Интегрированный урок литературного чтения и русского языка во 2-м классе. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится...», загадка, скороговорка и Части речи. Повторение.
Цели урока литературное чтение:
Учить воспринимать содержание поэтического произведения.
Учить видеть речевые средства выразительности (о зиме и весне, как о людях; сравнение; скрытое сравнение; слова положительной и отрицательной оценки).
Закрепить понятие о противопоставлении как средства выразительности.
Знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, организовать эмоционально-эстетическое восприятие, учить формировать идею произведения.
Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.
Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.
Цели урока русского языка:
Повторить пройденный материал.
Совершенствовать орфографическую зоркость.
Развивать речь детей.
Прививать любовь к русскому языку.
Расширять кругозор детей.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент. Психологический настрой
Учитель: Прозвенел звонок. Начинается наш необычный урок. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.
– Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Мне нравится ваш настрой на урок. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и продолжим.
- Ребята, наконец, мы с вами дождались прихода весны. На дворе стоит первый весенний месяц - март. Настроение у всех чудесное! Сегодня у нас необычный урок, можно сказать волшебный. 2 предмета перепутали расписание и пришли одновременно в наш класс. Но мы с вами воспитанные дети, и, думаю, не будем никого прогонять, а попробуем изучить 2 темы и ни один не обидеть.
Послушайте загадку и отгадайте:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня … (Весна.)
-Какую часть речи вы называли?
(карточка на доске: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ», весенние картины в презентации)
-Ребята, а какой сегодня день? (Весенний, радостный, теплый…) -Какую часть речи вы называли?
(карточка на доске: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»)
- А что вы любите делать весной? -Какую часть речи вы называли?
(карточка на доске: «ГЛАГОЛ», картинки занятий детей на улице)
(ответы детей). Молодцы!
-Как вы думаете, что мы сегодня с вами будем повторять? (части речи)
-А о каком времени года? (о весне)
(На столах памятки о частях речи)
Открываем тетради, записываем число, классная работа. (Дежурные называют дату и день недели, затем текущая фиксация оценок письменной домашней работы).
2. Пальчиковая гимнастика. Минутка чистописания.
Вв Вв
В_да с гор пот_кла – в_сну прин_сла.
(Вода-воды, потекла-течь, весна-вёсны, принесла- нёс)- ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ.
3. Актуализация знаний
– Мы с вами прочитали уже немало книг, познакомились с творчеством многих писателей. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем читать? (о весне). Сегодня мы на уроке будем наблюдать за сезонными изменениями в природе на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» и находить в тексте знакомые нам части речи. Какие? (называют каждую часть речи).
4. Изучение новой темы
–Открываем учебник литературного чтения на странице 69. Читаем название нового раздела: «Прилетел кулик из заморья – принес весну из неволья. (обсуждение высказывания)
а) Постановка целей и задач урока
– С творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня? (Ф.И.Тютчев)
б) Краткий рассказ о писателе:
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Юные годы Федор Тютчев провел в Москве. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С.Е. Раича. В 1821 г блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене - столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния).
Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник". Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Николай Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).
И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
– Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название, я подскажу, что это первая строчка стихотворения. («Зима недаром злится…»)
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
Стихотворение Ф.И.Тютчева – поэтическое описание ранней весны, когда зима еще не ушла, а весна только « в окно стучится». Практически как и у нас, на севере. Картина весенней природы, образно выражена поэтом. И сегодня на уроке мы будем учиться воспринимать содержание поэтического произведения разными средствами выразительности.
Физкультминутка для глаз «весенняя»
в) Чтение стихотворения учениками.
Проверка первичного восприятия текста:
– О чем это произведение? (ответы).
– Согласны ли вы, что это произведение о весне? Приведите примеры.
Комментированное чтение каждого четверостишия.
- Как автор назвал зиму? А как весну? Какое отношение к зиме и весне он этим выразил?
- Расскажи, как «шумит» весна? Какие веселые звуки врываются к нам с приходом весны?
(звуки весны, аудиозапись)
5. Физкультминутка
6. Подготовка к повторному чтению и письменной работе с текстом.
а) Речевая подготовка:
за-су-е-ти-лось
жа-во-рон-ки
хло-по-чет
взбе-си-лась
у-мы-ла-ся
ру-мя-ней
на-пе-ре-кор
(Объяснить смысл слов. Слова записываются в тетради, делятся на слоги и определяется ударение и часть речи поочередно детьми у доски.)
б) Повторное чтение по цепочке.
7. Беседа по прочитанному:
- Как ты понимаешь выражение «и, снегу захватя, пустила убегая в прекрасное дитя?» Скажи об этом иначе. А как интереснее?
8. Письменная работа в парах, формирование таблицы «части речи», используя памятку.
-А сейчас, ребята, мы поработаем в парах. Но для начала повторим какие части речи мы с вами уже знаем.
(используя памятку дети рассказывают характеристику существительного, прилагательного и глагола)
-На столах у вас таблица частей речи. Ваша задача распределить слова в соответствующий столбик известных вам частей речи, затем результаты проверим. (образец работы учитель дает на доске)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ |
Зима Пора Весна окно жаворонки небо трезвон глаза ведьма снег дитя горе врагу | Злая Прекрасное Румяней | Злится Прошла Стучится Гонит Двора Засуетилось Нудит подняли хлопочет ворчит хохочет шумит взбесилась пустила умылася стала |
9. Работа с загадкой, народными приметами, скороговоркой. (элемент перевернутого урока – ученик становится учителем)
-Ну а теперь, ребята, я бы хотела немного отдохнуть и на мое место учителя выходит ученик. (Подготовленный ученик читает ребятам загадку, задает вопросы, вызывает одноклассника к доске. Списывание загадки, отгадки. Обозначение частей речи. Совместное аргументированное оценивание с учетом выполненной домашней работы.)
-Спасибо! Сейчас вспомним народные приметы. Работа с учебником на с. 71:
Перелетная птица течет стаями – будет дружная весна.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
(фронтальное обсуждение)
-А какие весенние приметы знаете вы?
-Поработаем со скороговоркой.
НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА.
-Все встали. С различным темпом и силой голоса повторяем скороговорку. (в конце каждый ребенок проговаривает и садится на свое рабочее место).
Подведение итогов урока
– С творчеством какого поэта знакомились?
–Какие изменения происходят в природе с приходом весны? Какое настроение передал Ф.И.Тютчев в своем стихотворении? Какие части речи помогли ему в этом? Какие части речи вы знаете? На какие вопросы они отвечают? Все ли удалось на уроке? На что нужно обратить внимание и над чем еще работать? (выставление оценок)
10. Домашнее задание
–Выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…», народные приметы письменно в тетради, обозначить части речи.
11. Рефлексия
– Выберите из конвертов такое изображение «солнышка», которое соответствует вашему настроению в конце нашего урока и прикрепите его на доску.
– Я рада, что количество улыбающихся «солнышек» у нас преобладает. Вот на этой радостной солнечной ноте мы и закончим наш урок.