СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с  другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1 классе»

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1 классе

Васильева М.Б.

Учитель начальных классов

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с  другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Всё это способствует повышению качества образования.

Я считаю, что качество обучения  в начальной школе напрямую зависит от техники чтения. Для повышения интереса к чтению создано множество различных методик. Но, к сожалению, в последние годы, у детей пропал интерес к чтению.  Возможности, которые предлагают ИКТ позволяют решить данную проблему.

В начале учебного года в моём первом  классе  из 25 человек умели читать 8. Некоторые дети  не знали даже буквы. Передо мной стояла задача научить детей быстрому выразительному чтению.  Чтобы достичь своей цели  я использовала индивидуальные и групповые формы работы, применяя дифференцированные задания. Необходимый материал  брала из Интернета,  придумывала сама, помощь оказывали и родители.

    88 %  учеников моего класса  имеют дома компьютеры. Они имеют возможность вместе с родителями выполнять задания и упражнения, которые я предлагала им  выполнить.  Ребята с удовольствием пользовались играми и упражнениями. Вот некоторые из них:

                При ознакомлении детей со звуковым составом слова  использовала упражнения на нахождение слова по схеме или схемы по слову(Слайды  №4,5,6). В результате  звукового  анализа слова дети учатся последовательно выделять звуки из слова на основе громкого проговаривания, называют каждый из них, соотносят его с графическим изображением.  Или видя графическую схему слова, находят его по картинке.  Умение выделять из слова отдельные звуки  важно  для развития устной и письменной речи.                      

На этапе изучения букв  использовала игру  «Полубуковка»(Слайд № 7). Такие игры увлекают детей.Одновременно, они быстрее заучивают буквы.

    Упражнения с лентой букв (Слайд № 8) можно использовать на всём протяжении обучения в начальной школе, задавая различные вопросы. На экране дети находят букву, произносят её, характеризуют и определяют её место на ленте.                            При делении слов на слоги   использовала следующие упражнения (Слайды № 9,10,11)  « Подбери схему к слову» дети называют животное, ищут схему, которая к нему подходит или наоборот находят картинку по схеме.  Упражнение «Помоги Золушке собрать овощи»,  детям нужно произнести слово, определить, сколько в слове слогов и положить овощ в соответствующую корзину. Эти упражнения можно использовать как на раннем изучении деления слов на слоги, так и при повторении и изучении этой темы в дальнейшем.

Для отработки навыка быстрого чтения использую упражнения,  начиная с чтения слогов. (Слайд № 12,) «Найди фрукты».  На яблоньке выросли яблоки,  на которых написаны слоги. Нужно составить слова   с названием фруктов. Яблочки падают и составляются слова. «Листопад»(Слайд №13) по щелчку на листочках появляются слоги,  дети их прочитывают. Читать можно по очереди или хором. Листочки начинают опадать, по мере прочтения пропадают и слоги.   Далее задания усложняются. Дети читают целые слова, (Слайды №14,15,16) а затем и целые предложения. Необходимо отметить, что большую роль в данных упражнениях  играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Прочитывая движущиеся слова, сочетания слов, ребёнок тренирует одновременно два важнейших органа восприятия (слух и зрение) что позволяют достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

                Для выработки навыка быстрого и выразительного чтения использую короткие стихи детских поэтов. (Слайд №17)

Некоторые упражнения помогают не только развивать технику чтения, но и тренируют орфографическое написание слов. (Слайды № 18,19)

     Такие задания, как «Помоги Лунтику» помогают не только учиться читать, но и имеют воспитательный момент.  Лунтик собрался в гости, но забыл вежливые слова, помоги ему их вспомнить.  «Собери букет» нужно в словарные слова вставить безударные гласные. 

Все эти упражнения выполнены в игровой форме, что не способствует утомляемости школьников.

Для громкого чтения я  использую  книги в электронном виде.  Здесь идёт отработка навыка быстрого и выразительного чтения. Дети  читают текст по предложениям цепочкой  или хором. Ученики, у которых имеются дома компьютеры,  самостоятельно находят литературные произведения  и читают их в электронном виде.

По итогам проверки техники чтения за первое полугодие было видно, что все дети научились читать.

     Анализируя диаграмму, убедилась в том, что используя в своей работе средства ИКТ можно добиться ощутимых результатов в повышении качества обучения. Они  позволяют делать уроки более интересными, продуманными, мобильными.   Интерактивные игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у учащихся позитивное, бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала, заставляют детей учиться не ради оценки, а ради удовольствия, интереса.

 

Используемые ресурсы: 

filino1.narod.ru›FGOS.htm

edu-lider.ru›ИКТ в реализации ФГОС

images.yandex.ru›

images.yandex.ru›  http://www.liveinternet.ru/users/3475254/post123738739/

yasosh.edusite.ru›DswMedia/ispol-zovanikikt.doc

omnopol.ru/vse-dlja-photoshop/iskho...

 

http://www.gifpark.ru/COSM.