они были больше похожи на места сбора молодых людей для дискуссий, где обсуждались как смешные вопросы и ответы на них, так и серьезные и познавательные темы, и лишь иногда с учениками проводили занятия и читали лекции. Ученики также нехотя ходили в школы, как иногда мы ходим в наши школы. Учащимся нужно было рано вставать, учить сложные вопросы и ответы и прилежно себя вести в школе, иначе за провинность секли розгами.
На Руси похожие школы возникли в 988 году при правлении князя Владимира. В них обучали наукам и выпускавшиеся получали серьезное по тем временам образование.
К интересным фактам о деньгах можно отнести парадоксы налогообложения не только давних времен, но и современные решения в этой области. Психологическая зависимость людей от денег, населяющих нашу планету, несомненно, относится к прискорбным, хотя и интересным фактам о деньгах. Безоговорочная победа денег над человечеством не под силу ни одной армии мира. Вечная их нехватка преследует не только частных обывателей, но и бюджет многих стран. Эта причина и стала благодатной почвой к возникновению самых смешных налогов в налоговом кодексе, претендующих на первые страницы в сатирическом журнале. Помимо налогов на воробьев, пыль и собак, которые можно объяснить беспокойством об окружающей среде, такие налоги как: на глаза (сумма уплаты зависела от цвета роговицы глаза), на сбор мочи и на поход по воду с коромыслом, свидетельствуют или о безысходности, или о патологической жадности былых правителей государств. Несомненно, в наше время также имеют место не менее нелепые решения в налоговом кодексе многих стран, среди них и налог на тень, взимаемый в Венеции с собственников уличных кафе и лотков, и налог на наркотики или налог на взятку или награбленное имущество. Они как раз достойны включения в перечень вопросов викторины для школьников для разрядки и поддержания хорошего настроения участников мероприятия.
Материал для юмористических пауз
Что общего между математикой и поэзией? Согласитесь, в цифрах тоже есть лирика. Угадайте поэта по ритму:
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501 ( Пушкин «Няне» «Подруга дней моих суровых…»)
…………………………………………………………………………….
70 15
7 2 40 5
37 120
10 25 (С. Есенин «Белая берёза // под моим окном// принакрылась снегом, // словно серебром)
……………………………………………………………………………
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17 (Маяковский «Стихи о советском паспорте» «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза! Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза»)
Шутки
– О чем пьеса Горького «На дне»?
– О Титанике.
Очень красиво на польском языке звучит фраза «Мохнатый шмель»:
«Волоснявый жужик»!
– Вот выйду на пенсию и закончу свою вторую книгу...
– О, так вы пишете?!
– Нет, я читаю...
Молодой писатель написал роман «Хрень». Выпустил тиражом 100 000 экземпляров. Ждал-ждал, увы, не продано ни одной книги. Тогда писатель поместил в газете объявление: «Молодой симпатичный миллионер познакомится с девушкой, похожей на главную героиню книги "Хрень"».
Книга имела сумасшедший успех...
Молодой поэт спрашивает известного критика:
– Что вы можете сказать о моих последних стихах?
– Если честно, то это худшее из всего, что я читал.
– Как! А ведь я вчера продал их одному издательству за хорошие деньги!
– А вот это уже настоящее искусство!
Грабитель ворвался в банк, кричит:
– Стоять! Это ограбление!
Тут из очереди голос учительницы:
– Стоять – это глагол, придурок!
– Сегодня прочитал Вашу книгу...
– Последнюю?
– Надеюсь...
Сценка
Ведущий, царь Пётр, обвиняемый
Ведущий:
Веселые или, как у нас говорят, прикольные вопросы и ответы – не прерогатива современности. Издавна людям нравились забавные вопросы и ответы. И часто смешные вопросы и ответы помогали в беде. В истории известно множество случаев, когда оригинальные ответы на вопросы помогали людям с честью выйти из весьма щекотливых ситуаций. Вот лишь один пример из множества ему подобных. Русский царь Петр Первый, обладая острым умом и развитым чувством юмора, любил интересные вопросы о жизни, а также смешные вопросы и ответы на них. Однажды Петр спросил уличенного в воровстве чиновника: Царь Пётр: - Сколько звезд на небе?
Обвиняемый: – Сто тысяч пятьсот двести восемьдесят пять!
Царь Пётр: – Не врешь?
Обвиняемый: – А вы, Государь, проверьте.
Царь Пётр: – Мои подданные часто жалуются, что я слишком дорого обхожусь государственной казне. А как ты думаешь, сколько я стою?
Обвиняемый: – Двадцать девять монет, Государь.
Царь Пётр: – Почему так мало? – изумился Петр.
Обвиняемый: – Так ведь сам Христос был продан за тридцать серебреников…
Ведущий:
В конце концов, забавные вопросы и ответы спасли чиновника: за свое остроумие он был помилован.
В наше время смешные вопросы и ответы по-прежнему в почете там, где ценится интеллект. Например, в Оксфордском университете, который имеет давние традиции, и забавные вопросы и ответы входят в их число.