Использование ИКТ на уроках физики
В соответствии с современной концепцией образования Республики Казахстан в процессе усвоения предметного содержания и достижения целей обучения необходимо создать условия для развития у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий, включая поиск, обработку, извлечение, создание и презентацию необходимой информации, сотрудничество для обмена информацией и идеями, оценивание и совершенствование своей работы через использование широкого спектра оборудования и приложений.
Целью изучения курса физики 7–9 классов является формирование у обучающихся основ научного мировоззрения, целостного восприятия естественнонаучной картины мира, способности наблюдать, анализировать и фиксировать явления природы для решения жизненно важных практических задач.
В соответствии с целью основными задачами изучения учебного предмета являются:
содействие освоению обучающимися знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, методах научного познания природы;
способствование развитию у обучающихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры, навыков выполнения физического эксперимента и исследования;
воспитание ответственного отношения к учебной и исследовательской деятельности;
использование полученных навыков для рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Перед учителем ставится задача формирования у выпускников учебных заведений умений, в частности, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной деятельности, позволяющих им успешно решать практические задачи прикладного характера в широком спектре разнообразных профессиональных ситуаций. Сегодня неотъемлемой частью современной методики обучения физике являются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), использующие широкий арсенал цифровых образовательных ресурсов. Качество современного учебного процесса напрямую связано с улучшением технологий и методов обучения, что в свою очередь зависит от применения учителями комплекса средств ИКТ. Это одна из закономерностей, характеризующих современный учебно-воспитательный процесс в переживаемую нами эпоху всеобщей информатизации общества, которая ставит новые проблемы перед системой образования и воспитания подрастающего поколения. Оснащение кабинета физики предполагает широкое использование ИКТ при проведении уроков по большинству тем учебных программ. Это и тестирование с помощью компьютера, и проведение демонстрационных опытов и виртуальных лабораторных работ, демонстрация презентаций, привлечение учащихся к созданию тематических презентаций, возможность простейшего моделирования естественнонаучных процессов и другие виды учебных работ. Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.
ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА ФИЗИКИ
Успешность применения ИКТ зависит не только от учителя, но и от наличия техники и качества программного обеспечения.
На сегодня в кабинете физики имеется:
мультимедийный проектор, интерактивная доска; персональный компьютер, лаборатория «Нова», графпроектор, новое оборудование для проведения лабораторных и демонстрационных экспериментов.
Диски по всем разделам физики.
Медиатека по физике:
класс | Наименование диска | Изготовитель | Авторы |
| Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по физике. Более 25000 заданий и тестов. 1CD | ООО " Нью Медиа Дженерейшен" | ООО "Кирилл и Мефодий" , 2007 |
7 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики. Подготовка к выпускным и вступительным экзаменам. Более 20000 заданий и тестов. 1CD | ООО " Нью Медиа Дженерейшен" | ООО "Кирилл и Мефодий" , 2006 |
8 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики. Подготовка к выпускным и вступительным экзаменам. Более 25000 заданий и тестов. 1CD | ООО " Нью Медиа Дженерейшен" | ООО "Кирилл и Мефодий" , 2006 |
9 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики. Подготовка к выпускным и вступительным экзаменам. Более 25000 заданий и тестов. 1CD | ООО " Нью Медиа Дженерейшен" | ООО "Кирилл и Мефодий" , 2007 |
10 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики. Подготовка к выпускным и вступительным экзаменам. Более 25000 заданий и тестов. 1CD | ООО " Нью Медиа Дженерейшен" | ООО "Кирилл и Мефодий" , 2005 |
11 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики. Подготовка к выпускным и вступительным экзаменам. Более 25000 заданий и тестов. 1CD | ООО " Нью Медиа Дженерейшен" | ООО "Кирилл и Мефодий" , 2005 |
10 | Физика 10 класс. 1 CD | ДГП "Математики и механики" КазНУ им. Аль-Фараби | Алматы, 2010 |
7-11 | Физика. Библиотека наглядных пособий. 2CD | ООО "1С-Паблишинг | Фирма "1С",2004 |
7-9 | Физика. Мультимедийный курс. 1 CD | авод ООО"Руссобит-Софт" | ООО "Руссобит Паблишинг", 2004 |
| Физикус 2. Возвращение. Для детей от 9 лет. 2 CD | ЗАО"Инновационные технологии" | ООО "Медиахауз", 2006 |
9-11 | Курс физики XXI века. Для школьников и абитуриентов. Механика. Эффективная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам. Часть 1. 1 CD | ООО "АРК-СИСТЕМ | Л.Я. Боревский, 2005 |
9-11 | Курс физики XXI века. Для школьников и абитуриентов. Термодинамика. Электродинамика. Эффективная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам. Часть 2. 1 CD | ОО "АРК-СИСТЕМ | Л.Я. Боревский, 2005 |
9-11 | Курс физики XXI века. Для школьников и абитуриентов. Колебания и волны. Оптика. Теория относительности. Квантовая физика. Эффективная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам. Часть 3. 1CD | ООО "АРК-СИСТЕМ | Л.Я. Боревский, 2005 |
| Физика в школе. Электронные уроки и тесты. Земля и ее место во Вселенной. Элементы атомной физики. 2 CD | ООО "Уральский электронный завод" | ЗАО "Просвещение -МЕДИА", 2005 |
| Физика в школе. Электронные уроки и тесты. Молекулярная структура материи. Внутренняя энергия. 2 CD | ООО "Уральский электронный завод" | ЗАО "Просвещение -МЕДИА", 2005 |
| Физика в школе. Электронные уроки и тесты. Работа. Мощность. Энергия. Гравитация. Закон срохранения энергии. 2 CD | ООО "Уральский электронный завод" | ЗАО "Просвещение -МЕДИА", 2005 |
| Физика в школе. Электронные уроки и тесты. Свет. Оптические явления. Колебания и волны. 2 CD | ООО "Уральский электронный завод" | ЗАО "Просвещение -МЕДИА", 2005 |
7-11 | Решение задач по механике. | ООО «Открытый урок» | ООО «Инфоурок», 2015 |
9-11 | Решение задач | ООО «Открытый урок» | ООО «Инфоурок», 2015 |
7-11 | Физика. Видеоуроки. CD | ООО "Открытый урок" | ООО "Инфоурок", 2014 |
7-11 | Физика. Тесты. 1CD | Игорь Жаборовский | ООО "Инфоурок", 2014 |
11 | Физика. В помощь учителю и ученику. 1CD | ООО "КОМПЭДУ" | ООО "КОМПЭДУ", 2014 |
10-11. | Собрание демонстративных опытов для средней общеобразовательной школы. 1CD | | г.Усть - Каменогорск, 2012 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.
Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести лабораторные работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Безусловно, компьютер можно применять и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач. Необходимо также отметить, что использование компьютера на уроках физики дает возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.
Варианты построения уроков с использованием электронного учебника
Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.
Учитель, в свою очередь на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяют учителю увидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности. Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным единицам, можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному учащемуся и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Наконец, можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых учеников даёт учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.
Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения.
Проблема темпа усвоения учащимися материала с помощью компьютера (проблема возможной индивидуализации обучения при классно-урочной системе).
В результате использования обучающих программ происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, т.е. в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через 1-2 урока (занятия) учащиеся будут находиться на разных стадиях (уровнях) изучения нового материала. Это приведет к тому, что учитель не сможет продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе. Основная задача такого рода обучения состоит в том, чтобы ученики находились на одной стадии перед изучением нового материала и при этом все отведенное время для работы у них было занято. По-видимому, это может быть достигнуто при сочетании различных технологий обучения, причем обучающие программные средства должны содержать несколько уровней сложности. В этом случае ученик, который быстро усваивает предлагаемую ему информацию, может просмотреть более сложные разделы данной темы, а также поработать над закреплением изучаемого материала. Слабый же ученик к этому моменту усвоит тот минимальный объем информации, который необходим для изучения последующего материала. При таком подходе к решению проблемы у преподавателя появляется возможность реализовать дифференцированное, а также разноуровневое обучение в условиях традиционного школьного преподавания.
Сегодня в педагогике и психологии большое внимание уделяется вопросу развития в процессе обучения творческих способностей учащихся. Здесь я исхожу из того, что тренировка — один из необходимых и важнейших средств обеспечения высокий эффективности обучения и развития творческого потенциала учащихся. Для решения проблемы соотношения “компьютерного” и “человеческого” мышления необходимо наряду с информационными методами обучения применять и традиционные. Используя различные технологии обучения, приучаю учащихся к разным способам восприятия материала: чтение страниц учебника, объяснение учителя, получение информации с экрана монитора и др.. С другой стороны, обучающие и контролирующие программы должны предоставлять пользователю возможность построения своего собственного алгоритма действий, а не навязывать ему готовый, созданный программистом. Благодаря построению собственного алгоритма действий ученик начинает систематизировать и применять имеющиеся у него знания к реальным условиям, что особенно важно для их осмысления. Информационная технология позволяет учащимся осознать модельные объекты, условия их существования, улучшая, таким образом, понимание изучаемого материала и, что особенно важно, их умственное развитие. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание таких программ с другими (традиционными) средствами обучения. Наличие обратной связи с возможностью компьютерной диагностики ошибок, допускаемых учащимися в процессе работы, позволяет проводить урок с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических явлений и процессов. Используя учебные компьютерные модели, учитель может представить изучаемый материал более наглядно, продемонстрировать его новые и неожиданные стороны неизвестным ранее способом, что, в свою очередь, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету и способствует углублению понимания учебного материала. Значительное число компьютерных моделей, охватывающих почти весь курс школьной физики, содержится на широко известном диске "Физика в картинках" (научный центр ФИЗИКОН, г. Москва). Опыт использования данного диска на уроках физики показывает, что если учащимся предлагать модели для самостоятельного изучения, то учебный эффект оказывается чрезвычайно низким. Учащиеся увлечённо исследуют модель 3-5 минут, при этом они знакомятся главным образом с её регулировками, не вникая в суть моделируемого процесса или явления, а затем теряют интерес к данной модели и не знают, чем себя занять. Контрольные вопросы, задаваемые учащимся после такого (знакомства) с моделью, показывают, что какого-либо осознания и понимания физики рассматриваемого процесса или явления, как правило, не происходит. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяют продемонстрировать на экране компьютера (или на большом экране с помощью проектора) многие физические эффекты, а также позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Компьютерные модели позволяют управлять поведением объектов на экране монитора, изменяя начальные условия экспериментов, и проводить разнообразные физические опыты. Некоторые модели позволяют наблюдать на экране монитора, одновременно с ходом эксперимента, построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент, видеозаписи натурных экспериментов. Особенно важно, что к каждой компьютерной модели и к каждому видеофрагменту даны пояснения физического смысла наблюдаемых экспериментов и явлений.
Практический опыт показывает, что для эффективного вовлечения учащихся в учебную деятельность с использованием компьютерных моделей необходимы индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности. Перечислим основные виды заданий, которые используются нами при работе с компьютерными моделями:
1. Ознакомительное задание. Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащемуся осознать назначение модели и освоить её регулировки. Задание содержит инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы.
2. Компьютерные эксперименты. В рамках этого задания учащемуся предлагается провести несколько простых экспериментов с использованием данной модели и ответить на контрольные вопросы.
3. Экспериментальные задачи. Учащемуся предлагается решить 1-4 задачи без использования компьютера, а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность своего решения.
4. Исследовательское задание. Учащемуся предлагается самому спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые подтверждают или опровергают некоторую закономерность. Наиболее способным учащимся предлагается самостоятельно сформулировать ряд закономерностей и подтвердить их экспериментом.
5. Творческое задание. В рамках данного задания учащиеся сами придумывают задачи, формулируют их, решают и ставят компьютерные эксперименты для проверки полученных результатов.
Предложенные задания помогают учащимся быстро овладеть управлением компьютерной моделью, способствуют осознанному усвоению учебного материала и пробуждению творческой фантазии. Особенно важно то, что учащиеся получают знания в процессе самостоятельной работы, так как эти знания необходимы им для получения конкретного наблюдаемого на экране компьютера результата. Учитель на таком уроке выполняет лишь роль помощника и консультанта.
В качестве примера приведу фрагмент индивидуального задания, которое предлагалось учащимся восьмого класса при прохождении темы механическое движение. Урок проводился с использованием модели "Равноускоренное движение", представленной на лазерном диске "Физика в картинках". Данная модель отображает на экране компьютера движение человечка вдоль координатной прямой, причём позволяет изменять его скорость и ускорение, а также строит графики координаты, пройденного пути и скорости с учётом выбранных параметров движения.
Задание №1.
1. Откройте в разделе "Механика" тему "Равноускоренное движение".
2. Установите параметр а = 0 м/с .
3. Нажмите кнопку "Начальная скорость" и установите величину скорости человечка.
4. Нажмите кнопку "Старт" и посмотрите, что происходит на экране. Какие графики строит компьютер?
5. Выясните, что означает знак " - " перед значением скорости. Что происходит при изменении знака скорости?
6. Какие графики Вы наблюдали на экране компьютера?
Задание №2.
Выполните компьютерный эксперимент. Установите V = -0,25 м/с, проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
a. Как выглядит график координаты?
b. Какова координата человечка при t = 0?
c. Какова координата человечка через 4 с?
d. Какова координата человечка через 8 с?
e. Как выглядит график пути?
f. Как выглядит график скорости?
g. Изменяется ли скорость при движении человечка?
h. Как называется такое движение?
Задание №3.
Постройте графики скорости, координаты и пути человечка, если он начинает движение из начала координат, а скорость его движения составляет -0.5 м/с. Проведите компьютерный эксперимент и проверьте Ваши ответы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, использование ИКТ в процессе преподавания физики позволяет:
значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;
увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны;
расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.