Интерактивное итоговое занятие по грамоте с детьми 6-го года жизни на базе лексической темы «Зима. Зимующие птицы»
Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование звукового анализа и синтеза слов (выделение гласных звуков на фоне слова). Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). Совершенствование слоговой структуры слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия. Развитие длительного плавного выдоха, зрительного внимания, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Мультимедийное оборудование, контейнеры с картинками (родственные слова), коробочки с наборами для звукового анализа и наборами с символами звуков, подставки для карандашей, тетради, бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по количеству детей.
Ход занятия
Организационный момент.
Объявление темы занятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
Дети рассматривают картинки, лежащие на столах, с изображениями снеговика, снежинки, Снегурочки, снежного кома, называют их. Определяют слово (снег) от которого они образованы, подбирают еще родственные слова. В этом им помогают следующие вопросы.
-Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?
-Какую бабу дети слепили из снега?
-Как зовут внучку Деда Мороза?
-Каким станет парк, если его занесет снегом?
-Когда идет сильный снег, как мы это называем?
-Какая сказочная героиня украла Кая?
2. Работа по корректурной таблице.
Назвать зимующих птиц, по мере появления их изображений на доске (воробей, ворона, снегирь, синица, сова, клест, свиристель, дятел, голубь). Ввести обобщающее слово «зимующие птицы».
Словообразование. Закончи предложение словом, подходящим по смыслу.
-Если у синички желтая грудка, то она ….
-У сороки белые бока, она ….
-Если у совы большие глаза, то она ….
-У снегиря красная грудка, он ….
-У дятла пестрые крылья, он …
Нахождение детьми птиц по корректурной таблице.
-Назови, кто находится в первом ряду, во второй колонке?
-Назови птицу, которая находится в третьем ряду вторая?
-Опиши, где находится снегирь и т.д.
3. Работа по таблице с предлогами.
Схематичное изображение предлогов: на, над, в, из. Назвать предлоги, составить с ними предложения по типу: картинка-предлог-картинка.
*Сова вылетает из гнезда. Дятел сидит на ветке дерева. Синичка клюет корм в кормушке. Голубь летает над городом. Ворона выронила сыр из клюва.*
4. Пальчиковая гимнастика.
Сколь птиц к кормушке нашей
Прилетело, мы – расскажем.
Две синицы, воробей, пять щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
5. Работа с символами гласных и согласных звуков.
По таблице на экране, назвать звуки по символам, сопровождая проговаривание соответствующими движениями (согласные звуки). Дать характеристику отдельным звукам: а, п, в, у, и, б.
Детям предлагается прослушать слова и определить гласные звуки, входящие в состав слова, произнести их и показать соответствующие символы. Слова: корм, крыло, лапки, совы, голуби, улица.
6. Упражнение «Четвертый лишний». Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи.
7. Расшифровка ребусов. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа, мышления, сообразительности. Из ряда картинок определить лишнюю и объяснить свой выбор. Дифференцировать слова по обобщающим понятиям: зимующие птицы – насекомые; зимующие птицы – домашние птицы; домашние животные – зимующие птицы.
Составление слов по первым звукам в названиях предметов, изображенных на картинках. Если дети правильно разгадывают ребус, на экране появляется картинка.
Картинки для ребусов:
шишка, улитка, бусы, автобус – слово, полученное в итоге – шуба;
собака, ананас, носки, индюк – слово сани;
малина, иголка, шапка, коньки, арбуз – слово мишка;
солнце, обруч, волк, апельсин – слово сова;
зонт, игрушки, малина, абрикос – слово зима.
8. Работа в тетради. Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики.
Самостоятельно записать в тетрадь слово, разгаданное в последнем ребусе – зима, предварительно посчитав количество букв и определив их последовательность.
9. Упражнение «Вьюга». Формирование направленной воздушной струи.
Детям раздают маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Загадка
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на лицо? (Вьюга)
Дети устраивают вьюгу в бутылочках: на выдохе дуют на пенопласт через соломинку.
10. Окончание занятия. Оценка работы детей.