Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Городская станция юных туристов"
Интеллектуальная конкурсная биологическая игра
"ГРИБНАЯ ПОРА"
автор-составитель
Соколова Елена Геннадьевна
педагог дополнительного образования
г. Ногинск. Московская область
2016г.
Предложенная разработка интеллектуальной конкурсной игры «Грибная пора» является частью экологической работы, проводимой в МБУ ДО СЮТур. Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в учреждениях дополнительного образования, а также учителей начальных классов, биологии; организаторов внеурочной деятельности в школах. Проводить конкурсную игру я рекомендую:
Предложенная методика организации интеллектуальной игры позволит педагогам сделать свой вариант её проведения, ориентируясь на возраст, уровень коллектива, предшествующую подготовительную и воспитательную работу. Организуя подобные игры в УДОД и школах, педагоги смогут расширить кругозор обучающихся, повысить их экологическую культуру.
Это мероприятие проводится в форме конкурсной игры.
Праздник грибов проводится в разных странах, в разное время.
В Прикамье проводят единственный в России праздник грибов - "Ай, да рыжик". Главным героем народного праздника станет один из самых популярных в Прикамье грибов - рыжик.
Праздник позволят каждому участнику проявить себя как лучшего знатока-грибника, умелого повара. Каждый желающий принимает участие в песнях, зажигательных плясках, народных играх, конкурсах о рыжиках и рыжих; можно посетить тематические выставки-конкурсы декоративно-прикладного и изобразительного искусства и выставку-продажу изделий народных мастеров; узнать секреты местных хозяек по приготовлению блюд из рыжиков; собрать или закупить рыжики, другие грибы и овощи как в свежем, так и в консервированном виде; познакомиться с обрядовыми праздниками прощания с летом и встречи осени разных народов Пермского края

«Тихая охота»
Благодать-то! Глянь кругом:
Брызжет дождик, солнце блещет.
Чу! И ласточка в свой дом
не торопится, щебечет.
То-то радость! Всё! Грибам
Время! Самая погода!
И идёт уж по лесам
Чудо! – «тихая охота»!
Гончаренко Николай
Под тихой охотой или грибной охотой понимают такую деятельность человека, которая заключается в поиске и сборе разных видов съедобных грибов. «Тихие охотники» - это грибники. Им удается без выстрела добыть вкусную питательную пищу.
Время, проведенное в увлекательной охоте за грибами,- бодрая зарядка, познание удивительных грибных тайн.
Сапоги, корзина, дождевик.
Заспаны глаза, но боевой настрой.
Сразу видно кто это - грибник,
Лес его манит своей красой.
Практически грибы можно собирать с ранней весны до поздней осени. В июне в лесу показываются первые сыроежки.
На полянке, вдоль дорожки
Всюду встретится она,
Сыроежка-гриб хороший
Шляпка издали видна.
Жёлтая и красная
Сыроежка разная.
Л. Чефанова
Если хочешь, чтобы корзина пополнилась первыми подберезовиками,- надо заглядывать в березняки;
Не страшны ни дождь, ни грозы
Подберёзовик растёт
Под развесистой берёзой
Каждый здесь его найдёт.
Гриб красив и бесподобен
И к тому же он съедобен.
Л. Чефанова
в изреженных светлых сосняках можно найти маслят.
Нашёл маслят.
Пора за ножик браться.
– А ну, в лукошко полезайте, братцы!
Они смеются:
– Мало нас найти!
Теперь ещё
Попробуй
Ухвати!
А. Ерошин
Со второй половины июня грибов заметно прибывает. В поросших вереском сосновых борах, в осинниках и даже в березовых лесах появляются подосиновики,
Подосиновик
Тополёк дрожащий – робкая осина,
Под тобой стою я в зелени низины.
Надо мной, как зонтик, листья веткопада.
Кто меня отыщет, я тому – награда.
Горд я белой ножкой, шляпкой модной красной.
Я на вид красивый и на вкус прекрасный!
в хвойных с березой и березовых лесах нет- нет да и попадется семейка груздей.
П
од раскидистой сосной
Отыскала белка
Непонятный гриб лесной.
Гриб, не гриб – тарелка!
- Больно странен он на вид, -
Говорят ей звери. -
- Может быть он ядовит?
Надо бы проверить.
Но смеется им в ответ
Белочка лесная.
- В нем ни капли яда нет,
Этот гриб я знаю.
А вода в нем, ну и пусть,
Даже пить удобно.
Этот гриб зовется груздь.
Он вполне съедобный!
(В. Кожевников )
В
июне, после первых теплых дождей, в изобилии появляются лисички, селящиеся веселыми стайками на травянистых и мшистых лесных полянах.
Вот красавицы лисички.
Очень дружные сестрички.
Им укрыться не легко.
Видно очень далеко.
Р. Новикова
В это же время следует поискать в светлом сосновом лесу и царя грибов – боровик. В начале июля появляются белые грибы и в березовых рощах.
Старый гриб
Боровик
Поднимает воротник.
Возле кочек ежится,
Ежится, тревожится.
Поворчать ему охота.
Он собрал своих детей
И бормочет:
- По субботам
Прячьтесь, дети, от людей.
Кто накроется листвой -
Тот останется живой.
А того, кто рот разинет,
Люди мигом прикорзинят!
(А. Лаптев )
Но самый грибной месяц, конечно, август. В первые же его дни стаями высыпают рыжики в молодняке сосновых боров и ельников.
Около тропинки в листьях рыжих
Спрятался надёжно хитрый рыжик.
Будет рыжик в пироге хорош…
Если только ты его найдёшь!
А. Ерошин
Вторая половина августа и первая декада сентября – золотое время грибника; только успевай собирать урожай, сушить, засаливать и мариновать. В эту пору много белых, подосиновиков, подберезовиков, рыжиков, груздей. В августе можно встретить и осенние опята, но время их еще не пришло. Опят много в сентябре, когда другие грибы начинают исчезать. До первого снега можно носить из леса эти вкусные тонконогие грибы полными корзинами.
Опенок не любит расти в одиночку -
С ним рядышком вместе - сыночек и дочка,
И дядя, и тетя, и бабка, и дед…
Вы лучше спросите, кого же там нет!
Грибы называют лесными овощами, лесным мясом, лесным хлебом. И впрямь: они содержат много белков, жиров, сахара, различных солей и витаминов. По содержанию белковых веществ грибы превосходят все овощи. В одном килограмме белых сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине, и в три раза больше, нежели в рыбе. В капусте, картофеле, свекле и моркови нет жира, а в грибах содержатся ценные жировые вещества. Белые сушеные грибы по питательности превосходят яйца и колбасу, а грибной бульон – калорийнее мясного. Высокое содержание экстрактовых и ароматических веществ делает грибы особенно вкусными.
Мы в субботу всей семьёю
За грибами в лес пошли,
Взяли пуделя с собою,
Километров пять прошли.
И грибов на три кошёлки
Отыскали без труда,
Хватит в суп и для засолки,
И насушим, как всегда.
В кухне пар стоит клубами,
На плите кастрюльный ряд,
Стол завален весь грибами,
Моем, варим всё подряд.
Кучки рыжиков, маслята,
Подосиновики тут,
Сыроежки и опята,
Грузди очереди ждут.
Белый гриб пойдёт для сушки,
Нацепили низки три,
И висят грибы-игрушки -
Полюбуйся, посмотри.
А лисички для жарянки, -
Будем ужинать сейчас,
Остальное сложим в банки,
Закатаем про запас.
И во время зимней стужи
Приготовим суп грибной,
На обед или на ужин -
Снова вспомним дух лесной.
И. Коньков
П
равила
Прежде чем ступить в лес и заняться «тихой охотой» (увлекательным сбором грибов), невредно знать некоторые ее правила.
Начнем с одежды. Она должна быть простой, лучше из плотной материи. Такое платье будет хорошей защитой от острых сучков, нахлыста колючей хвои. На случай ненастной, погоды неплохо брать с собой плащ-дождевик. На ноги подойдут кирзовые или резиновые сапоги, кеды или ботинки, если в лесу сухо.
Обувь нужно подбирать с тем расчетом, чтобы она была удобной и при ходьбе не терла ноги.
Самая надежная тара для грибов, позволяющая сохранять их свежесть,- корзина из ивовых прутьев. Не годятся ведра и полиэтиленовые пакеты: в них ограничен доступ воздуха, грибы нагреваются и «сгорают», как это случается с намокшим сеном.
Грибы тоже надо брать умеючи. Некоторые сборщики считают, что их надо выкручивать, другие - срезать. Ученые полагают, а им нельзя не верить, что приемлемы оба способа, лишь бы не повредить грибницу. Не раскапывай палкой грибницу- она может высохнуть, не прикрытая листвой. Не собирать грибы у проезжей части. Не срывать старые и очень маленькие грибы.
Грибы следует класть в корзину внутренней частью шляпки вниз..
Собранные грибы следует очищать руками и ножом в стороне от места, где они выросли. Тем самым снизится возможность заражения грибницы гнилостными микробами, которые неизбежно поселятся в очистках. Эта же предосторожность помогает защитить грибницу и от более крупных пакостников - грибных мух.
На пути сборщика попадаются не только грибы, которые пригодны в пищу, но и мухоморы, а также прочие поганки. Сбивать их ногой или палкой никак нельзя. Этими грибами кормятся животные: лоси, медведи, олени,
белки, их склевывают глухари, тетерки, куропатки и сойки. Видимо, лечатся ими.
Н
аучиться отличать съедобные виды грибов от несъедобных и ядовитых
Чтобы научиться отличать съедобные и несъедобные грибы необходимо наизусть выучить минимальный список из самых популярных съедобных грибов и не брать те, которые вызывают у вас хотя бы малейшее сомнение. Также рекомендуем поначалу ходить на тихую охоту с более опытными грибниками.
Соблюдать правила техники безопасности в лесу
Старайтесь поначалу ходить в лес с кем-нибудь. Лучше всего с теми людьми, которые знают эти лесные участки как свои пять пальцев. Позже вы и сами самостоятельно сможете делать вылазки за грибами.
Ориентироваться в лесной местности
С
амое главное нужно научиться хотя бы минимальным навыкам ориентировки на местности. Запоминайте хорошо обозначаемые приметы в лесу и на опушках леса. Обязательно берите с собой карту местности или телефон с gps-навигатором. Также очень пригодиться хороший компас.
О
казывать себе или товарищам первую медицинскую помощь
При несчастных случаях обязательно необходимо оказывать первую медицинскую помощь своим друзьям и себе, а также и остальным людям, нуждающимся в ней. Всех лекарств в поход за грибами не припасешь, но могут придти на помощь лесные лекарственные растения.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о грибах.
Задачи:
образовательные:
- расширить и углубить знания детей о грибах, закрепить знания о правилах сбора грибов;
развивающие:
-Развить эстетический вкус, мышление, творческие и познавательные способности, активность учащихся, коммуникативные качества;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к природе.
Участники:
Обучающиеся младшего и среднего возраста.
Оборудование:
Секундомер, карандаши (ручки), раздаточный материал для конкурсов, оценочный лист, столы (парты) для команд. На стенах рисунки, аппликации на тему "Грибы".
Подготовка к игре:
Предварительно дети разбиваются на команды по 5-6 человек в каждой, выбирают капитана команды и придумывают её название. По ходу игры команды получают задания или отвечают на вопросы. Конкурсы оценивает жюри, выставляя баллы в оценочный лист. Побеждает та команда, которая к концу игры наберёт большее количество баллов. Победители награждаются сувенирами.
У
словие игры:
1. Конкурс"Непрямой дорожкой"
В конкурсе команде надо наложить "трафарет" на буквенную таблицу, прочитать загадку и разгадать её.
Оценка 10 баллов.
2. Конкурс «А грибы-то разбежались!».
В этом конкурсе команде надо найти 10 отличий одного рисунка от другого.
Оценка от 1 до 10 баллов.
3.Конкурс «Грибная пора».
В этом конкурсе команде надо собрать из рассыпавшихся слогов названия 13 известных грибов.
Оценка от 1 до 13 баллов.
4.Конкурс «Примета».
В этом конкурсе команде надо двигаясь по вертикали вверх или вниз, прочитать названия грибов. А из лишних букв, что у вас останутся, составить предложение и вписать его в грибочки. Вы сможете прочитать народную примету для грибного сезона.
Оценка 5 баллов.
5.Конкурс «Народная мудрость».
В этом конкурсе команде надо подобрать к началу каждой пословицы её продолжение. Если всё будет сделано правильно, то из букв, расположенных возле вторых частей, можно будет составить название ещё одной пословицы.
Оценка 13 баллов.
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Ответ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 5

Приложение 4

Приложение 5

Вот и подошёл к концу наш конкурс. сейчас я попрошу похлопать тех, кому он понравился. Наше мероприятие закончилось, но волшебница Осень до наступления зимы будет баловать нас своими красками и дарить свои дары. Спасибо всем за игру.
Победители игры награждаются сувенирами.
Литература:
1.Асташина Н.И. "Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы.".Волгоград, изд."Учитель"( ФГОС Внеурочная деятельность).
2. Бондаренко Т.М. " Экологические занятия с детьми 5-6 лет". Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ "Учитель",2002.
3. Кроссвордёнок. № 8,10,-2010г., № 8 -2011г. ООО «Издательство «Мир новостей». Москва.
4. Молодова Л.П. "Экологические праздники для детей",учебно-методическое пособие , М., "ЦГЛ", 2003.
5.Фабрика загадок. № 3-2005г., № 10 -2007г., № 8,9 -2010г., ООО «Издательство «Мир новостей». Москва.