ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
НА ТЕМУ "БЕЛАЯ КНИГА ЗИМЫ"
Цели:
объединение опыта и знаний детей для создания целостной картины мира;
закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом;
вызвать эмоциональный отклик;
развивать творческое воображение;
развивать мелкую и общую моторику;
речевое дыхание и силу голоса;
фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие,
воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение.
Оборудование:
Султанчики, снежинки большие и маленькие, предметные картинки по теме, бубенцы, треугольники, белые конфетти, презентация «Красота белой зимы».
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку, в сопровождении Снеговика.
Муз. рук: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное и очень интересное занятие.
Уч. Логопед: А для того чтобы у нас было хорошее настроение, давайте пожелаем всем: Доброго утра!
Песенка-распевка «Доброе утро" (сл. О Арсеневской)
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и
Улыбнись скорее! слегка кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
будет веселее. поднимают ручки вверх
2. Мы погладим лобик выполняют движения по тексту
Носик
И щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
3. Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Логопед. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети. Зима.
Логопед. Правильно. Назовите признаки зимы?
Дети. Снег, мороз, холод, вьюга, и т. д.
Логопед. А какой бывает снег?
Дети. Серебристый, холодный, блестящий, искрящий, белый, мокрый.
муз. Рук. Мы приглашаем вас в необычное путешествие. Оно будет не легким, но интересным. Вы согласны?
Дети. Да.
Муз. Рук. Ну, тогда приготовьтесь – путь нелегкий.
На пути сугроб высокий,
Поднимайте выше ноги (Дети шагают, высоко поднимают колени под музыку марша). Вот и кончилась тропинка,
Снег глубокий – берегись!
Мы наденем с вами лыжи, здесь без лыж не обойтись.
(Дети идут шагом лыжников).
Горки ледяные встали на пути.
Здесь уже на лыжах трудно нам пройти.
Ну-ка, сядем в санки, крепче все держись!
Санки быстроходные, с горочки катись!
(Дети выполняют упражнения “Едим на санках”).
Муз.рук. Ребята, мы попали с вами в “Белую книгу – зимы”. Посмотрите, как красиво!
Звучит фонограмма зимней вьюги.
Логопед. Что это было? Может быть легкий летний ветерок.
Дети. Нет. Это песенка зимней метели.
Логопед. Пусть каждый из вас сейчас попробует подуть на свою руку, так, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание метели.
Дети. Дуют.
Муз рук.
Метель гудит, в трубе шумит.
Очень страшно одному,
А метель все “у-у-у да у- у-у!”
Совместное упражнение «Снежинки»
Танец с султанчиками.
Логопед. Ребята, сейчас прямо в зале мы сможем устроить настоящую метель – белую кутерьму. Хотите?
Дети. Да.
Звучит музыка. Взять белые конфетти и мелко нарезанную очень легкую фольгу. Подбрасывать ее понемногу вверх, и дуйте вместе с детьми так, чтобы она порхала в воздухе.
Дети. Устраивают метель.
Логопед. Вот метель утихла. Я хочу рассказать вам сказку о веселом язычке.
“Приключение язычка”. С. Коротаева
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Однажды зимним утром проснулся язычок, а вокруг темно и – рот закрыт (губы сомкнуты), страшно. Стал он выход искать.
В одну щечку постучал, в другую щечку – “проткнуть” языком щеку,
Не открывается. “Толкну – ка я посильнее!” - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, – “проткнуть” языком щеку,
А потом и другую. – “проткнуть” язычком другую щеку,
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте
и ткнул сначала верхнюю, – “проткнуть” языком верхнюю губу,
А затем и нижнюю губу. – “проткнуть” языком нижнюю губу,
В это время ротик зевнул и открылся. – зевнуть,
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать. – покусать кончик языка,
“Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!” - возмутился язычок. А зубки ответили:
“Мы сегодня еще ничего не жевали”.
И стали жевать язычок сначала с одной стороны, – пожевать язык боковыми зубами, а потом и с другой. – пожевать язык с другой стороны,
И справой, – пожевать язык справа,
И с левой стороны язык оказался невкусным. – пожевать язык слева, Язычок снова попытался протиснуться между – покусывать всю поверхность языка, зубками, но они продолжали его покусывать. Высовывать его вперед и убирать
назад, Язычок спрятался за зубами. А зубки не унимались
и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю губу, – покусать нижнюю губу по всей длине,
А затем и верхнюю. – покусать верхнюю губу,
Нижняя губа обиделась, – оттопырить нижнюю губу, придав
Лицу обиженное выражение,
А верхняя губа улыбнулась.
Язычок смотрел на зубки и думал: “Почему они такие сердитые? Может оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?”
Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки. – провести языком между губами и зубами.
Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили:
“Ах, какая чистота! Ах, какая красота!
Спасибо тебе, язычок! Мы больше не станем тебя кусать”.
И вышел язычок на улицу. А на улице мороз.
Вернулся язычок в домик, обул сапожки и пошел по дорожке. – “цок”.
Муз рук. Вокруг снег искрится и хрустит под ногами, звенит ледок. Можно играть, веселиться и шутить!
Песня о зиме, «Зимушка-затейница», сл. и муз. З.Б. Качаевой
Логопед. Скажите, какие вы знаете зимние забавы!
Дети. Катание на санках, коньках, лыжах, сноубордах, игра в снежки.
Логопед. Правильно. Давайте и мы с вами позабавимся!
Дети. Да.
Муз рук.
А кого можно слепить из снега?
Дети. Снеговика.
Игра «Снежок», сб. И. Каплунова, И. Новоскольцева
Логопед. А теперь бери-ка ложки, поиграй на них немножко.
Танец с ложками. «Ах, ты, Береза», русск. нар.
Муз рук. Ребята, мы с вами путешествуем по Белой книге зимы. Давайте отправим «Снежные телеграммы»
Логопед. А теперь ребятки, отгадайте загадки.
1. Снег на полях, лед на реках,
Ветер гуляет, когда это бывает? (зимой)
2. Скатерть бела, всю землю одела. (снег)
3. Он вошел – никто не видал,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вылез лес. (мороз)
4. Растет она вниз головою
ни летом растет, а зимою,
Когда солнце ее нагревает
Слезы она проливает (сосулька).
Муз рук
А давайте мы с вами устроим оркестр сосулек?
Дети. Оркестр, И. Каплунова, «Наш веселый оркестр», 2-я часть, «Мадемуазель Париж»
Логопед. Скажите, пожалуйста, что бывает в жизни белым?
Дети. Снежинки, молоко, приведение, Белоснежка, кот белый медведь.
Логопед. А только ли зимой в природе можно увидеть белый цвет, белую метель?
Дети. Нет.
Логопед. Конечно, весной, когда цветут деревья (вишня, черемуха, слива) они похожи на заснеженные деревья. Их лепестки, облетая от порыва ветра, похожи на шлейф метели, точно такой, какую мы с вами недавно делали сами.
Дети. Рассуждения детей.
Логопед. Есть еще особый танец, который называется “белый” – это танец, когда девочки приглашают мальчиков, а не наоборот.
Дети. Танцуют. «Топ-топ, каблучок-1», Танец- «Яблочки»
Логопед. А вы знаете, что иногда белым называют то, что и увидеть никак нельзя.
Например, говорят, что бывают белые мысли. Как вы думаете, какие это мысли?
Дети. Рассуждения детей.
Муз рук. Конечно хорошие, добрые. Я, предлагаю каждому из вас придумать свою “белую мысль” и высказать ее вслух, пожелав, друг другу или гостям что – то хорошее.
Дети. Высказывают свои мысли.
Логопед. На этом и закончилось необычное путешествие. А нам пора возвращаться домой. Садитесь в саночки, и поедим в детский сад.
Использованная литература:
“Потешные уроки” Т.Э. Тютюнникова, Москва 2003 г.
Хрестоматия по музыкальному воспитанию детей в системе арт-терапии О.В. Кацер С.А. Коротаева, Санкт-Петербург, 2006 г.
«Логопедическая ритмика” Е. Кузнецова, Москва, 2002 г.
«Колокольчик” журнал №31, Санкт-Петербург, 2004 г.
И. Каплунова, И. Новосельцева Праздник каждый день. Доп. материалы