Просмотр содержимого документа
«Использование « метода областей» в процессе решения задач с параметром как способ реализации системно-деятельностного подхода при обучении математике в рамках реализации ФГОС»
Использование « МЕТОДА ОБЛАСТЕЙ» в процессе решения задач с параметром КАК способ реализации системно-деятельностного подходА при обучении математикЕ в рамках реализации ФГОС
Главная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и подготовить подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, сформировать познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.
Познавательный интерес – особая избирательная направленность личности на познание в той или иной предметной области знаний. Формирование познавательных интересов школьников – одна из важнейших задач современной школы.
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры, но решение таких задач вызывает значительные затруднения у школьников. Это связано с тем, что каждая задача с параметрами представляет собой целый класс обычных задач, для каждой из которых должно быть получено решение.
Взгляд на параметр как на равноправную переменную находит своё отражение в графических методах. В самом деле, поскольку параметр «равен в правах» с переменной, то ему, естественно, можно «выделить» и свою координатную ось. Таким образом, возникает координатная плоскость (х; a). Рассмотрим один из методов решения задач с параметрами – «метод областей», который является обобщением метода интервалов.
Алгоритм метода:
1) Определить ОДЗ предложенной математической конструкции.
2) Преобразовать предложенную конструкцию: выразить переменную а через переменную х. Получить функции а =f(x), a=g(x) и т.д.;
3) Графики функций а =f(x), a=g(x) и т. д. построить в одной в системе координат (х; a).
4) Выразить х через а и в соответствии с решением подписать «ветви» графиков.
5) Выбрать ответы по рисунку в соответствии с заданием.
Пример №1. Решите неравенство при всех значениях а:
.
Решение:
1) ОДЗ:
,
. Получаем:
.
2) Преобразуем неравенство:
,
.
Т.к.
, то
.
По условию 3
, следовательно,
,
.
Получим функцию
.
3) Построим ее график в системе координат (х; a):
- графиком является гипербола, расположенная в первой и третьей координатных четвертях. Сдвинем ось а на 1ед. отрезок влево. Сдвинем ось
на 3ед. отрезка вниз.
Построим в данной системе координат прямые а=2 и х=1 – «пунктиром», т.к. неравенства в ОДЗ строгие и закрасим
. Закрасим
.

4) Выразим
через а:
.
5) Выпишем решение неравенства по построенному рисунку:
Если
, то решений нет:

Если
,то
.

Если
, то 