СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературного чтения и русского языка во 2-м классе. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится...», загадка, скороговорка и Части речи. Повторение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практичный, интересный урок. прошел на ура!

Цели урока литературное чтение:

  • Учить воспринимать содержание поэтического произведения.
  • Учить видеть речевые средства выразительности (о зиме и весне, как о людях; сравнение; скрытое сравнение; слова положительной и отрицательной оценки).
  • Закрепить понятие о противопоставлении как средства выразительности.
  • Знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, организовать эмоционально-эстетическое восприятие, учить формировать идею произведения.
  • Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.
  • Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.

Цели урока русского языка:

  • Повторить пройденный материал.
  • Совершенствовать орфографическую зоркость.
  • Развивать речь детей.
  • Прививать любовь к русскому языку.
  • Расширять кругозор детей.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения и русского языка во 2-м классе. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится...», загадка, скороговорка и Части речи. Повторение.»

Интегрированный урок литературного чтения и русского языка во 2-м классе. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится...», загадка, скороговорка и Части речи. Повторение.

Цели урока литературное чтение:

  • Учить воспринимать содержание поэтического произведения.

  • Учить видеть речевые средства выразительности (о зиме и весне, как о людях; сравнение; скрытое сравнение; слова положительной и отрицательной оценки).

  • Закрепить понятие о противопоставлении как средства выразительности.

  • Знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, организовать эмоционально-эстетическое восприятие, учить формировать идею произведения.

  • Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.

  • Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.

Цели урока русского языка:

  • Повторить пройденный материал.

  • Совершенствовать орфографическую зоркость.

  • Развивать речь детей.

  • Прививать любовь к русскому языку.

  • Расширять кругозор детей.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Психологический настрой

Учитель: Прозвенел звонок. Начинается наш необычный урок. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.

– Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Мне нравится ваш  настрой на урок. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и продолжим.

- Ребята, наконец, мы с вами дождались прихода весны. На дворе стоит первый весенний месяц - март. Настроение у всех чудесное! Сегодня у нас необычный урок, можно сказать волшебный. 2 предмета перепутали расписание и пришли одновременно в наш класс. Но мы с вами воспитанные дети, и, думаю, не будем никого прогонять, а попробуем изучить 2 темы и ни один не обидеть.

Послушайте загадку и отгадайте:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня … (Весна.)

-Какую часть речи вы называли?

(карточка на доске: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ», весенние картины в презентации)

-Ребята, а какой сегодня день? (Весенний, радостный, теплый…) -Какую часть речи вы называли?

(карточка на доске: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»)

- А что вы любите делать весной? -Какую часть речи вы называли?

(карточка на доске: «ГЛАГОЛ», картинки занятий детей на улице)

(ответы детей). Молодцы!

-Как вы думаете, что мы сегодня с вами будем повторять? (части речи)

-А о каком времени года? (о весне)

(На столах памятки о частях речи)


Открываем тетради, записываем число, классная работа. (Дежурные называют дату и день недели, затем текущая фиксация оценок письменной домашней работы).

2. Пальчиковая гимнастика. Минутка чистописания.

Вв Вв

В_да с гор пот_кла – в_сну прин_сла.

(Вода-воды, потекла-течь, весна-вёсны, принесла- нёс)- ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ.

3. Актуализация знаний

– Мы с вами прочитали уже немало книг, познакомились с творчеством многих писателей. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем читать? (о весне). Сегодня мы на уроке будем наблюдать за сезонными изменениями в природе на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» и находить в тексте знакомые нам части речи. Какие? (называют каждую часть речи).

4. Изучение новой темы

–Открываем учебник литературного чтения на странице 69. Читаем название нового раздела: «Прилетел кулик из заморья – принес весну из неволья. (обсуждение высказывания)

а) Постановка целей и задач урока

– С творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня? (Ф.И.Тютчев)

б) Краткий рассказ о писателе:

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

Юные годы Федор Тютчев провел в Москве. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С.Е. Раича. В 1821 г блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене - столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния).

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник". Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Николай Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
– Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название, я подскажу, что это первая строчка стихотворения. («Зима недаром злится…»)
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

Стихотворение Ф.И.Тютчева – поэтическое описание ранней весны, когда зима еще не ушла, а весна только « в окно стучится». Практически как и у нас, на севере. Картина весенней природы, образно выражена поэтом. И сегодня на уроке мы будем учиться воспринимать содержание поэтического произведения разными средствами выразительности.

Физкультминутка для глаз «весенняя»

в) Чтение стихотворения учениками.

Проверка первичного восприятия текста:

– О чем это произведение? (ответы).
– Согласны ли вы, что это произведение о весне? Приведите примеры.

Комментированное чтение каждого четверостишия.

- Как автор назвал зиму? А как весну? Какое отношение к зиме и весне он этим выразил?

- Расскажи, как «шумит» весна? Какие веселые звуки врываются к нам с приходом весны?

(звуки весны, аудиозапись)

5. Физкультминутка

6. Подготовка к повторному чтению и письменной работе с текстом.

а) Речевая подготовка:

за-су-е-ти-лось

жа-во-рон-ки

хло-по-чет

взбе-си-лась

у-мы-ла-ся

ру-мя-ней

на-пе-ре-кор

(Объяснить смысл слов. Слова записываются в тетради, делятся на слоги и определяется ударение и часть речи поочередно детьми у доски.)

б) Повторное чтение по цепочке.

7. Беседа по прочитанному:

- Как ты понимаешь выражение «и, снегу захватя, пустила убегая в прекрасное дитя?» Скажи об этом иначе. А как интереснее?

8. Письменная работа в парах, формирование таблицы «части речи», используя памятку.

-А сейчас, ребята, мы поработаем в парах. Но для начала повторим какие части речи мы с вами уже знаем.

(используя памятку дети рассказывают характеристику существительного, прилагательного и глагола)

-На столах у вас таблица частей речи. Ваша задача распределить слова в соответствующий столбик известных вам частей речи, затем результаты проверим. (образец работы учитель дает на доске)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

Зима

Пора

Весна

окно

жаворонки

небо

трезвон

глаза

ведьма

снег

дитя

горе

врагу

Злая

Прекрасное

Румяней


Злится

Прошла

Стучится

Гонит

Двора

Засуетилось

Нудит

подняли

хлопочет

ворчит

хохочет

шумит

взбесилась

пустила

умылася

стала

9. Работа с загадкой, народными приметами, скороговоркой. (элемент перевернутого урока – ученик становится учителем)

-Ну а теперь, ребята, я бы хотела немного отдохнуть и на мое место учителя выходит ученик. (Подготовленный ученик читает ребятам загадку, задает вопросы, вызывает одноклассника к доске. Списывание загадки, отгадки. Обозначение частей речи. Совместное аргументированное оценивание с учетом выполненной домашней работы.)

-Спасибо! Сейчас вспомним народные приметы. Работа с учебником на с. 71:

Перелетная птица течет стаями – будет дружная весна.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.

(фронтальное обсуждение)

-А какие весенние приметы знаете вы?

-Поработаем со скороговоркой.

НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА.

-Все встали. С различным темпом и силой голоса повторяем скороговорку. (в конце каждый ребенок проговаривает и садится на свое рабочее место).

Подведение итогов урока

– С творчеством какого поэта знакомились?

–Какие изменения происходят в природе с приходом весны? Какое настроение передал Ф.И.Тютчев в своем стихотворении? Какие части речи помогли ему в этом? Какие части речи вы знаете? На какие вопросы они отвечают? Все ли удалось на уроке? На что нужно обратить внимание и над чем еще работать? (выставление оценок)

10. Домашнее задание

–Выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…», народные приметы письменно в тетради, обозначить части речи.

11. Рефлексия

– Выберите из конвертов такое изображение «солнышка», которое соответствует вашему настроению в конце нашего урока и прикрепите его на доску.
– Я рада, что количество улыбающихся «солнышек» у нас преобладает. Вот на этой радостной солнечной ноте мы и закончим наш урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!