ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»
Доклад на методическом объединении
художественно-эстетического цикла
«Интеграция вокала и танца
на занятиях хореографией»
Концертмейстер: Патокова Л.И.
Объединение:»Хореография»
г. Новый Уренгой
2016 год
Важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения является эстетическое развитие детей и формирование их духовного облика. Искусство, особенно музыка, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. С ее помощью можно настроить душу на чувства возвышенные, прекрасные и благородные, а так же можно победить низменные и грубые. Одним из таких средств является музыкальная деятельность, когда ребенок, проникаясь очарованием музыки, попадает под магию ее целительного воздействия, начинает чувствовать красоту…
Опыт показывает, что дети младшего возраста очень любят петь и танцевать, поэтому сочетание танца и вокала на занятиях хореографией – задача выполнимая. Для этого прежде всего надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а так же упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением.
Вокальное пение, как любой другой вид искусства имеет свои особенности. Раскрыть музыкальный образ сочинения – вот самая важная творческая задача. И это выполнимо лишь при условии осмысленного отношения к произведению. Следовательно, концертмейстеру необходимо развивать у детей эмоциональное восприятие музыки, навыки выразительного пения. Только тогда вся работа и, особенно исполнение, станут подлинным творчеством. На занятия обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных формах – тексты песен, хороводы, распевки. Введение слова, особенно в стихотворной форме, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движений. Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
Задачу эту можно облегчить, если проводить занятия в игровой форме. Впервые система интеграции вокала и танцевальных движений была разработана известным швейцарским музыкантом – педагогом Э.Жаком – Далькрозом. Эта система получила во многих странах широкое признание, особенно в области дошкольного и младшего школьного обучения. Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
Известный продолжатель идей Далькроза, немецкий музыкант и педагог К.Орф использовал на своих занятиях сочетание слов, музыки и движения. Они должны быть очень тесно связаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. И в результате, педагог добивается не только чистоты интонирования, но , главное, выразительности в пение детей. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики.
Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию, а так же оказывают сильное воздействие на развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.
На наших занятиях хореографией мы используем такие упражнения как:
«Пильщики», муз. О.С.Боромыковой;
«Мышки», О.С.Боромыковой;
«Кот – царапка»,О.С.Боромыковой;
«Матрешки», муз. Слонова.
«Пильщики» - это упражнение на развитие боковых мышц туловища, певческая задача – точное сочетание речи и движений, выработка темпа и ритма речи, закрепление гласных звуков в свободной речи;
«Мышки» - на развитие всех мышц туловища, певческая задача – работа над группой свистящих звуков, округлением звука, умением различать динамические оттенки в музыке и соответственно им выполнять движения;
«Кот – царапка» - на развитие мышц рук, певческая задача – четкое произношение слов в различных темпах, правильное дыхание, одновременность начала и окончания пения;
«Матрешки» - развитие актерского мастерства и танцевальности, певческая задача – развитие чувства ритма и чувства ансамбля с концертмейстером.
Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка, его эмоционального, интеллектуального, социально – нравственного здоровья, выход творчески – продуктивной деятельности школьников.
Таким образом, интегрированные занятия не только обогащает знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
В структуру занятия по хореографии мы включаем пение, игру на музыкальных инструментах, пение без музыкального сопровождения. Это дает возможность обогатить знания детей, расширить кругозор, создать условия для формирования ритмических способностей, а так же развивать память и внимание.
Вместе с детьми мы прохлопываем трудный ритм; проигрываем в медленном темпе, утрируя метроритм; просчитываем звук. Метроритмическая сторона исполнения во многом зависит от четкости исполнения концертмейстера.
Занятия проходят очень интересно, детям нравится смена деятельности. В ходе такого занятия активизируется познавательная деятельность, воспитывается ответственное отношение к занятию. Творчеству научить нельзя, - но можно научиться творчески работать.