ОГАОУ ДПО БелИРО


Выполнила:
учитель начальных классов
ОГБУЗ «Детский санаторий
г. Грайворон»
Балинян Ж.А.
2015г.
В настоящее время много говорится об образовательных стандартах нового поколения. О том, что целью педагога является сформировать у детей мотивацию к обучению, привить учащимся такие действия, которые составят основу умения учиться.
Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, и самоорганизации. Формированию познавательной деятельности способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние, и внутренние условия обучения.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью следует формировать познавательный интерес.
Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. Например, Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу настолько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.
Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Процесс формирования интересов, по мнению Г.И. Щукиной, происходит в деятельности, структура которой составляет основу развития познавательных интересов. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейших для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:
Следует отметить, что интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.
Среди существующих способов пробудить интерес к предмету, хотелось бы особо выделить следующие:
нетрадиционная – нестандартная форма обучения (например, уроки с использованием межпредметной связи предметов - интеграции), т.е. воздействие через другой предмет;
представление заданий в игровой форме, т.е. эмоциональное воздействие; следует также отметить, что такой характер заданий, являющийся в то же время учебным, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития и позволяет детям в полной мере продемонстрировать свои истинные возможности;
необычная форма визуализации учебного материала, которая способствует включению ребенка в творческую деятельность.
Нестандартные уроки – одно из важнейших средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему них формируются более прочные и глубокие знания. В начальной школе используют следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины и т.д.); уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала; уроки-путешествия; уроки – фантазии; урок – сказка; урок – сюрприз; урок – отчет.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков , используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу (показать Петушка). Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Нам нужно правильно организовать формирование учебной деятельности. В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре.
Прежде чем понять, как игровой процесс мотивирует учеников начальной школы к учебной деятельности, рассмотрим понятие игра.
Игра - это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети (и взрослые) получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни.
Можно сказать о том, что игра – это вид деятельности, который моделирует условия, с которыми ученик может столкнуться в реальной жизни. Часто у учащихся бывают ситуации в школе, когда теряется интерес к обучению, если они не понимают материал.
Создаётся ситуация не успеха и ребёнка становится сложно мотивировать к обучению. В данном случае помогают командные игры, где за успех команды отвечает несколько человек, тогда в этом случае данные учащиеся могут попасть в ситуацию успеха вместе со своей командой. Так же в данной ситуации ученики, которые легко усвоили материал, начнут помогать ученикам, которые имеют сложности. Чтобы достичь данных результатов, необходимо создать следующие условия: во - первых, сформировать несколько команд так, чтобы в каждой были и сильные и слабые ученики. Во – вторых, давать задания на этапах игры различные по сложности. В – третьих, мотивировать учеников похвалой, выделяя каждого учащегося, принесшего своей команде балл.
Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:
1. Учебная задача должна совпадать с игровой;
2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;
3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
Для успешного адаптирования к школе и полноценного включения в учебный процесс, преодоления страха перед школой, тревожности, необходимо развивать “комплекс произвольности” - умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия. При проведении “уроков-игр” дети начинают чувствовать себя намного увереннее и на основных уроках, у них уходит боязнь школы, становятся преобладающими положительные эмоции, дети становятся организованнее, лучше принимали учебную задачу. Данные игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения, формирования волевой и эмоциональной саморегуляции.
Таким образом, использование нестандартных форм обучения активно стимулирует учебную деятельность младших школьников и создает благоприятные возможности для проявления инициативы и самостоятельности учащихся, развития их творческого потенциала.
Список использованной литературы:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 2001. – С. 64
Давыдов В.В. Психология младших школьников. - М., 2000. – С. 25
Мухина В.С. Возрастная психология.- М.: Академия, 2002 г.
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, - М.: Просвещение,2001. – С. 53
Эльконин Д.Б.Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., Педагогика, 2001. – С. 57