СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование пословиц, поговорок и скороговорок в логопедической работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Просмотр содержимого документа
«Использование пословиц, поговорок и скороговорок в логопедической работе.»

Использование пословиц, поговорок и скороговорок в логопедической работе.

Очень интересным и насыщенным практическим материалом считаю использование русского фольклора в логопедической работе. Фольклор — как сокровищница русского, народа находит своё применение в различных областях работы с детьми. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Виды малых фольклорных форм . Я перечислю и охарактеризую некоторые виды малых фольклорных форм: пословицы, поговоркии скороговорки. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя пословицы и поговорки, логопед учит детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивает умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Например: Мороз не велик, да стоять не велит. Апрель с водою, май с травою. Скороговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи и незаменимы для дикционных упражнений. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи, и формируем интонационную выразительность его речи. Например: интонационная окраска речи в приговорке.

Девица-сестрица,

Сходи за водицей –

Я волка боюся,

Медведя страшуся.

Или скороговорка: до города дорога в гору, а с города с горы. ( Дети проговаривают скороговорку в различном темпе). Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Использование скороговорок в работе с детьми дает возможность сделать процесс коррекции как можно интереснее и увлекательнее, что способствует скорейшему достижению требуемых результатов.

На начальном этапе закрепления звука с использованием скороговорок необходимо подбирать короткие ритмичные легко запоминающиеся строчки-чистоговорки, например:

  1. «У осоньки-осы, есть полоски и усы».

  1. «Ря-ря-ря: алая заря.

Рю-рю-рю: рисую я зарю.

Ри-ри-ри: чисто говори.

Ра-ра-ра: в садик мне пора.

Ре-ре-ре: игры во дворе.

Ро-ро-ро: легкое перо.

Ры-ры-ры: стихи для детворы.»

  1. «Дятел дуб долбил, да не додолбил».

Затем постепенно переходя к скороговоркам также следует начинать их заучивание в медленном темпе, объясняя ребенку значение слов и выражений, которые в них содержатся:

  1. «На мели мы налима лениво ловили,

Меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня.»

  1. «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

  2. «Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как же кукушонок в капюшоне смешон» .

В дальнейшем следует ускорить темп произнесения заученных скороговорок, или усложнить содержание: