Использование приёмов предвосхищения (антиципации) при изучении произведений 19 и 20 веков на уроках литературы в 8 классе.
«…в среднем звене школы быстро взрослеющий подросток …должен и может относиться к чтению как к душевной и интеллектуальной потребности».
Р. Н. Бунеев и Е. В. Бунеева
Антиципация
(лат. «предвосхищение») – представление предмета, явления, результата действия в сознании человека до их реального восприятия или осуществления .
Обоснование приёма.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» .
Поэтому перед школой стоит задача сформировать м етаумения:
Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения , невысказанные позиции , предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)
Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)
Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление.
Критическое мышление.
Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление
Основа технологии – трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации.
Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.
Технологические этапы:
1 фаза Вызов (пробуждение: имеющихся знаний интереса к получению новой информации
II фаза Осмысление содержания (получение новой информациb)
III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Фаза вызова. Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевай, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В то же необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает о6 изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.
Смысловое чтение и антиципация как одна из его стратегии или этапов.
Итак, на этапе вызова работы с текстом до чтения в учебной деятельности учащихся, делая его субъектом учебного процесса, учителю важно научиться использовать такой приём , вызывающий интерес к чтению, формирующий читательскую компетентность, как предвосхищение, или антиципацию
Тема урока:
Отражение жизни народа в народных песнях ( на примере песни «Ой, Мороз, Мороз»
-Прослушайте в исполнении современных певцов Н.Кадышевой, группы «Самоцветы» и группы «Рок-острова» песню « Ой, Мороз, Мороз»;
- Какой оттенок значения имеет междометие «ой» в передаче настроения и основной мысли народного произведения?
Тема : «Проблема ( ? ) в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Задание :
1. выберите нужное ключевое слово для завершения формулирования темы урока, используя иллюстрацию Т.Н.Кастерина:
- Любовь;
- Гражданского долга, службы;
- Воспитания и образования;
- Народа;
2. Постановка проблемных вопросов как альтернативы в формулировании темы
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Почему авторитетный учёный – историк Н. Ключевский сказал: «Вот как надо писать историю! В этом произведении истории больше, чем в истории
Пугачёва, которая кажется длинным объяснительным примечанием».
А.С.Пушкин «Пиковая дама».Прочитайте информацию с кластера. Какая из них Вас
заинтересовала больше? Кто дополнит его ещё более интересной из текста?
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Трудно подступиться к произведению с таким непонятным названием и проявить свои читательские умения .
Вначале напишем сочинение «Я житель монастыря в горах Кавказа» (в рамках личностно-ориентированного обучения, формируем когнитивные, регулятивные и творческие умения)
Н. В. Гоголь «Ревизор»
Используем приём предвосхищения –игру.
Если прочитаем название справа налево, то получиться
«Розе верь». А кому вы поверите? ( приводятся разные примеры из текста, в том числе и с «перевиранием» текста)
Например, Судья Ляпкин –Тяпкин держит в служебном помещении коз? Или. У городничего одна дочь? Или . Ревизор- это молодой петербургский чиновник регистратуры едет к отцу в Саратов.
Н. В. Гоголь «Шинель»
-В каких названиях содержаться понятия со значением «одежда»? Что вы о них помните? Придумайте рифмованные строчки, используя эти понятия.
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
Кто заглавный герой рассказа. Почему указывает нам него автор формой местоимения 1-ого лица?
В. Крупин . Рассказ «Мария Сергеевна»
Предлагается ассоциативный ряд : Москва, зима, пресыщенные жизненной роскошью люди, одинокая ,бездомная старая женщина.
Кто она? Продолжите ряд словесных ассоциаций.
Тема :Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро»?
Кто она такая «рыжая»? Ни одно значение не подходит к данному в названии определению
1. Рыжим называют красновато-жёлтый естественный цвет или оттенок волос человека, шерсти животного. Рыжие усы, волосы. | Рыжая голова.
2. Рыжим называют искусственный цвет или оттенок чего-либо. Покраситься в рыжий цвет. | Рыжий свитер. | Рыжий портфель.
3. сущ. Рыжим в цирке называют ковёрного клоуна.
4. Рыжая лисица — это персонаж из сказок: хитрая, коварная обманщица.
5. Если кто-либо, отказываясь что-либо исполнять, говорит Что я рыжий? , то это означает, что этот человек не хочет делать того, что отличало бы его от других людей.
6. Если что-либо стало рыжим , то это означает, что естественный или искусственный оттенок, цвет какого-то объекта поблек, выцвел, побурел от времени, ржавчины . Рыжий от старости платок. | Рыжая от засухи трава. | Рыжие от ржавчины станки.