Хабарова Татьяна Андреевна, педагог-хореограф МБУДО» ДШИ город Новоузенск Новоузенского района Саратовской области
Использование элементов хатха-йоги в партерном экзерсисе на уроках хореографии в Детской школе искусств.
Восточная пластика-это целая культура ,самобытность, которую можно постигнуть постепенно, шаг за шагом, движение за движением. В красивых, чувственных движениях ,позах скрыта загадка и великое множество тайн. . Современные хореографы очень активно внедряют в свои постановки базовые элементы восточных практик, и это не только активные динамичные движения и связки, это и статичные и экспрессивно –выразительные. Это и свободные движения тайцзицюань , и мудры индийских танцев, и легкие утонченные движения японских и корейских танцев. Самое непривычное в восточных танцах – осознание своего тела не как единый монолит, а как сочетание всех частей с которыми нужно работать, чувствовать их и их координировать. Это настоящий урок актерского мастерства, ведь его движения должны отражать внутренние переживания. Наряду с танцами ,отражающими культуру и быт народов ,существуют и религизные ,или как их называют храмовые танцы, а есть и такие которые танцуют только во дворцах. Есть танцы,предназначенные для освобождения души, а есть-для услады взора. Есть танцы, которые учат верить и жить, а есть танцы-истории: о природе, мироздании, людях. Вопросами изучения воздействия восточной пластической культуры на личность начинающих и уже профессиональных танцовщиков требует тщательного исследования и изучения. На разных этапах хореографических постановок балетмейстеры неоднократно обращаются к восточным мотивам, используют элементы восточных танцев, активно используют элементы буддийских пластических практик, таких как йога, цигун, тайцзицюань. Нам уже известно о положительных влияниях этих оздоровительных практик на организм человека, приобретение с их помощью силы, гибкости, легкости движений, это открывает дополнительные возможности человека, такие как улучшение памяти, внимания, открытие новых физических ресурсов для развития творческих способностей. Однако влияние восточной пластики намного шире, и требует гораздо глубокого подхода к изучению воспитательной роли в процессе обучения начинающих и более опытных танцовщиков не только с целью эффективной тренировочной и постановочной работы, повышения качества знания танцоров, но и развития личности, обладающей дисциплиной, целеустремленностью, волевыми качествами, смелостью и решимостью. Предметом настоящего исследования является именно воспитание этих черт характера с помощью восточной пластики на личность начинающего танцора. Любой воспитательный процесс - это процесс сложной организации, воспитание личности танцем затрагивает многие аспекты психологического построения личности и требуют тонкого подхода, и это необходимо учитывать в работе с только что начинающими танцорами любого уровня и возраста. Важно внести с помощью элементов восточных пластик особую лепту в формирование мировоззренческой культуры танцовщика, следуя принципу "не навреди". Само понятие восточной пластики многогранно. Оно содержит множество видов и направлений, которые постоянно развиваются и совершенствуются в той или иной мере. С давних пор люди стремились к своему духовному развитию, к пониманию процессов происходящих во вселенной. В разные времена у разных народов в течение столетий и даже тысячелетий развивались свои духовные традиции: йога, цигун, буддийские, славянские, тибетские, суффийские и другие практики, которые вели к пробуждению внутренней силы, обретению различных способностей и просветлению. По признанию мастеров, наилучших результатов добились индийские йоги. Именно среди них находилось наибольшее количество просветлённых и адептов, обладающих сверхъестественными способностями. Кроме того, йоги всегда отличались мощью духа, олимпийским спокойствием, незаурядным здоровьем, гибкостью и долголетием. Йога вошла в наш повседневный ритм жизни сравнительно недавно. Количество людей, желающих с максимальной пользой усовершенствовать тело и разум, неуклонно растет. Через некоторое время после начала практики йога-новички начинают отмечать поразительный терапевтический эффект: тело лучше слушается, мышцы просыпаются, нервная система укрепляется. Йога - это не система физических упражнений, хотя выстраиванию тела в йоге уделяется много внимания. Йога - это не система морально-этических правил и ограничений, хотя без них ни о каком продвижении вперед говорить не приходится. Йога - это не система очищения организма и здорового питания, не система оздоровления, хотя оздоровительный эффект йоги не вызывает сомнения. Поиск определения - это особенность мышления западной культурной традиции, в восточной традиции объяснять и давать определения не принято. Нет определения у Дао, у Будды. Восточная культурная традиция предпочитает постигать, понимать, чувствовать и приобщаться, сознавая, что путь постижения может не иметь конца. При постижении чего-либо нужда в определении отпадает за ненадобностью, подобно тому как не нуждается в определении белое или черное, добро и зло. На сегодняшний день многие исследователи рассматривают связь йоги с различными видами деятельности: психологией, медициной и д.р. Исследование системы йоги в области хореографического искусства редки. А ведь связь между ними бесспорно есть. Это, в первую очередь, осознание своего тела, раскрепощение, правильное дыхание, выносливость, растяжка. И поэтому, вопрос о том, каким образом система йоги может взаимодействовать с танцевальным творчеством, наиболее актуален сегодня. Известно, что йога повышает производительность труда, помогаем концентрации внимания, сосредоточенности, вырабатывает гибкость и пластичность тела. Правильно спланированные тренировки йоги могут. Подготовить как к повседневным делам, так и к хореографическим занятиям. С другой стороны, для занятий йогой характерно полностью расслабленное состояние мышц, что противоречит законам хореографии. Однако ,рассматривая 3 ступени : Асана, Пранаяма , Дхарна, можно проследить сходство йоги и хореографии. Асана - это дисциплина тела, которая состоит в умении занимать прочные и удобные положения. Имеются различные виды асан : позы для созерцания и медитации, перевернутые позы, позы равновесия. На практике многие балетмейстеры используют отдельные упражнения йоги для физического воспитания танцовщиков. Она открывает дополнительные возможности в процессе развития природных физических данных, таких как шаг, выворотность, растяжка, гибкость, осанка, выносливость. В области психофизики использование йоги способствует развитию памяти, воли, внимания, а также формирует способность к сосредоточенности и навыки расслабления. Однако, проблема возможности использования инструментария йоги в процессе обучения танцу теоретически не исследована. Возможно, детальное изучение различных аспектов названной проблемы позволит открыть новые возможности в хореографическом образовании и исполнительстве. Несомненно, огромную роль на уроках в детской школе искусств играет партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующего высокого физического напряжения. Приходя в систему дополнительного образования, а в данном случае в детскую школу искусств, ребёнок будет стараться отвлечься от учёбы, будет стремиться к игровой деятельности. И именно методический приём – приём игры целесообразно использовать на занятиях ритмики, а главное при работе над гибкостью (в партерной гимнастике). Детям очень интересно и увлекательно, когда их фантазия работает в полную силу, слыша такие «красочные» названия как: «корзиночка», «лягушка», «чемоданчик» «мостик», шпагат, полушпагат. Укрепление мышц спины и живота очень важны в партерном экзерсисе ,использование поз йоги , улучшают не только состояние позвоночника и мышц ног, они воздействуют изнутри на внутренние органы ,помогая существенно улучшить их состояние. Улучшение кровообращения во всех внутренних органов в сочетании с определенным типом дыхания улучшает состояние бронхо-легочной системы, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной системы сопутствует нормализации и выведению шлаков из организма .Регулярная практика асан и комбинаций йоги ,используемая в партерной гимнастике оказывает положительное действие на психику ребенка. Плавные медленные движения помогают сосредоточить внимание ,избавиться от физического и эмоционального напряжения.
В результате многолетней практики йоги ,я пришла к выводу что необходимо использовать элементы и комбинации хатха-йоги в процессе обучения танцу,а именно вводить эти элементы в партерный экзерсис. Занятия по йоге на уроках проводяться 2 раза в неделю, по 30 минут. 1 часть занятия включает в себя разогрев всего тела, путем выполнения комплекса « Сурья Намаскар», что в переводе с санскрита, означает «Поклонение солнцу». Этот комплекс включает в себя наклоны и вытяжение корпуса стоя и лежа. 2 часть-это разучивание танцевальных элементов и комбинаций, на основе йоговских поз, таких как поза «орла»», дерева», верблюда» развивают творческую фантазию, повышают физическую выносливость учащихся, а также рассказ об определенных позах, наглядный показ с дальнейшим выполнением их детьми. Комплекс упражнений выполняется как в динамическом режиме, так и в статическом. В конце занятия выполняются упражнения на восстановлением дыхания, путем использования «пранаям»-специальных дыхательных техник «йоговского дыхания». Использование этих элементов дало положительный результат.
| Начало2017 учебного года(январь) | Конец2017 учебного года(ноябрь) |
Гибкость | 30% | 70% |
Исполнительский уровень | 40% | 80% |
Внимание и концентрация | 20% | 70% |
Это помогло выявить и проанализировать дальнейшее развитие и проведение занятий в определенном режиме. Учитывая показатели, хочется сделать соответствующий вывод, что занятия необходимо проводить на уроках ритмики, гимнастики, на уроках классического и танца модерн в дальнейшем, для повышения хореографической техники, развитию памяти, физических показателей, дисциплины, а прикосновение педагога к нетрадиционным пластическим элементам восточной культуры, таких как йога, не только , расширит круг его собственных знаний и умений ,но и обогатит интеллект начинающих танцовщиков , дополнит их исполнительские возможности, обогатит их духовный мир особым поиском внутренней гармонии, умением слушать и воспринимать себя в контексте многомерного мира.