СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии проблемного обучения в преподавании химии-путь к формированию универсальных учебных действий и компетенции обучающихся

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования)

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемного обучения в преподавании химии-путь к формированию универсальных учебных действий и компетенции обучающихся»

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности  (личного вклада в развитие образования) «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра» Джон Дьюи, американский философ, педагог

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования)

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра» Джон Дьюи, американский философ, педагог

Мое педагогическое кредо: Табакаева Татьяна Николаевна  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №46»,  город Нижний Новгород, Советский район  Образование : высшее, окончила в 1979 г. факультет естественных наук Симферопольского государственного университета им. М.В.Фрунзе по специальности химия. Присвоена квалификация Химик. Преподаватель. Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского Стаж педагогической работы – 37 лет  «Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.   До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.   Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья…» Борис Пастернак Предмет исследования в работе: формирование универсальных учебных действий  и компетенции обучающихся при помощи технологии проблемного обучения.

Мое педагогическое кредо:

Табакаева Татьяна Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №46»,

город Нижний Новгород, Советский район 

Образование : высшее, окончила в 1979 г. факультет естественных наук Симферопольского государственного университета им. М.В.Фрунзе по специальности химия. Присвоена квалификация Химик. Преподаватель. Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского

Стаж педагогической работы – 37 лет

«Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

 

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

 

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья…»

Борис Пастернак

Предмет исследования в работе: формирование универсальных учебных действий и компетенции обучающихся при помощи технологии проблемного обучения.

Обобщение актуального педагогического опыта по теме: «Использование технологии проблемного обучения в преподавании химии - путь к формированию универсальных учебных действий и компетенции обучающихся» Основная идея исследования: воспитывает не педагог, а собственная деятельность ученика, которую педагог организовывает

Обобщение актуального педагогического опыта по теме:

«Использование технологии проблемного обучения в преподавании химии - путь к формированию универсальных учебных действий и компетенции обучающихся»

Основная идея исследования: воспитывает не педагог, а собственная деятельность ученика, которую педагог организовывает

Условия формирования личного вклада в развитие образования научно-исследовательские условия: организационно-педагогические условия: изучение исторического аспекта технологии проблемного обучения, повышение квалификации в ГБОУ ДПО НИРО по программе «Современные подходы в преподавании естественных дисциплин (в условиях введения ФГОС)», по методике оценивания заданий с развернутым ответом ОГЭ, участие в интернет-проектах, работа в МБОУ Школа №46, наличие персонального сайта; участие в работе ШМО, РМО,   в Педагогических семинарах, конференциях и методические условия:  форумах .  изучение особенностей проблемного обучения, транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности в сетевом педагогическом сообществе  У Анатолия Алексина есть строки о том, что пушкинские слова

Условия формирования личного вклада в развитие образования

научно-исследовательские условия:

организационно-педагогические условия:

изучение исторического аспекта технологии проблемного обучения,

повышение квалификации в ГБОУ ДПО НИРО по программе «Современные подходы в преподавании естественных дисциплин (в условиях введения ФГОС)», по методике оценивания заданий с развернутым ответом ОГЭ,

участие в интернет-проектах,

работа в МБОУ Школа №46,

наличие персонального сайта;

участие в работе ШМО, РМО,

в Педагогических семинарах, конференциях и

методические условия:

форумах .

изучение особенностей проблемного обучения,

транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности в сетевом педагогическом сообществе

У Анатолия Алексина есть строки о том, что пушкинские слова "заметить" и " благославить" -главные для учителя. Я стремлюсь заметить и благославить всё лучшее, индивидуальное, что есть в каждом ребёнке

противоречие между инновационными и традиционными технологиями обучения и воспитания коммуникационное взаимодействие и толерантность Актуальность педагогического опыта обусловлена социальной значимостью темы: «…в 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» ЭлвинТоффле, американский философ 5 формирование универсальных учебных действий сокращение бюджета времени на преподавание предмета и адаптация к жизненным условиям применение знаний в разнообразных ситуациях

противоречие между инновационными и традиционными технологиями обучения и воспитания

коммуникационное взаимодействие и толерантность

Актуальность педагогического опыта обусловлена социальной значимостью темы:

«…в 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» ЭлвинТоффле, американский философ

5

формирование универсальных учебных действий

сокращение бюджета времени на преподавание предмета и адаптация к жизненным условиям

применение знаний в разнообразных ситуациях

Теоретическое обоснование личного вклада Применение технологии проблемного обучения способствует подготовке мыслящей личности, способной адаптироваться в меняющихся условиях, готовой к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации естественнонаучного содержания. 5

Теоретическое обоснование личного вклада

Применение технологии проблемного обучения способствует подготовке мыслящей личности, способной адаптироваться в меняющихся условиях, готовой к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации естественнонаучного содержания.

5

Цель и задачи педагогической деятельности Цель педагогического опыта - использование приемов и методов проблемного обучения для развития интеллекта и творческих способностей посредством формирования универсальных учебных действий и компетенции Задачи: 1. изучение передового педагогического опыта по использованию технологии проблемного обучения; 2. внедрение в педагогический процесс эффективных приемов и методов технологии, формирующих универсальные учебные действия и компетенции; 3.ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала через индивидуальную, творческую, исследовательскую деятельность; 4. повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, формирование универсальных учебных действий и компетенций; 5. подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира Опыт базируется на хорошо известной в педагогике технологии проблемного обучения 5

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель педагогического опыта - использование приемов и методов проблемного обучения для развития интеллекта и творческих способностей посредством формирования универсальных учебных действий и компетенции

Задачи:

1. изучение передового педагогического опыта по использованию технологии проблемного обучения;

2. внедрение в педагогический процесс эффективных приемов и методов технологии, формирующих универсальные учебные действия и компетенции;

3.ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала через индивидуальную, творческую, исследовательскую деятельность;

4. повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, формирование универсальных учебных действий и компетенций;

5. подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в

условиях информационного общества, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира

Опыт базируется на хорошо известной в педагогике технологии проблемного обучения

5

Ведущая педагогическая идея моего опыта  заключается в создании условий для формирования ключевых компетенций через универсальные учебные действия посредством использования технологии проблемного обучения; формировании межличностных отношений, обучении радостью, успехом  «Люди не хотят,чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед!» Софокл, афинский поэт   5

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для формирования ключевых компетенций через универсальные учебные действия посредством использования технологии проблемного обучения; формировании межличностных отношений, обучении радостью, успехом

«Люди не хотят,чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед!» Софокл, афинский поэт

 

5

Разноплановость Постановка серии логически связанных вопросов в ходе эвристической беседы Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Создание проблемных ситуаций при проблемном изложении знаний  « Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О.Уайльд, английский писатель   9

Разноплановость

Постановка серии логически связанных вопросов в ходе эвристической беседы

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Создание проблемных ситуаций при проблемном изложении знаний

« Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О.Уайльд, английский писатель

9

Фронтальная Преобладающие формы учебной деятельности «Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего» Марк Ту́ллий Цицерон, древнеримский деятель, оратор, философ 10 Индивидуальная Групповая

Фронтальная

Преобладающие формы учебной деятельности

«Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего» Марк Ту́ллий Цицерон, древнеримский деятель, оратор, философ

10

Индивидуальная

Групповая

 логических УУД(задания на выполнение  логических УУД(задания на выполнение развития умений критического чтения развития умений критического чтения Алгоритмы учебной деятельности с целью формирования познавательных УУД (работа по сложным темам ЕГЭ) познавательных УУД (работа по сложным темам ЕГЭ) Разработка и применение специфического дидактического материала (приложения к квалификационной работе)  11 развития умений по построению и решению проблемы общеучебных общеучебных

логических УУД(задания на выполнение

логических УУД(задания на выполнение

развития умений критического чтения

развития умений критического чтения

Алгоритмы учебной деятельности с целью формирования

познавательных УУД (работа по сложным темам ЕГЭ)

познавательных УУД (работа по сложным темам ЕГЭ)

Разработка и применение специфического дидактического материала (приложения к квалификационной работе)

11

развития умений по построению и решению проблемы

общеучебных

общеучебных

«Слагается учительское счастье из наших ученических побед…» (А. Дементьев) Урок - зачет. Терминологический бой:

«Слагается учительское счастье из наших ученических побед…» (А. Дементьев)

Урок - зачет. Терминологический бой: "Чтобы победить, надо знать, уметь, думать!" ...

11

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты сформированность универсальных учебных действий и компетенций; способность использовать УУД в учебной, познавательной и социальной практике;  готовность к жизнедеятельности в условиях информационного общества, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию мира; «оптимальный выбор индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения…» (Г.К.Селевко); результативное участие в районных конференциях НОУ; Диплом II степени I Всероссийской олимпиады (8А) – «Olimpiado.Ru»; Диплом за III место в «III Международной олимпиаде по химии для 8 – 11 классов» (8А) – mega – talаnt.com (26б. из 30); участие в заочном туре в секции ХИМИЯ Межрегиональной научной конференции старшеклассников XVII Школьные «Харитоновские чтения» (10А:55б.); поступления в колледжи, техникумы, ВУЗы по профилю  Разработка и применение специфического дидактического материала 11

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

  • сформированность универсальных учебных действий и компетенций;
  • способность использовать УУД в учебной, познавательной и социальной практике;
  • готовность к жизнедеятельности в условиях информационного общества, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию мира;
  • «оптимальный выбор индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения…» (Г.К.Селевко);
  • результативное участие в районных конференциях НОУ;
  • Диплом II степени I Всероссийской олимпиады (8А) – «Olimpiado.Ru»;
  • Диплом за III место в «III Международной олимпиаде по химии для 8 – 11 классов» (8А) – mega – talаnt.com (26б. из 30);
  • участие в заочном туре в секции ХИМИЯ Межрегиональной научной конференции старшеклассников XVII Школьные «Харитоновские чтения» (10А:55б.);
  • поступления в колледжи, техникумы, ВУЗы по профилю

Разработка и применение специфического дидактического материала

11

Транслируемость практических достижений Экологический интернет- проект «Разделяй с нами» 11

Транслируемость практических достижений

Экологический интернет- проект «Разделяй с нами»

11

«Будь осторожен, выбирая слово, - Им осчастливить можно и убить!» Н. Грибачев 11

«Будь осторожен, выбирая слово, -

Им осчастливить можно и убить!» Н. Грибачев

11

«Конечно, будем учиться доказывать, но будем также учиться догадываться»  Дж. Пойа, венгерский, швейцарский и американский математик   11

«Конечно, будем учиться доказывать, но будем также учиться догадываться» Дж. Пойа, венгерский, швейцарский и американский математик

11

«Воспитание –великое дело: им решается судьба человека» В.Белинский 11

«Воспитание –великое дело: им решается судьба человека» В.Белинский

11

Основная идея авторской игры заключается в использовании основных этапов телевизионных интеллектуальных передач 11

Основная идея авторской игры заключается в использовании основных этапов телевизионных интеллектуальных передач

11

«Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать» М.Горький 11

«Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать» М.Горький

11

«Нет ничего нового под солнцем, но есть кое – что старое, чего мы не знаем» Лоренс Питер, американский педагог 11

«Нет ничего нового под солнцем, но есть кое – что старое, чего мы не знаем» Лоренс Питер, американский педагог

11

Сравнительный анализ качества знаний в  8, 9, 10, 11-х классах по результатам школьного мониторинга в 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 уч.г. Анализ качества знаний в 8-11-х классах по химии за три последних учебных года свидетельствует о его росте 11

Сравнительный анализ качества знаний в 8, 9, 10, 11-х классах по результатам школьного мониторинга в 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 уч.г.

Анализ качества знаний в 8-11-х классах по химии за три последних учебных года свидетельствует о его росте

11

Список литературы и интернет – ресурсов

  • 1. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике. Пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности. – Н. Н., НИРО, 2009.
  • 2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г. № 413). – М.: Просвещение, 2013.
  • 3.Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», М. 2006.
  • 4.Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.-М., 1975.
  • 5. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.:Просвещение, 1968.
  • 6.Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.//Советская педагогика.- 1968 г.-№ 7.
  • 7.Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования (Виртуальный университет повышения квалификации работников образования, 2011).
  • 8.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., ВолодарскаяИ.А., Карабанова О.А.Формирование универсальных учебных действий в основной школе:от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя/ (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред. А.Г.Асмолова. -2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. -159 с.
  • 9.Горбенко Н.В. Из опыта формирования и развития универсальных учебных действий // Химия в школе.– 2014. − №7. – С. 16-19.
  • 10. http://festival.1september.ru/ Сайт Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок».

«Кто усовершенствовался, тот не может верить тому, чтобы это усовершенствование кончилось» Л.Н.Толстой

11