СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок-семинар «Человек и революция»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) рассмотреть позиции русских писателей в оценке русской революции; познакомить учащихся с особенностями жанров дневника и публицистической статьи; 2) актуализировать знания о русской революции, полученные на уроках истории; познакомить с отношением к революции русских философов; определить сходства и различия в подходах к осмыслению революционных событий исторической наукой, философией и художественной литературой; 3) развивать умение учащихся работать с источниками разных типов, готовить устное сообщение на заданную тему, отстаивать

 собственную позицию, участвовать в дискуссии; 4) воспитывать уважительное отношение к чужой позиции, иной точке зрения.

Предметный результат: знакомство с судьбами и произведениями писателей 20-х годов ХХ-го века, в которых нашли отражение трагические события революции и Гражданской войны, углубление понимания жанровой специфики литературных произведений, особенностей дневниковой и публицистической прозы.

Метапредметный результат: развитие умений работать с текстами художественной, публицистической и научно-публицистической литературы, развитие умений сравнивать различные точки зрения на исторические и общественные события; развитие умений находить необходимую информацию в интернете.

Личностный результат: становление и развитие личностно-смысловой сферы личности - осознание глубинной связи судьбы страны и судьбы человека, в ней живущего, ответственности за свою позицию нравственную позицию.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок-семинар «Человек и революция»»

11 класс

Интегрированный урок-семинар «Человек и революция»

(2 урока)

(Революция в творчестве русских писателей и философов)


(Программа по литературе под ред. В.Я.Коровиной, тема: «Литература 20-х годов ХХ века», содержание аннотации: « Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения… Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей.)


Тип урока: урок – семинар, построен на основе технологии интегрированного обучения и исследовательской деятельности. Осуществляется интеграция литературы (А.Блок «Интеллигенция и революция», М.Горький «Несвоевременные мысли», И.Бунин «Окаянные дни», М.Пришвин «Дневники», З.Гиппиус «Дневники», стихотворения М.Волошина, М.Цветаевой, В.Набокова), истории и обществознания (материалы о революции и Гражданской войне, фрагменты статей русских философов - «Духи русской революции Н.Бердяева (сборник «Из глубины»), И.Ильин «О русской революции»).

Цели урока: 1) рассмотреть позиции русских писателей в оценке русской революции; познакомить учащихся с особенностями жанров дневника и публицистической статьи; 2) актуализировать знания о русской революции, полученные на уроках истории; познакомить с отношением к революции русских философов; определить сходства и различия в подходах к осмыслению революционных событий исторической наукой, философией и художественной литературой; 3) развивать умение учащихся работать с источниками разных типов, готовить устное сообщение на заданную тему, отстаивать

собственную позицию, участвовать в дискуссии; 4) воспитывать уважительное отношение к чужой позиции, иной точке зрения.

Предметный результат: знакомство с судьбами и произведениями писателей 20-х годов ХХ-го века, в которых нашли отражение трагические события революции и Гражданской войны, углубление понимания жанровой специфики литературных произведений, особенностей дневниковой и публицистической прозы.

Метапредметный результат: развитие умений работать с текстами художественной, публицистической и научно-публицистической литературы, развитие умений сравнивать различные точки зрения на исторические и общественные события; развитие умений находить необходимую информацию в интернете.

Личностный результат: становление и развитие личностно-смысловой сферы личности - осознание глубинной связи судьбы страны и судьбы человека, в ней живущего, ответственности за свою позицию нравственную позицию.

Опережающие задания:

1 группа (историческая).Актуализировать с помощью учебника истории и интернета исторические события 1917 – 1920 –х годов. Определить, какие социальные, политические, экономические, нравственные проблемы она затронула.

2 группа (обществоведческая). Познакомиться с фрагментами работ русских философов о революции в России ( распечатки фрагментов статей Н.Бердяева и И.Ильина предоставляет учитель), обратившись к учебнику обществознания, найти ответ на вопрос: что означает термин «социальная революция»?

3 группа.(литературоведческая) Найти в литературоведческих словарях и в интернете материал об особенностях дневникового жанра и художественно-публицистической прозы.

Индивидуальные задания (2 ученика): проанализировать и сравнить ст.Ахматовой «Не с теми я…» и М.Волошина «С Россией кончено.».

Общее задание: прочитать одно из произведений (А.Блок «Интеллигенция и революция», М.Горький «Несвоевременные мысли», И.Бунин «Окаянные дни», М.Пришвин «Дневники», З.Гиппиус «Дневники») – по выбору учащихся. Ответить на вопросы.

Оборудование урока: портреты А.Блока, М.Горького, З.Гиппиус, М.Пришвина. Интерактивная доска. Раздаточный материал с фрагментами текстов и вопросами. На столах перед учащимися лежат листы, в которых по различным критериям оценивается работа групп или индивидуальная работа.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя,

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Я. Смеляков. «День России»

1 учебная ситуация. Слово учителя как индуктор обсуждения.

- Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете эти строчки? Какое противоречие в них содержится? Согласны ли вы с этим?

Литература, как и историческая наука, формирует представление об истории. Многие отечественные писатели по горячим следам событий запечатлевали в своих произведениях сложный, крайне противоречивый образ времени. В дневниках и статьях, в стихах и в рассказах отразилось многообразие представлений о свершившихся переменах, которые Пильняк назвал их «перепряжкой истории». Долгое время мы не представляли всей полноты этой картины времени, поскольку целый ряд художественно значимых, но не отвечавших официальным представлениям о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, произведений был изъят из литературного процесса. Возвращение публицистики и художественных произведений И. Бунина, М. Горького, В. Короленко, М. Булгакова, И. Бабеля, Б. Пильняка, В. Зазубрина, А. Платонова, В. Вересаева, книг эмигрантов И. Шмелева, М. Осоргина, М. Алданова и многих других во многом изменили представление и об истории, потому что эти авторы рассказывали не об отдаленном историческом прошлом, а о личном опыте, о пережитом вместе с родной страной и народом на изломе истории.

Писатели не были простыми хроникерами событий, значение их произведений не сводится лишь к правдивому изображению событий тех лет. Шел активный поиск «идеи времени», смысла истории. Художники стремились осознать происходящее в исторической перспективе, исследовать истоки конфликтов, увидеть будущее России, ее место в мировой истории. «Принимать или не принимать революцию?» - этот мучительный вопрос стоял перед многими людьми того времени. Каждый отвечал на него по-своему. Мысль о России, которая, по словам Н. Бердяева, «бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений», стала центральной в литературе. Несмотря на различия во взглядах, естественные для того времени непримиримость и остроту политических дискуссий, писатели в лучших произведениях брали верх над исторической ограниченностью собственных убеждений и пристрастий. Исторический вихрь разрушил не только прежние социальные отношения. Революция привела к переоценке нравственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили. Для кого-то революция была «праздником трудящихся и угнетенных», но существовал и иной образ: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя». Мы сегодня попробуем представить то нелегкое время, попытаемся понять, как трудно человеку определиться в потоке происходящих событий, как важно не потерять себя.

2 учебная ситуация. Революция в оценках историков и философов. Цель: не только актуализировать уже имеющиеся знания о русской революции, но и определить суть подхода исторической науки и философии к изучению этого явления.

Выступление 1-й группы и 2-й. Обсуждение вопросов:

- Что означает термин «социальная революция»?

- Какие проблемы порождает любая революция?

- Каков характер проблем, поставленных русской революцией (политические, социальные, экономические, нравственные)?Как об этом пишут Н.Бердяев и И.Ильин?

-Каким из них историческая наука уделяет большее внимание? Почему?

-Какие нравственные проблемы, на ваш взгляд, волновали человека того времени?

Вывод (запись в тетради). Революция в России, как всякая социальная революция, породила очень много социальных, политических, экономических проблем, которые рассматривает историческая наука. Однако перед каждым, живущим тогда человеком, особенно остро вставали проблемы нравственные, решение которых определяло не только судьбу людей, но судьбу страны. На это прежде всего обращали внимание русские философы.


3 учебная ситуация. Жанровые особенности произведений о революции.

Цель: познакомить учащихся с особенностями дневниковой и публицистической прозы.

Выступление группы 3 (литературоведы).Обсуждение вопросов:

-Почему авторы прочитанных произведений избрали жанры дневника или публицистической статьи?

- В чем особенности данных жанров?

Вывод (запись в тетради): жанры дневника и публицистической статьи позволяли передать свое личностное восприятие происходящего, выразить свой взгляд на события.

Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны - они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц. (М.О. Чудакова. Краткая литературная энциклопедия).

Литературная публицистика  - неотъемлемая часть литературы. Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берет на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.

4 учебная ситуация. Образ времени в дневниках И.Бунина, , З.Гиппиус, М.Пришвина, в статьях М.Горького и А Блока.

Цель: определить особенности прочитанных произведений, сравнить авторские позиции и художественные средства, используемые для создания образа времени.

Коллективное обсуждение прочитанных произведений по вопросам:

-Как оценивает автор русскую революцию?

- Изменяется ли это отношение со временем?

- Какие проблемы, по мнению автора, неизменно рождает революция?

- Какие чувства передает автор? Чем они обусловлены?

- Каким вы представили образ автора? Удалось ли вам понять его личностную позицию?

- Как отразились чувства автора и его нравственный выбор в стиле произведения?

Вывод. Выражение авторской позиции, личностного ощущения становится для каждого автора важнейшей задачей. Всех объединяет общее: субъективность, внимание к нравственным проблемам, к судьбе отдельного человека. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию. В то же время заметны различия: увлечение, а затем разочарование в революции, боль за судьбу интеллигенции, тревога за культурное наследие - Блок, Горький; повышенная эмоциональность, категорическое неприятие революции, протест против кровопролития и насилия - Бунин, Гиппиус; обобщенное осмысление революции, близкое к философскому - Пришвин. И И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа. Для Горького революция – «судорога», за которой должно следовать медленное движение к цели, поставленной актом революции. И.Бунин считает революцию преступлением против народа, жестоким экспериментом, который не может принести духовное возрождение. М.Горький рассмотрел в народе дикую, неподготовленную массу, которой нельзя доверять власть. Для Бунина народ разделился на тех, кого называют «разбойниками», и тех, кто несет в себе вековые русские традиции. А.Блок считает, что «революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное, она жестоко обманывает других; она легко калечит в своём водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издаёт поток. Гул этот всегда — о великом».


5учебная ситуация. Образ революции в стихотворениях М.Волошина и А.Ахматовой.

Цель: познакомить со стихотворениями указанных поэтов и подготовить к восприятию произведений А. Блока и других поэтов 20-х годов о революции и гражданской войне.

Ученики выразительно читают и анализируют стихотворения :

М.Волошин. С Россией кончено.

С Россией кончено. На последях

Ее мы прогалдели, проболтали.

Пролузгали, пропили, проплевали.

Замызгали на грязных площадях.

Распродали на улицах: не надо ль

Кому земли, республик да свобод,

Гражданских прав? И родину народ

Сам выволок на гноище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,

Пришли на нас огонь, язвы и бичи,

Германцев с Запада, Монгол с Востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,

Чтоб искупить смиренно и глубоко

Иудин грех до Страшного Суда!

А. Ахматова. Не с теми я, кто бросил землю…

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью па?хнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей безслёзней,
Надменнее и проще нас.



6 учебная ситуация. Рефлексия.

- В чем особенности восприятия революции историками, философами и писателями?

- Чей взгляд вам ближе?

- Почему у некоторых людей восхищение революцией сменяется разочарованием в ней?

- Почему революция рождает такое большое количество проблем? -- Можно ли избежать этих проблем? Близки ли они современному человеку?

-Что нужно, чтобы не потерять себя в круговороте исторических событий?

Слово учителя. В ходе нашего исследования мы выявили черты сходства и различия взглядов писателей. Мы сделали вывод о том, что всех писателей объединяет общая тема осмысления революции, которая тесно связана с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Известный литературовед Е.Книпович вспоминала: « Когда меня спрашивают сейчас, как я могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг». Ноги мокрые от прохудившихся подметок, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю ширину света. Но восторг этот не был всеобщим. Не надо думать также, что те, которые были по существу частью происходящей действительности и верили друг другу, не спорили между собой. Их спор – это знак времени, это знак творческих возможностей, тех поднятых революцией сил, которые хотели себя осуществить, утвердить свои взгляды.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Человек и революция: мои размышления над проблемами урока»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!