СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивная экскурсии: «Сон в рукотворном мире: как и на чём спали наши предки»

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивная экскурсии: «Сон в рукотворном мире: как и на чём спали наши предки»

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная экскурсии: «Сон в рукотворном мире: как и на чём спали наши предки»»


Интерактивная экскурсии: «Сон в рукотворном мире: как и на чём спали наши предки»

Пешко О.С., учитель истории и искусства,

руководитель музея «Спадчына»

ГУО «Средняя школа №33 г.Бреста»


Цель: Познакомить старшеклассников с историей быта и традициями сна наших предков через интерактивную экскурсию, развить интерес к культурному наследию и привить навыки ручного труда.

Задачи:

  1. Образовательные:

Рассказать об особенностях спальных мест, текстиля и ритуалов сна в прошлом.

Познакомить с символикой вышивки и традиционными материалами (солома, шерсть, лён).

  1. Развивающие:

Развить интерес к истории и культуре через интерактивные элементы.

Способствовать развитию творческого мышления и навыков ручного труда.

  1. Воспитательные:

Воспитать уважение к традициям и труду предков.

Способствовать формированию командного духа через групповые активности.


Материалы и оборудование:

  1. Экспонаты:

Деревянная кровать (1,5 м).

Перьевые подушки с вышитыми наволочками.

Соломенный матрас.

Шерстяное одеяло.

Тканое покрывало.

  1. Для интерактивов:

Образцы шерсти, веретено.

Заготовки для вышивки (ткань, нитки, иголки).

Картон, ножницы, клей, ткань для создания миниатюрных кроватей.

Декоративный сундук для «снов».

  1. Дополнительное оборудование:

Фотоаппарат или смартфон для фотографирования.

Музыкальный проигрыватель с народной музыкой.

Листочки и ручки для записи снов.

Участники:

Экскурсоводы: Два ведущих, которые ведут диалог между собой и с участниками.

Участники экскурсии: Старшеклассники (группа 15–25 человек).

Организаторы: Помощники для раздачи материалов и организации мастер-классов.


Предполагается, что экскурсия станет увлекательным путешествием в прошлое, где старшеклассники не только узнают о традициях сна, но и смогут прикоснуться к истории через творчество и интерактивные активности.


Формат: Два экскурсовода ведут диалог между собой и с участниками, вовлекая их в интерактивные активности. Экскурсия рассчитана на 1,5–2 часа и включает элементы театрализации, мастер-классы и дискуссии.


Структура экскурсии:

1. Введение (10 минут)

Экскурсоводы встречают группу у входа в зал с экспозицией.

Экскурсовод 1: «Здравствуйте! Сегодня мы отправимся в путешествие во времени, чтобы узнать, как и на чём спали наши предки. Вы увидите, что сон — это не просто отдых, а целый ритуал, который рассказывает о культуре, традициях и быте людей прошлого».

Экскурсовод 2: «А ещё вы сами попробуете создать элементы спального места, как это делали наши прабабушки и прадедушки. Готовы? Тогда вперёд!»


2. Основная часть (60 минут)

А. История кровати (15 минут)

Экскурсоводы подходят к деревянной кровати.

Экскурсовод 1: «Перед вами кровать, которой больше 100 лет. Обратите внимание на её размер — всего 1,5 метра. Как вы думаете, почему она такая короткая?»
(Участники высказывают предположения, экскурсоводы объясняют, что раньше люди спали полусидя, чтобы избежать проблем с дыханием или из-за суеверий.)

Экскурсовод 2: «А теперь давайте рассмотрим матрас из соломы. Кто знает, почему использовали именно солому?»
(Обсуждение: солома была доступным материалом, её легко заменить, она сохраняет тепло.)

Интерактив: Участникам предлагают потрогать современный матрас и сравнить его с соломенным (заранее подготовленный образец).


Б. Текстильные традиции (20 минут)

Экскурсоводы переходят к подушкам, одеялу и покрывалу.

Экскурсовод 1: «Посмотрите на эти вышитые наволочки. Каждый узор имел своё значение: защита от злых сил, пожелание здоровья, символ плодородия. А кто из вас умеет вышивать?»
(Краткий рассказ о символике узоров.)

Экскурсовод 2: «А это шерстяное одеяло. Шерсть — натуральный материал, который греет даже в самые лютые морозы. Но знаете ли вы, как её обрабатывали?»

Интерактив:

  1. Участникам раздают образцы шерсти и показывают, как её пряли на веретене.

  2. Желающие пробуют вышить простой узор на ткани (заранее подготовленные заготовки).


В. Ритуалы сна (15 минут)

Экскурсоводы рассказывают о традициях, связанных со сном.

Экскурсовод 1: «Раньше сон считался особым временем, когда человек был ближе к потустороннему миру. Поэтому перед сном читали молитвы, ставили у кровати обереги».

Экскурсовод 2: «А ещё верили, что сны могут быть вещими. Кто из вас записывает свои сны?»

Интерактив: Участники пишут на листочках свои самые яркие сны и кладут их в «сундук сновидений» (декоративный ящик).


Г. Диалог с зрителями (10 минут)

Экскурсоводы задают вопросы, вовлекая группу в дискуссию:

Как вы думаете, почему сегодня мы спим иначе, чем наши предки?

Что бы вы взяли из прошлого в свой современный быт?

Как вы считаете, влияет ли спальное место на качество сна?


3. Заключение (20 минут)

Мастер-класс (15 минут):

Участники делятся на две группы:

  1. Одна группа создаёт миниатюрные «кровати» из картона, ткани и соломы.

  2. Вторая группа вышивает простые узоры на наволочках.

Завершение (5 минут):

Экскурсовод 1: «Сегодня мы узнали, как спали наши предки, и попробовали создать что-то своими руками. Надеемся, вы унесёте с собой не только новые знания, но и вдохновение!»

Экскурсовод 2: «А теперь давайте сфотографируемся на память у нашей старинной кровати!»


Дополнительные элементы:

Музыкальное сопровождение: тихая народная музыка во время мастер-классов.

Реквизит: веретено, образцы шерсти, картон, ткань, нитки, иголки, декоративный сундук.

Фототочка: стилизованная зона с кроватью, где можно сделать фото.


Эта экскурсия не только познакомит старшеклассников с историей быта, но и позволит им почувствовать связь с прошлым через творчество и интерактив.


Деревянная кровать в экспозиции музея

4