СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивная игра «Математика – царица наук»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная игра «Математика – царица наук»»

МКОУ «ЕССЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ЭВЕНКИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ









Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 9 классов



Интерактивная игра «Математика – царица наук»





Подготовил:

Топоева Анастасия Александровна























2024 г

Пояснительная записка

Основная цель педагога - не только передать информацию, но и вовлечь ученика в противоречия научного знания и способы их разрешения. Совместно с учителем ученики находят новые знания и учатся относиться к изучаемому материалу. Учебный процесс активизируется через взаимодействие между учителем и ребенком.

Активные методы преподавания необходимы для развития интересов и способностей учеников, их творческого мышления и самостоятельности. Познавательная активность проявляется через интерес к учебе, выполнение заданий и самостоятельное мышление. Познавательная самостоятельность предполагает способность ориентироваться, находить свой путь к решению проблемы и критически мыслить.

Активное обучение различается от информационного тем, что в нем ставится задача открыть новые знания, а не просто запомнить материал. Для включения мышления учащихся в активное обучение используются интерактивные методики. Интерактивная игра «Математика - царица наук» предлагает игровые элементы, которые помогают развить интерес к математике и приобрести новые знания.

Мероприятие рассчитано на различные категории учеников, включая тех, кто не проявляет интерес к математике. Задания разнообразные, что позволяет каждому ученику найти что-то интересное для себя и уделить математике больше внимания.


Цель мероприятия


Стимулирование у учащихся интереса к математике через использование интерактивных методов обучения, развитие критического мышления и интуиции, активизация познавательной и творческой деятельности.


Задачи мероприятия


Создать среду, в которой каждый ученик может проявить свои способности и интеллектуальные навыки.

Развить умение слушать других, работать в команде, анализировать и оценивать себя, и умение к творческой самореализации.


Форма проведения: интерактивная игра.








Ход мероприятия


Здравствуйте, сегодня у нас с вами проходит интерактивная игра «Математика – царица наук». «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. Где числа, там математика. Наука, которая является царицей учений. Кто занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым.

Объясняю правила игры: в игре участвуют 2 команды по 12 человек в каждой. Игра состоит из 7 туров. В процессе игры каждая команда получает жетоны, о количестве выданных жетонов будет объявлено перед каждым туром. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество баллов в конце игры. Каждый представитель команды-победителя награждается оценкой «5» по математике. Хочу представить вам членов жюри (идет представление).


Первый тур «Презентация команд»


Перед вами лежат листы бумаги, маркеры. Нужно оформить постер, в котором будет размещено: название, девиз, эмблема команды. Капитан команды презентует заявленный постер.


Второй тур «Разминка»


Вопросы:

1. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?

Ответ: 5 минут.

2. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 минут. Как это объяснить?

Ответ: 1 час 40 минут=100 минут.

3. Рыба весит 5 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?

Ответ: 10 килограммов.

4. У Ахмеда было 10 овец. Все, кроме девяти, пропали. Сколько овец осталось у Ахмеда?

Ответ: 9 овец.

5. Наименьшее число, кратное 11?

Ответ: 11.

6. Точка, равноудаленная от всех точек окружности?

Ответ: центр.

7. Математический знак, используемый для записи чисел? (

Ответ: запятая.

8. Совокупность делений на линейках различных форм?

Ответ: шкала.

9. Расстояние, измеряемое между концами отрезка?

Ответ: длина.

10. Запись, состоящая из одной или нескольких цифр?

Ответ: число.

11.Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство?

Ответ: корень.

12. Число, которое не может быть делителем?

Ответ: ноль.

13. Утверждение, принимаемое без доказательств?

 Ответ: аксиома.

14. Высота треугольника – это?

Ответ: перпендикуляр.

15. Чему равна сумма всех чисел от - 200 до 200? 

Ответ: 0.

16. Сколько разных высот можно провести в параллелограмме?

Ответ: две.

17. Есть у уравнения и растения?

Ответ: корень.


Третий тур «Чеховская головоломка»


Вспомним знаменитую арифметическую задачу, которая так смутила семиклассника Зиберова из рассказа А. П. Чехова «Репетитор»:

«Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?»

С тонким юмором описывает Чехов, как беспомощно трудились над этой задачей и семиклассник-репетитор, и его ученик, двенадцатилетний Петя, пока не выручил их Петин отец, Удодов.

Решите эту задачу.

Решение:

Составить два уравнения с двумя неизвестными для данной задачи очень нетрудно; вот они:

х + у = 138

5х + 3у = 540,

где х - число аршин синего, а у – черного сукна.

Однако задача легко решается и арифметически. Вы начали бы с предположения, что все купленное сукно было синее, тогда за всю партию в 138 аршин синего сукна пришлось бы заплатить 5 x 138 = 690 рублей; это на 690-540 = 150 рублей больше того, что было заплачено в действительности. Разница в 150 рублей указывает, что в партии имелось и более дешевое, черное сукно по 3 рубля аршин. Дешевого сукна было столько, что из двухрублевой разницы на каждом аршине составилось 150 рублей: очевидно, число аршин черного сукна определится, если разделить 150 на 2. Получаем ответ – 75; вычтя эти 75 аршин из общего числа 138 аршин, узнаем, сколько было синего сукна: 138 – 75 = 63.


Четвертый тур «Загадочная автобиография»


В бумагах одного чудака-математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими строками:

«Я окончил курс университета 44-х лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет, – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб. в месяц».

Расшифруйте загадочную автобиографию.

Ответ: Решение задачи осуществляется в недесятичной системе счисления. Секрет выдается фразой: «Спустя год (после 44-летнего возраста), 100-летним молодым человеком…» Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 – наибольшая в этой системе (как 9 – в десятичной), а следовательно, основанием системы является 5. Чудаку-математику пришла фантазия написать все числа своей биографии по пятеричной системе счисления, т. е. по такой, в которой единица высшего разряда не в 10, а в 5 раз больше единицы низшего; на первом справа месте стоят в ней простые единицы (не свыше четырех), на втором – не десятки, а пятерки; на третьем не сотни, а «двадцати-пятерки», и т. д. Поэтому число, изображенное в тексте записки «44», означает не 4 × 10 + 4, как в десятичной системе, а 4 × 5 + 4, т. е. двадцать четыре. Точно так же число «100» в автобиографии означает одну единицу третьего разряда в пятеричной системе, т. е. 25.

Восстановив истинный смысл чисел записки, мы видим, что в ней никаких противоречий нет:

Я окончил курс 24 лет от роду. Спустя год, 25-летним молодым человеком, я женился на 19-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 6 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет, у меня была уже и маленькая семья из 5 детей. Жалованья я получал 50 рублей, из которых 1/5 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 40 рублей.




Пятый тур «Старинные задачи»


Задачи расположены на карточках. Каждой команде выдается комплект карточек.

Карточка № 1: некий человек нанял работника на год, обещал ему дать 12 руб. и кафтан. Но тот, отработав 7 месяцев, захотел уйти и просил достойной платы с тулупом. Хозяин дал ему по достоинству расчет 5 рублей и тулуп. Спрашивается, а какой цены тот тулуп был?

Ответ: тулуп 9,8 – 5 = 4,8 (руб.).

Карточка № 2: в клетке находится неизвестное число кур и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Каково кур и число кроликов.

Ответ: 12 кроликов, 23 курицы

Карточка № 3: мама раздала детям по четыре конфеты, и три конфеты остались лишними. А чтобы дать детям по пять конфет, двух конфет не хватает. Сколько было детей?

Ответ: 5.


Шестой тур «Великие ученые»


Представляем тестовые вопросы с несколькими вариантами ответов.


Вопросы:

1. Кто из математиков принимал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде в 548 году до н.э.? Автор теоремы о составляющих прямоугольного треугольника?

а. Фалес

б. Пифагор

в. Исаак Ньютон

г. Нильс Хенрик Абель

Ответ: Пифагор.

2. Кто из ученых установил связь между корнями квадратного уравнения?

а. Н. Лобачевский

б. Ф. Виет

в. К. Гаусса

г. Ф. Милетский

Ответ: Ф. Виет.

3. Кто из великих ученых посвятил 150 работ теории чисел?

а. Л. Эйлер

б. А. Эйнштейн

в. Евклид

Ответ: Л. Эйлер.

4. На надгробии какого великого математика высечен правильный 17-угольник?

а. П. Ферма

б. А. Пушкин

в. К. Гаусса

г. А. Грибоедов

Ответ: К. Гаусса.

5. Назовите ученого, доказавшего, что угол, вписанный в полуокружность – прямой.

а. Аль-Хорезми

б. Ф. Виет

в. К. Гаусса

г. Ф. Милетский

Ответ: Ф. Милетский.

6. Кто из великих математиков был советником парламента Тулузы?

а. Евклид

б. Тони Моррисон

в. Фалес

г. П. Ферма.

Ответ: П. Ферма

7. Кто является основоположником неевклидовой геометрии?

а. Пифагор

б. Н. Лобачевский

в. А. Эйнштейн

г. А. Грибоедов

Ответ: Н. Лобачевский.

8. Когда этой женщине-математику было 8 лет, стены ее комнаты из-за нехватки обоев оклеили листами из учебника высшей математике. От долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в ее память. Впоследствии она стала первой женщиной-математиком, доктором философии.

а. Ирен Жолио-Кюри

б. Тони Моррисон

в. Мария Склодовская-Кюри

г. Софья Ковалевская

Ответ: Софья Ковалевская.

9. Этот человек является прототипом героя фильма «Игры разума»?

а. Мартин Айгнер

б. Джон Нэш

в. Джеймс Александер

г. Ларс Альфорс

Ответ: Джон Нэш.


10. Его именем назвали чёткое предписание исполнителю последовательности действий для решения задачи?

а. Аль- Хорезми

б. Ариабхата

в. Брахмагупта

г. Махмуд Ганзеви

Ответ: Аль-Хорезми.

11. Когда правитель Египта спросил этого древнегреческого ученого, нельзя ли сделать геометрию проще, тот ответил: «В науке нет особых путей для царей!» Кто был автор этих известных слов?

а. Евклид

б. Пифагор

в. Фалес

г. Эратосфен

Ответ: Евклид.

12. В 1703 году в России типографским способом необычайно большим по тем временам тиражом – в количестве 2400 экземпляров - был издан учебник. Назывался он «Арифметика, сиречь наука числительная.... Это был первый учебник математики в России. Кто был автором этого учебника?

а. Д. Аничков

б. Е. Войтеховский

в. Л. Магницкий

г. С. Румовский

Ответ: Л. Магницкий.


Тур 7. Математические шарады



 1. Первый слог – нота,

Второй слог – нота.

А в целом –

Только часть чего-то. (До + Ля = Доля)


2. Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» –

Будет круглое число. (Сурок – сорок)


3. Рождаюсь на мебельной фабрике я

И в каждом хозяйстве нельзя без меня.

Отбросишь последнюю букву мою –

Названье большому числу я даю. (Стол – сто)


 

4. Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То сразу превращусь я в знак сложенья. (Флюс – плюс)

 

5. Коль в треугольнике угол прямой,

Я называюсь его стороной.

Букву последнюю мне поменять –

Буду, как ветер, вас по морю мчать. (Катет – катер)


6. С буквой «Р» – с овцы стригут,

В нити прочные прядут.

А без «Р» – нужна для счёта,

Цифрой быть – её работа. (Шерсть – шесть)

 

7. Число я меньше десяти.

Меня тебе легко найти.

Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,

Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь – семья)

  

8. Я с «Л» смягчённым – под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым – в комнате твоей

И в геометрии фигура.(Уголь – угол)


9. Читаем мы направо смело –

Геометрическое тело.

Прочтём же справа мы налево –

Увидим разновидность древа. (Куб – бук)

 

10. С «Д» – давно я мерой слала,

С «Т» – уж нету выше балла.(Пядь – пять)

 

11. Счастливой цифру ту считают,

При счете её применяют.

А «М» вот на «Т» поменяли –

И рыбы немало поймали. (Семь – сеть)

 

12. С «К» – для продуктов годна,

С «М» – для сложенья нужна. (Сумка — сумма)

 

13. С «Ш» – для счёта я нужна,

С «М» – обидчикам страшна! (Шесть – месть)

 

 

14. Предлог стоит в моём начале,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (За + Дача = Задача)

 

15. Две ноты – два слога,

А слово – одно,

И меру длины

Означает оно. (Ми + Ля = Миля)


Слово для подведения итогов предоставляется жюри. Мы поздравляем команду–победителя. Все вы сегодня показали, что являетесь творческими людьми, любящими математику. Обещанные пятерки появятся в ваших электронных дневниках. Спасибо за игру, всем удачного дня!

Список литературы:


1. Лэнгдон, Н. В мире математики и калькуляторов / Н. Лэнгдон. – Москва : Педагогика, 1990. – 144 с.

2. Математика. Полная энциклопедия. – Москва : РОСМЭН, 2020. – 256 с.

3. Перельман, Я. И. Живая математика / Я. Перельман. - Москва : Эксмо, 2019. – 320 с.

4. Перельман, Я. И.  Занимательная арифметика и математика / Я. И. Перельман. – Москва : Эксмо, 2021. – 320 с.

5. Рубинштейн, А. И.  Связующая нить. Неизвестная математика / А. И. Рубинштейн. – Москва : Дрофа, 2009. - 109 с.

6. Сборник задач по математике для 9 и 10 классов / Сост. С. А. Ануфриенко. – Екатеринбург, 2001. – 59 с.