МКОУ «ЕССЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ЭВЕНКИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 9 классов
Интерактивная игра «Математика – царица наук»
Подготовил:
Топоева Анастасия Александровна
2024 г
Пояснительная записка
Основная цель педагога - не только передать информацию, но и вовлечь ученика в противоречия научного знания и способы их разрешения. Совместно с учителем ученики находят новые знания и учатся относиться к изучаемому материалу. Учебный процесс активизируется через взаимодействие между учителем и ребенком.
Активные методы преподавания необходимы для развития интересов и способностей учеников, их творческого мышления и самостоятельности. Познавательная активность проявляется через интерес к учебе, выполнение заданий и самостоятельное мышление. Познавательная самостоятельность предполагает способность ориентироваться, находить свой путь к решению проблемы и критически мыслить.
Активное обучение различается от информационного тем, что в нем ставится задача открыть новые знания, а не просто запомнить материал. Для включения мышления учащихся в активное обучение используются интерактивные методики. Интерактивная игра «Математика - царица наук» предлагает игровые элементы, которые помогают развить интерес к математике и приобрести новые знания.
Мероприятие рассчитано на различные категории учеников, включая тех, кто не проявляет интерес к математике. Задания разнообразные, что позволяет каждому ученику найти что-то интересное для себя и уделить математике больше внимания.
Цель мероприятия
Стимулирование у учащихся интереса к математике через использование интерактивных методов обучения, развитие критического мышления и интуиции, активизация познавательной и творческой деятельности.
Задачи мероприятия
Создать среду, в которой каждый ученик может проявить свои способности и интеллектуальные навыки.
Развить умение слушать других, работать в команде, анализировать и оценивать себя, и умение к творческой самореализации.
Форма проведения: интерактивная игра.
Ход мероприятия
Здравствуйте, сегодня у нас с вами проходит интерактивная игра «Математика – царица наук». «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. Где числа, там математика. Наука, которая является царицей учений. Кто занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым.
Объясняю правила игры: в игре участвуют 2 команды по 12 человек в каждой. Игра состоит из 7 туров. В процессе игры каждая команда получает жетоны, о количестве выданных жетонов будет объявлено перед каждым туром. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество баллов в конце игры. Каждый представитель команды-победителя награждается оценкой «5» по математике. Хочу представить вам членов жюри (идет представление).
Первый тур «Презентация команд»
Перед вами лежат листы бумаги, маркеры. Нужно оформить постер, в котором будет размещено: название, девиз, эмблема команды. Капитан команды презентует заявленный постер.
Второй тур «Разминка»
Вопросы:
1. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?
Ответ: 5 минут.
2. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 минут. Как это объяснить?
Ответ: 1 час 40 минут=100 минут.
3. Рыба весит 5 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?
Ответ: 10 килограммов.
4. У Ахмеда было 10 овец. Все, кроме девяти, пропали. Сколько овец осталось у Ахмеда?
Ответ: 9 овец.
5. Наименьшее число, кратное 11?
Ответ: 11.
6. Точка, равноудаленная от всех точек окружности?
Ответ: центр.
7. Математический знак, используемый для записи чисел? (
Ответ: запятая.
8. Совокупность делений на линейках различных форм?
Ответ: шкала.
9. Расстояние, измеряемое между концами отрезка?
Ответ: длина.
10. Запись, состоящая из одной или нескольких цифр?
Ответ: число.
11.Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство?
Ответ: корень.
12. Число, которое не может быть делителем?
Ответ: ноль.
13. Утверждение, принимаемое без доказательств?
Ответ: аксиома.
14. Высота треугольника – это?
Ответ: перпендикуляр.
15. Чему равна сумма всех чисел от - 200 до 200?
Ответ: 0.
16. Сколько разных высот можно провести в параллелограмме?
Ответ: две.
17. Есть у уравнения и растения?
Ответ: корень.
Третий тур «Чеховская головоломка»
Вспомним знаменитую арифметическую задачу, которая так смутила семиклассника Зиберова из рассказа А. П. Чехова «Репетитор»:
«Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?»
С тонким юмором описывает Чехов, как беспомощно трудились над этой задачей и семиклассник-репетитор, и его ученик, двенадцатилетний Петя, пока не выручил их Петин отец, Удодов.
Решите эту задачу.
Решение:
Составить два уравнения с двумя неизвестными для данной задачи очень нетрудно; вот они:
х + у = 138
5х + 3у = 540,
где х - число аршин синего, а у – черного сукна.
Однако задача легко решается и арифметически. Вы начали бы с предположения, что все купленное сукно было синее, тогда за всю партию в 138 аршин синего сукна пришлось бы заплатить 5 x 138 = 690 рублей; это на 690-540 = 150 рублей больше того, что было заплачено в действительности. Разница в 150 рублей указывает, что в партии имелось и более дешевое, черное сукно по 3 рубля аршин. Дешевого сукна было столько, что из двухрублевой разницы на каждом аршине составилось 150 рублей: очевидно, число аршин черного сукна определится, если разделить 150 на 2. Получаем ответ – 75; вычтя эти 75 аршин из общего числа 138 аршин, узнаем, сколько было синего сукна: 138 – 75 = 63.
Четвертый тур «Загадочная автобиография»
В бумагах одного чудака-математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими строками:
«Я окончил курс университета 44-х лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет, – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб. в месяц».
Расшифруйте загадочную автобиографию.
Ответ: Решение задачи осуществляется в недесятичной системе счисления. Секрет выдается фразой: «Спустя год (после 44-летнего возраста), 100-летним молодым человеком…» Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 – наибольшая в этой системе (как 9 – в десятичной), а следовательно, основанием системы является 5. Чудаку-математику пришла фантазия написать все числа своей биографии по пятеричной системе счисления, т. е. по такой, в которой единица высшего разряда не в 10, а в 5 раз больше единицы низшего; на первом справа месте стоят в ней простые единицы (не свыше четырех), на втором – не десятки, а пятерки; на третьем не сотни, а «двадцати-пятерки», и т. д. Поэтому число, изображенное в тексте записки «44», означает не 4 × 10 + 4, как в десятичной системе, а 4 × 5 + 4, т. е. двадцать четыре. Точно так же число «100» в автобиографии означает одну единицу третьего разряда в пятеричной системе, т. е. 25.
Восстановив истинный смысл чисел записки, мы видим, что в ней никаких противоречий нет:
Я окончил курс 24 лет от роду. Спустя год, 25-летним молодым человеком, я женился на 19-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 6 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет, у меня была уже и маленькая семья из 5 детей. Жалованья я получал 50 рублей, из которых 1/5 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 40 рублей.
Пятый тур «Старинные задачи»
Задачи расположены на карточках. Каждой команде выдается комплект карточек.
Карточка № 1: некий человек нанял работника на год, обещал ему дать 12 руб. и кафтан. Но тот, отработав 7 месяцев, захотел уйти и просил достойной платы с тулупом. Хозяин дал ему по достоинству расчет 5 рублей и тулуп. Спрашивается, а какой цены тот тулуп был?
Ответ: тулуп 9,8 – 5 = 4,8 (руб.).
Карточка № 2: в клетке находится неизвестное число кур и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Каково кур и число кроликов.
Ответ: 12 кроликов, 23 курицы
Карточка № 3: мама раздала детям по четыре конфеты, и три конфеты остались лишними. А чтобы дать детям по пять конфет, двух конфет не хватает. Сколько было детей?
Ответ: 5.
Шестой тур «Великие ученые»
Представляем тестовые вопросы с несколькими вариантами ответов.
Вопросы:
1. Кто из математиков принимал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде в 548 году до н.э.? Автор теоремы о составляющих прямоугольного треугольника?
а. Фалес
б. Пифагор
в. Исаак Ньютон
г. Нильс Хенрик Абель
Ответ: Пифагор.
2. Кто из ученых установил связь между корнями квадратного уравнения?
а. Н. Лобачевский
б. Ф. Виет
в. К. Гаусса
г. Ф. Милетский
Ответ: Ф. Виет.
3. Кто из великих ученых посвятил 150 работ теории чисел?
а. Л. Эйлер
б. А. Эйнштейн
в. Евклид
Ответ: Л. Эйлер.
4. На надгробии какого великого математика высечен правильный 17-угольник?
а. П. Ферма
б. А. Пушкин
в. К. Гаусса
г. А. Грибоедов
Ответ: К. Гаусса.
5. Назовите ученого, доказавшего, что угол, вписанный в полуокружность – прямой.
а. Аль-Хорезми
б. Ф. Виет
в. К. Гаусса
г. Ф. Милетский
Ответ: Ф. Милетский.
6. Кто из великих математиков был советником парламента Тулузы?
а. Евклид
б. Тони Моррисон
в. Фалес
г. П. Ферма.
Ответ: П. Ферма
7. Кто является основоположником неевклидовой геометрии?
а. Пифагор
б. Н. Лобачевский
в. А. Эйнштейн
г. А. Грибоедов
Ответ: Н. Лобачевский.
8. Когда этой женщине-математику было 8 лет, стены ее комнаты из-за нехватки обоев оклеили листами из учебника высшей математике. От долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в ее память. Впоследствии она стала первой женщиной-математиком, доктором философии.
а. Ирен Жолио-Кюри
б. Тони Моррисон
в. Мария Склодовская-Кюри
г. Софья Ковалевская
Ответ: Софья Ковалевская.
9. Этот человек является прототипом героя фильма «Игры разума»?
а. Мартин Айгнер
б. Джон Нэш
в. Джеймс Александер
г. Ларс Альфорс
Ответ: Джон Нэш.
10. Его именем назвали чёткое предписание исполнителю последовательности действий для решения задачи?
а. Аль- Хорезми
б. Ариабхата
в. Брахмагупта
г. Махмуд Ганзеви
Ответ: Аль-Хорезми.
11. Когда правитель Египта спросил этого древнегреческого ученого, нельзя ли сделать геометрию проще, тот ответил: «В науке нет особых путей для царей!» Кто был автор этих известных слов?
а. Евклид
б. Пифагор
в. Фалес
г. Эратосфен
Ответ: Евклид.
12. В 1703 году в России типографским способом необычайно большим по тем временам тиражом – в количестве 2400 экземпляров - был издан учебник. Назывался он «Арифметика, сиречь наука числительная.... Это был первый учебник математики в России. Кто был автором этого учебника?
а. Д. Аничков
б. Е. Войтеховский
в. Л. Магницкий
г. С. Румовский
Ответ: Л. Магницкий.
Тур 7. Математические шарады
1. Первый слог – нота,
Второй слог – нота.
А в целом –
Только часть чего-то. (До + Ля = Доля)
2. Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «У» на «О» –
Будет круглое число. (Сурок – сорок)
3. Рождаюсь на мебельной фабрике я
И в каждом хозяйстве нельзя без меня.
Отбросишь последнюю букву мою –
Названье большому числу я даю. (Стол – сто)
4. Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье.
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То сразу превращусь я в знак сложенья. (Флюс – плюс)
5. Коль в треугольнике угол прямой,
Я называюсь его стороной.
Букву последнюю мне поменять –
Буду, как ветер, вас по морю мчать. (Катет – катер)
6. С буквой «Р» – с овцы стригут,
В нити прочные прядут.
А без «Р» – нужна для счёта,
Цифрой быть – её работа. (Шерсть – шесть)
7. Число я меньше десяти.
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь – семья)
8. Я с «Л» смягчённым – под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым – в комнате твоей
И в геометрии фигура.(Уголь – угол)
9. Читаем мы направо смело –
Геометрическое тело.
Прочтём же справа мы налево –
Увидим разновидность древа. (Куб – бук)
10. С «Д» – давно я мерой слала,
С «Т» – уж нету выше балла.(Пядь – пять)
11. Счастливой цифру ту считают,
При счете её применяют.
А «М» вот на «Т» поменяли –
И рыбы немало поймали. (Семь – сеть)
12. С «К» – для продуктов годна,
С «М» – для сложенья нужна. (Сумка — сумма)
13. С «Ш» – для счёта я нужна,
С «М» – обидчикам страшна! (Шесть – месть)
14. Предлог стоит в моём начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (За + Дача = Задача)
15. Две ноты – два слога,
А слово – одно,
И меру длины
Означает оно. (Ми + Ля = Миля)
Слово для подведения итогов предоставляется жюри. Мы поздравляем команду–победителя. Все вы сегодня показали, что являетесь творческими людьми, любящими математику. Обещанные пятерки появятся в ваших электронных дневниках. Спасибо за игру, всем удачного дня!
Список литературы:
1. Лэнгдон, Н. В мире математики и калькуляторов / Н. Лэнгдон. – Москва : Педагогика, 1990. – 144 с.
2. Математика. Полная энциклопедия. – Москва : РОСМЭН, 2020. – 256 с.
3. Перельман, Я. И. Живая математика / Я. Перельман. - Москва : Эксмо, 2019. – 320 с.
4. Перельман, Я. И. Занимательная арифметика и математика / Я. И. Перельман. – Москва : Эксмо, 2021. – 320 с.
5. Рубинштейн, А. И. Связующая нить. Неизвестная математика / А. И. Рубинштейн. – Москва : Дрофа, 2009. - 109 с.
6. Сборник задач по математике для 9 и 10 классов / Сост. С. А. Ануфриенко. – Екатеринбург, 2001. – 59 с.