“Использование компьютерных технологий на уроках английского языка»
Подготовила: учитель английского языка
МОУ «Специализированная школа №35
г.Донецка» Силакова И.М.
Чтобы заинтересовать ребят изучением английского языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Мне кажется, что интерес к предмету «Английский язык», желание овладеть им, пользоваться для решения коммуникативных задач зависят в большей степени от того, какая технология используется, как учитель учит и, как учатся у него дети любого возраста.
Высокоэффективным творческим реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применением компьютерных технологий на уроках иностранного языка. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.
Для меня, учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разных возрастов. Пользуясь своим личным опытом, могу сказать, что такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку выразиться, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку.
Современное образование ставит определенные цели и задачи, при решении которых меняют подходы к организации трудовой деятельности: акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступам к Интернету. Именно это и способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.
Мне кажется, именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.
Творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе очень важный инструмент – компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.
Цели и задачи использования интерактивных технологий на занятиях по обучению английскому языку
Педагогическая деятельность с детьми дошкольного возраста на протяжении длительного времени (6 лет) дала мне возможность определять цели и ставить конкретные задачи для успешного обучения английскому языку с использованием интерактивных технологий на ранней стадии.
Педагог должен поставить перед собой следующие задачи:
Обучение коммуникативной деятельности
Формирование учебных навыков
Способствовать развитию желания учиться «ИГРАЯ – ОБУЧАТЬ»
Педагогу необходимо обратить внимание на психологические сопровождающие раннего школьного обучения иностранному языку:
Речевой слух, который предполагает чуткость к фонетическим, ритмическим и интонационным сторонам речи;
Языковая память, т.е. способность быстро пополнять словарный запас; усваивать различные грамматические конструкции, переводить слова из пассивного в активный словарь;
Эмоционально-образное восприятие языка: включает субъективную оценку слова. Ощущение своеобразия изучаемого языка, чувствование красоты;
Неспецифические свойства личности ребенка: положительная установка на изучение языка; коммуникабельность личности.
Цели и задачи обучения иностранному языку младшего школьника
Формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке. Умение пользоваться иностранным языком для достижения своих коммуникативных целей.
Создание позитивной установки на дальнейшее изучение иностранного языка.
Коммуникативный характер обучения иностранному языку в раннем возрасте
Педагог не достигнет поставленных целей:
Если обучение иностранному языку осуществляется без учета программы и уровня развития речи ребенка на родном языке.
Если сохраняется традиция обучать языку, объясняя правила, а не речевой деятельности.
Если отбор содержания и сам процесс обучения осуществляется интуитивно методом проб и ошибок, ориентируясь на запросы родителей.
Если при проведении занятий с детьми раннего школьного возраста преподаватели используют методы и приемы школьной методики.
Заучивание клише, фраз, песен, стихов, рифмовок не приводит к тому, что ребенок способен мыслить на языке.
5. На раннем этапе педагог должен использовать наиболее успешные приемы и способы обучения ИЯ:
Овладение иностранным языком в раннем школьном возрасте должно происходить в процессе обучения. И процесс обучения должен иметь вид спонтанный и игровой. Один из способов – это применение мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация.
Мультимедийная презентация дает возможность оправдать в действительности необоснованное для ребенка требование общаться на английском языке, в то время как его проблема может быть решена средством родного языка;
Мультимедийная презентация дает возможность психологически оправдать повторение одних и тех же речевых моделей;
Мультимедийная презентация - это источник мотивации;
Мультимедийная презентация – это источник языка;
Мультимедийная презентация – это не заменитель времени, а часть урока;
Рекомендации по использования презентаций на занятии по обучению английскому языку младших школьников
Педагогический процесс представляет собой функционирующую педагогическую систему. В состав любой педагогической системы входят компоненты: педагог, учащийся, содержание образования, формы организации педагогического процесса, методы педагогического процесса (методы обучения и методы воспитания), информационные средства обучения, цель и результат.
Все компоненты в целостном педагогическом процессе взаимосвязаны между собой.
С педагогической точки зрения взаимосвязи информационных средств обучения с остальными компонентами отличаются следующими характерными особенностями:
а) для педагога информационные средства обучения - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций;
б) для учащихся информационные средства обучения - средство познания и одно из средств реализации учебных функций;
в) по отношению к содержанию образования информационные средства обучения - способ передачи содержания и организации его усвоения;
г) по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения информационные средства - способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации;
д) по отношению к информационным средствам цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении.
При использовании интерактивных средств обучения необходимо соблюдение следующих условий
Мотивированность использования. Применение ИКТ должно быть методически обоснованно.
Целенаправленность и функциональная определенность применения ИКТ. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения. Цель применения ИКТ может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения).
Использование ИКТ - органическая составная часть учебного процесса. ИКТ должны органически вписываться в систему построения учебного занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на его структуру, методику изложения учебного материала и т.д.
Системность применения ИКТ. Эпизодическое использование ИКТ, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть система их применения.
При использовании компьютерных программ необходимо соблюдение ряда условий.
К средствам обучения предъявляют разносторонние требования:
функциональные,
педагогические,
эргономические,
эстетические,
Функциональные - способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы
Педагогические - соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.
Эргономические - удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.
Эстетические - гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.
Т.о., методически грамотное применение средств обучения повышает эффективность учебного процесса обучения.
Несмотря на широкую область применения и разнообразие функций, которые выполняют ИКТ, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой педагогического процесса. ИКТ не подменяют, а расширяют его возможности. Они - одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.