"Интеграция и реализация образовательной области "Физическое развитие"
по ФГОС ДО
Что такое интеграция согласно ФГОС ДО?
Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы дошкольного образования.
Интеграция процессов формирования элементарных математических представлений и физического воспитания детей необходима для увеличения двигательной активности дошкольников, повышения интенсивности их интеллектуального развития, активизации процесса познания и осознания необходимости ознакомления детей с математическими отношениями и свойствами окружающего мира.
Варианты организации обучения детей математике в комплексе с физическим развитием:
- наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре;
- увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике;
- комбинирование умственной и физической нагрузки в ходе физкультурно-математических праздников и занятий-путешествий.
1. Наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре
В ходе почти всех физкультурных занятий дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или распознать, где левая сторона, а где правая и т. д.
Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать им физическую нагрузку, но и обращать внимание на разные математические отношения.
Для этого в формулировке упражнений нужно делать акцент на специальные слова, побуждать детей использовать их в речи.
Необходимо учить сравнивать предметы по величине (дуги, мячи, ленты и др.), побуждать детей считать движения в процессе выполнения упражнений, а также предлагать считать упражнения, определять, сколько раз его выполнил тот или другой ребенок, находить предметы указанной формы.
Надо побуждать детей учитывать левую и правую стороны тела и предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции.
Примеры комплексных заданий для упражнений в прыжках и формированию количественных представлений:
- прыгать на правой ноге вдоль названного количества предметов;
- прыгать на двух ногах вдоль такого количества кеглей, какое соответствует поднятой цифре (нарисованному количеству предметов на карточке);
- подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;
- продвигаясь вперед, сделать столько прыжков, сколько услышал звуков (или сколько раз подпрыгнул названный ребенок);
- перепрыгивая через гимнастические палки, лежащие на полу, назвать цвет той палки, которая лежит на определенном по счету месте;
- допрыгать на правой ноге до указанного по счету предмета; прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета и т. д.
2. Увеличение двигательной активности детей на занятиях по математике
Повысить двигательную активность детей можно на занятиях по математике, включая в них такие игры и упражнения, которые предполагают решение программных математических задач в подвижной форме.
Подвижные компоненты занятий по математике можно сгруппировать в следующие серии.
Первая серия включает в себя упражнения на счет движений
Например, наклониться столько раз, сколько воспитатель (или на один раз больше).
Можно предложить выполнить движения (прыжки, наклоны, повороты, упражнения для рук или ног) по названному числу или показанной цифре.
Вторая серия содержит упражнения на познание величины предмета и сравнение конкретных протяженностей через двигательный анализатор
Например, понятие «ширина» более естественно познается ребенком не с помощью специально вырезанных абстрактных бумажных полосок, а путем перешагивания (или перепрыгивания) «ручейка». Детям предлагается сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть, почему.
В третью серию входят упражнения на ориентировку в пространстве: для рук, ног, плечевого пояса, по бросанию мяча в указанном направлении, на движения в заданном направлении, на ориентировку по схеме, на развитие глазомера (например, сбить ту кеглю, которая стоит слева от названного ребенка).
Четвертая серия включает задания-эстафеты , в ходе которых ребенку предлагается как можно быстрее определить количество предметов либо провести группировку по форме, либо сравнить предметы по величине. Например, каждому участнику команды по очереди надо допрыгать на правой ноге до обруча, положить в него пять четырехугольников, бегом вернуться назад, стать в конце колонны.
Пятая серия состоит из дидактических игр по формированию математических представлений , которые можно проводить в подвижной форме. Каждое занятие по математике может включать упражнения и игры не менее чем из трех серий. Таким образом дети получат возможность активно двигаться в течение минимум половины каждого занятия по математике.
Комбинирование умственной и физической нагрузки
Стимулировать двигательную активность детей можно в процессе комплексных занятий.
В ходе занятий по математике разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление.
Комплексные занятия организованы так, что дети в основном не сидят за столами, а находятся в движении и через комплексные задания постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира.
На занятиях такого типа обучение математике органически сочетается с движениями.
При изучении величины: « По узенькой дорожке» По узенькой дорожке шагают наши ножки топ-топ-топ. (Дети идут по узкой дощечке или ленточке) По широкой дороге идут большие ноги топ-топ-топ. (Дети идут по широкой дощечке или ленточке) По камешкам, по камешкам – прыг-прыг-прыг. (Дети прыгают через обручи, лежащие на полу).
Игра «Беги к тому что назову».
Раз, два, три – к длинной (короткой) лавочке беги! Раз, два, три – к широкой (узкой) ленточке беги! Раз, два, три – к большой (маленькой) пирамидке беги!
Называть можно любой предмет, любой величины.
Игра «Автомобили»
У каждого ребенка в руке геометрическая фигура – это номера машин. Форму дети выбирают сами. На полу – стулья с большими геометрическими фигурами – это гаражи. По команде «Машины выезжайте на дорогу!» дети «выезжают» на дорогу. По сигналу «Машины в гараж !» дети бегут к гаражам с той же геометрической фигурой, какая у них в руках. Правило: Нельзя создавать аварии на дорогах (не толкаться).
Варианты игры «Гаражи»
- «Гаражи» можно менять местами.
- В игру можно включить светофор, для закрепления правил дорожного движения.
- «Гаражи» могут отличаться не только формой, цветом, но и размером.
Для закрепления знаний о цифрах и навыков счета
Состав числа Реши пример
Дидактические игры с движением:
«Вызов номеров», «Дни недели», «Стук-перестук»;
Игровые задания:
«Измерь кто дальше прыгнул», «Посчитай, кто больше», «Посчитай, не ошибись»;
Подвижные игры:
«Классики», «Мяч-математик»;
Считалки.
Движение - это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы.
Таким образом, в ходе формирования элементарных математических представлений деятельность организована так, что дети не сидят за столами, а находятся в движении и через выполнение комплексных заданий постигают математические отношения и свойства объектов окружающего мира, а разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление.
Нас часто удивляет, сколько в наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них « вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению нередко мы взрослые на выдерживаем активности детей, говоря им: «посиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай». А ведь мозг дошкольника получает питание и кислород именно, когда двигается.