Интерактивные методы обучения на уроках английского языка
МБОУ г.Керчь, РК «Школа №26 имени
Героя Советского Союза Д.Т.Доева»
Учитель английского языка:
Веренич Юлия Васильевна
Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни меняют содержание, средства и методы педагогического процесса. В современных условиях для обеспечения эффективности учебной деятельности на уроках иностранного языка необходимо использование современных образовательных технологий. Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения.
Цель интерактивных методов - создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.
Задачи интерактивных методов обучения:
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск или выбор учащимися путей, способов и вариантов решения поставленной учебной задачи (обоснование решения);
- умение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать каждого члена команды и его достоинства;
- формирование у обучающихся своего мнения;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанности учащихся;
- пробуждение у обучающихся интереса.
Методические приёмы интерактивного обучения:
- Творческие задания;
- Работа в малых группах;
- Интерактивная экскурсия
- Круглый стол (дискуссия, дебаты)
- Мозговой штурм (мозговая атака)
- Деловые и ролевые игры
- Мастер класс
Принципы работы на интерактивном занятии:
- занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;
- все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус;
- каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;
- никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);
- всё, что сказано на занятие это информация к размышлению.
Технология «Работа в группе»
Даёт возможность всем учащимся принять участие в работе, так как она позволяет практиковать навыки сотрудничества и межличностного общения, что делает её одной из самых популярных стратегий.
Ролевые игры
Приём, при котором обучающийся должен свободно импровизировать в рамках заданной ситуации.
Ролевые игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, обеспечивают практическую направленность обучения.
Формы и виды ролевых игр - круглые столы, презентации, интервью, клубы по интересам, сказки, заочные путешествия, пресс-конференции, репортажи, экскурсии.
Уместно использовать ролевую игру при отработке фраз при составлении и драматизации диалогов в классах любых параллелей.
Технология «Социологический опрос»
Имеет своей целью сбор информации по предложенной теме и предполагает движение учеников по всему классу.
Они получают листы, на которых записаны вопросы-задания. Как вариант, можно предложить следующее задание: «Узнай, какое любимое блюдо у твоего одноклассника. Опроси как можно больше ребят».
Приём « Мозаика »
Текст информации делится на части. Отдельные части информации подаются учащимся в произвольном порядке.
Задача состоит в том, чтобы собрать полный текст информации. Каждая группа прочитывает свою часть, а затем составляют полный текст, опираясь на услышанное, необходимо расставить абзацы в правильном порядке.
«Займи позицию»
Зачитывается любое утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «Yes» или «No». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Как логичное продолжение можно использовать групповую работу, например тема: “TV in Russia”.
Приём «Снежный ком»
Данный приём хорошо использовать для развития речи и памяти младших школьников.
Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку (мяч, игрушку) соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет своё и т. д.
Можно отработать лексику по темам: “Toys” (I've got a teddy bear, a toy soldier, a dog…);
“ Clothes”, “Fruits and vegetables” (I like oranges, bananas, apples …).
Технология «Карусель»
Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд.
Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «разговор о хобби», «разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
“ – “ использования интерактивных методов:
- Требуют много времени для подготовки учителя;
- Трудно дать объективную оценку каждому участнику, работающему в группе;
- Не учитывают разноуровневую подготовку в пределах одной группы;
- Не все предметы и темы предполагают применение данных технологий;
- Шум при групповых передвижениях по классу.
“ + “ использования интерактивных методов:
- Активизируют всех учащихся;
- Весело и интересно;
- Повышается мотивация к обучению;
- Позволяют разнообразить формы работы на уроке;
- Позволяют применить знания на практике;
- Учат самостоятельной работе;
- Развивают умственную деятельность;
- Развивают умение работать в команде;
- Позволяют выявить разные точки зрения;
- Воспитывают культуру общения;
- Облегчают восприятие нового материала;
- Стимулируют познавательную активность;
- Повышают самооценку и удовлетворение от своего труда;
- Учат слушать, понимать, реагировать на собеседника
В заключении можно сказать, что в процессе использования интерактивных методов обучения
- ученик начинает реально обучать себя сам (деятельностный подход);
- формируются коммуникативные навыки;
- развиваются способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе;
- развивается креативное и критическое мышление, память и внимание;
- повышается интерес к обучению.
Спасибо за внимание !