Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Северо-Енисейский детский сад №4
«Жарки»
Индивидуальная образовательная программа
« Коррекция агрессивного поведения старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии и музыка-терапии»
Педагог-психолог
Замиусская А.В.
Цель:
Преодоление агрессивного поведения дошкольников.
Задачи:
Снизить уровень агрессивного поведения.
Обучить способам регуляции эмоционального поведения.
Обучить анализу своего поведения и внутреннего состояния.
I часть:
Особенности психологического развития детей дошкольного возраста
Психология дошкольника 5-6 лет имеет целый ряд особенностей. У малыша в этом возрасте гармонизируются отношения со взрослыми, и он очень нуждается в родительской любви и нежности. Этот возраст – время формирования способности привязываться и любить другого человека.
С ровесниками старший дошкольник умеет налаживать отношения, понимает разницу между лидером и подчиненными в своем детском кругу, способен играть по установленным правилам. Взрослый воспринимается им как учитель и наставник.
В этот период активно развиваются способности к практическому мышлению и творчеству. Кроха начинает понимать музыку, поет и танцует. Внимание и память постепенно теряют черты непроизвольности, что проявляется и в действиях – у малыша начинается становление собственной воли.
Психологические особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет проявляются еще и в характеристиках мышления:
Эгоцентризм – маленький человек способен оценивать ситуацию исключительно со своей точки зрения, посмотреть на что-либо «чужими глазами» он не может;
Синкретизм – из целого малыш выделяет отдельные детали, однако связать их друг с другом и соединить в целое у него не получается;
Анимизм – кроха склонен проецировать свое «Я» на окружающие вещи, благодаря чему движущиеся предметы (автомобиль, ручей, облако) для него живые.
Пяти-шестилетний дошкольник способен вступать в диалог с другими людьми, он уверенно оперирует конкретными понятиями, его словарный запас содержит около 3 тысяч слов.
У старших дошкольников начинает формироваться совесть и чувство вины, складываются элементарные морально-этические понятия, проявляется инициативность и целеустремленность. К окончанию дошкольного периода большинство малышей выявляют желание учиться и идти в школу.
Впервые у крохи возникают попытки осмыслить закономерности взаимоотношений, формируется цельное мировоззрение. Характерной особенностью является то, что многие дети в этом возрасте уверены: окружающий мир и природные явления – это результат человеческой деятельности.
Эмоционально малыш становится более устойчивым. В интеллектуальном отношении - кроха способен концентрировать внимание, воспринимает информацию на слух, владеет координацией в пространстве.
Все чаще малыш действует не импульсивно, а обдуманно, у него появляется чувство долга. Происходит становление произвольного поведения – ребенок старается контролировать себя и свои действия.
Старшим дошкольникам становится интересно искать что-то забавное в небылицах, в их рисунках появляются изображения смешных движений. Чем малыш старше, тем больше его привлекает комизм ситуации. Смех может вызвать как необычная расцветка или форма предмета, так и описание нравственных пороков (алчность, лень, трусливость, бахвальство). Старшие дошкольники любят шалости и шуточные игры.
Зачастую в этот период ребенок теряет детскую непосредственность. При этом он может начать паясничать и манерничать; старается не показывать, когда ему плохо; огорчается, если его незаслуженно хвалят за скверно выполненную работу.
Развитие личности ребенка дошкольного возраста
В дошкольном возрасте происходит фактическое становление личности. Появляется предвосхищение последствий поведения и самооценка, усложняются переживания, эмоционально-потребностная сфера насыщается новыми мотивациями и чувствами.
Эмоциональная сфера
Для детей старше 4-х лет как правило, характерна уравновешенность. Аффективные вспышки и необоснованные конфликты остаются в младшем возрасте. Такой относительно устойчивый эмоциональный фон объясняется динамикой представлений малыша, появление которых позволяет отвлечься от непосредственно сложившейся ситуации. Не связанные с обстановкой переживания, возникающие у ребенка, помогают не так драматично воспринимать сиюминутные затруднения и предавать им не такое серьезное значение, как это было раньше.
Психологические особенности малышей дошкольного возраста отличаются и переменами в структуре эмоциональных процессов. Переживания крохи становятся глубже и несколько сложнее. С расширением круга эмоций изменяется и содержание аффектов. Очень важно, что маленький человек познает сочувствие, начинает понимать, что такое сопереживать другому.
Мотивационная сфера
Одним из основных личностных механизмов, которые формируются в этом возрасте, является соподчинение мотивов. Это изменение в сфере мотиваций проявляется у младших дошкольников, а затем последовательно развивается.
Мотивы ребенка дошкольного возраста имеют различную ценность и силу. Появляются и новшества: мотивы достижение успеха и мотивы, связанные с нормами морали. Этот период отличается созданием индивидуальной мотивационной системы крохи.
Самосознание
К окончанию дошкольного возраста формируется самосознание. Это происходит благодаря развитию интеллекта и личности малыша. Самосознание – главное новообразование дошкольника. Сначала ребенок учится оценивать действия других, после чего дает оценку своим поступкам, моральным качествам и способностям.
В этот период происходит половая идентификация: малыш осознает, что он мальчик или девочка. На основе этого меняется и стиль поведения ребенка.
Приходит осознание времени и себя во времени. К окончанию дошкольного периода ребенок может вспомнить моменты из прошлого и представить себя в будущем.
Значимую роль в формировании самосознания ребенка играет его самооценка. Самопознание малыша основывается главным образом на отношении к нему папы и мамы, с которыми он себя идентифицирует и на которых ориентируется. Важно, чтобы родители поддерживали детскую активность, иначе у малыша может сложиться неадекватная самооценка, искаженный образ. Кроха, имеющий высокую самооценку, склонен ставить перед собой возвышенные цели, которых чаще всего добивается.
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника
В период дошкольного детства социальное положение, основанное на совместной деятельности малыша со взрослыми, изменяется. Кроха отделяется от взрослых, формируя собственную ситуацию, в которой стремится к самостоятельности. Однако малыш еще не может принять полноценное участие во взрослой жизни, поэтому ему необходима особая форма существования в мире взрослых. Такой формой становится сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность для дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра предполагает следующие условия:
Кроха берет на себя роль взрослого.
Малыш придумывает ситуацию, замещая реальные предметы окружающего мира игрушками.
Характер действий остается игровым, так как ребенок хоть и подражает, но полноценно работать так, как взрослый, еще не может.
В сюжетно-ролевой игре малыш воссоздает общую картину человеческого труда и способов людских взаимоотношений в реальной жизни. Он может представить себя доктором, парикмахером, кем-то из родителей. А это значительно развивает воображение, мышление, способность фантазировать.
В игре кроха старается как можно лучше проявить себя, применяет свой собственный опыт, максимально использует знания и умения. Зачастую родители ругают своего отпрыска за то, что он пригласил гурьбу друзей и устроил в квартире настоящий погром. А ведь достаточно просто научить ребенка играть. И вместо запретов и наказаний нужно выработать индивидуальные правила поведения во время игр. И сделать это таким образом, чтобы малыш не все свое время отдавал игре, но она дополняла его интеллектуальное и эмоционально-психическое развитие.
II часть:
Понятие «Агрессия» и «Агрессивность»
Музыка - терапия
Классификация видов агрессии
Гетероагрессия - направленная на окружающих
Аутоагрессия – направленная на себя
По причине - реактивная агрессия
Без причины – спонтанная агрессия
Формы:
Вербальная – словесная форма
Экспрессивная – интонация, мимика, жесты
Физическая – прямое применение силы
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Проявляющихся в период детства не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом, ведь она является отражением тех кризисных явлений, которые переживает семья и все общество в целом. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие.
Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Особенно важным изучение агрессивности является в 5-7 летнем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие методики по ее профилактики в процессе педагогической, психологической и социально-культурной деятельности.
И.А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их общительность, раскованность, уверенность в себе сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.
В числе эмоциональных проявлений дошкольника, которые обращают на себя внимание и вызывают озабоченность, а нередко и обоснованную тревогу, - детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.). При этом мальчики чаще и в большей степени проявляют агрессивность, нежели девочки. Существенную роль в возникновении и закреплении этой формы выражения негативных эмоций играет семья.
Поведение сверстников, просмотр телевизионных передач (сцен насилия) могут усиливать агрессивность ребенка. В предотвращении и коррекции агрессивности важна позиция взрослых (контроль агрессивных форм поведения, ограничение подверженности детей воздействиям, возбуждающим агрессию, обучение поведению, несовместимому с агрессией, а также управлению своим поведением и др.).
Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки гнева и страха. При этом они не умеют скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами и желаниями окружающих. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой — мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.
4. Дети, склонные к проявлению негативизма. Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера — эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний.
Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла, нежности, доброты и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания, которые вызывают следующие опасности:
Музыка - терапия
Музыка - терапия благотворно влияет на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и значительно снижает ее проявления. Для этого необходимо:
Создать благоприятные условия для занятий с детьми музыка - терапией
Разработать и внедрить перспективный план занятий
Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания.
Подобрать специальные музыкальные произведения
Задействовать все органы чувств ребенка
Установить интеграцию музыкального воздействия с другими видами действия
III часть:
Причины возникновения агрессивности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста.
Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла, нежности, доброты и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания, которые вызывают следующие опасности:
Во-первых, родители, наказывающие своих детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Ребенок узнает, что физическая агрессия – средство воздействия на людей и контроля над нами, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.
Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление.
В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. То есть ребенок будет помнить только о боли нанесенной ему, а не об усвоении правил поведения.
На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него на всю жизнь. Взгляды родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне нее, а также влиять на отношения с окружающими людьми.
Характеристика семьи, как «полная или неполная», влияет на формирование детской агрессивности. Очень важно один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер взаимоотношений между ними. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, и они чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут злиться на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Если женщина в детстве не получала от матери внимания и ласки, то впоследствии она будет склонна применять карательные меры воспитания и срывать гнев на своих детях. Согласно теории привязанности маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности своих взаимоотношений с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом – надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять другим людям, иметь довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим. Тревожный, избегающий ребенок, в общем, и в целом, избегает своей воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Ненадежно привязанные дети оцениваются своими сверстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные
IV часть:
Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по коррекции агрессивности дошкольников.
Основные направления коррекционной деятельности педагога-психолога с агрессивными детьми.
Обучение техникам управления собственным гневом.
Обучение ребенка выражению своего гнева, приемлемые для себя и окружающих.
Формирование осознания собственных эмоций и чувств.
Развитие позитивной самооценки
Снижение уровня личностной тревожности.
Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям проблемной ситуации.
Просветительская, профилактическая работа с педагогами и родителями.
Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей
1. Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст)
2. Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.
3. Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.
4. Важно признать необходимость поиска путей решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу».
5. Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.
6. Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.
7. Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.
8. Агрессия - это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.