Тема моего выступления «Использование эффективных приемов контрольно-оценочной деятельности в начальной школе».
Цель: показать значимость критериального оценивания для эффективного обучения в начальной школе.
Начать свое выступление хочу со слов У.Джеймса «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству»
В последнее время мы часто слышим и говорим, что нашему обществу нужны образованные, инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. В появлении таких качеств личности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. Практика показывает низкий уровень развития самооценивания у большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только 10% детей, обладающих умениями самооценивания в учебной деятельности.
(Просмотр видеоклипа из Ералаша (выпуск №229, сюжет 2) «Робот – учитель»).
При подходе, показанном в видеосюжете, возникают такие проблемы, как отсутствие стимула для развития учащегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки. Причина данного явления в том, что оценка, как компонент учебной деятельности, осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать себя. Отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснять свои неудачи предвзятым отношением учителя. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и взаимодействии семьи и школы.
Перед нами , учителями, встаёт задача: как сделать так, чтобы и ученик чувствовал свой рост, и родители ощущали продвижение (или задержку) в обучении и развитии ребенка? Ответ на этот вопрос помогают дать новые формы оценивания результатов обучения младших школьников, комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов); оценка успешности освоения содержания учебного предмета.
Решить проблемы во многом помогает критериальное оценивание.
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки.
Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.
Отличие критериального оценивания от нормативного:
При нормативном оценивании достижения учащихся сравниваются со среднестатистической нормой, а при критериальном оценивании достижения учащегося сравниваются с эталоном – планируемым результатом обучения, представленным критериями.
Примером могут послужить Всероссийские проверочные работы, где чётко обозначены критерии оценивания и рекомендации по переводу первичных баллов в отметки
Оценивание отдельных заданий
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Итого Баллы | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы — 18.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-5 | 6-9 | 10-12 | 13-18 |
Существуют принципы оценивания:
1. Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение-оценивание-планирование-...
2. Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.
3. Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов.
4. Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.
5. Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.
Алгоритм выработки критериев
При планировании урока выделить понятия – знать и уметь;
Выделить формируемое умение;
Определить пошаговые операции выделенного умения;
Из пошаговых операций выделить критерии;
Составить таблицу критериев.
Применение критериального оценивания дает учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться. Использование критериального оценивания способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Есть разные методы оценивания. Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах работы, поэтому использовала и использую методы:
Карта понятий. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий.
Составление тестов – самостоятельное формулирование вопросов по тексту
Метод неоконченных предложений:
Своей работой сегодня я…, потому что...
Мне больше всего удалось…
Сегодня я узнал…
Было трудно…, потому что...
Я научился…
Задания для меня показались…, потому что...
Для меня было открытием то, что… теме.
Приемы:
«Волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
«Задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия); «Сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
«Составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
Листы «Самооценка и взаимооценка» приучает учащихся критически относиться к своей работе и работе одноклассников.
«Древо творчества»
По окончании дела урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
Плоды - дело прошло полезно, плодотворно.
Цветок – довольно неплохо.
Зеленый листик - что-то было, конечно, а вообще - ни то ни се.
Желтый листик - «чахлый», пропащий день.
Мини-обзор (проводится в конце урока)
1.Что изучали? Назовите тему урока.
2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6.Что у меня получилось лучше всего
В своей деятельности я использую следующие традиционные и авторские приёмы организации контрольно-оценочной деятельности младших школьников.
Приемы | Обоснование выбора приема |
Словесные. Вопросы в конце урока: - Что ты узнал на уроке? Чему научился? - Над чем еще надо поработать? - Какие задания были сложными? | Для: - оценивания достижений за урок, - умения находить ошибки в собственных рассуждениях, - развития умение анализировать, сравнивать, - для диагностики и коррекции освоения учащимися и учебной задачи и предметных знаний. |
Оценочные листы. таблицы учета определенных знаний учащихся по разным предметам, которые заведены на каждого ученика. | Для оценки своих достижений. Это позволяет учителю и родителям прослеживать динамику учебной успешности каждого ученика. |
Прием «Аплодисменты» (авторский) Если ребята согласны с ответом товарища - хлопают в ладошки, если не согласны - не аплодируют. Особенно, эффективно используется этот прием на уроках литературного чтения при выразительном исполнении произведений в любом классе (если ребята аплодируют другим, это наивысшая похвала, которую можно достичь на уроке). | Очень нравится ребятам в начальных классах и направлен на формирование взаимооценки, на умение слушать, слышать и оценивать деятельность своего одноклассника |
«Светофор». Если все получилось, то на полях дети рисуют зеленый кружок: «Все понятно». Если были небольшие затруднения, то в тетради рисуются желтый кружок: «Немного не получилось». Если были значительные затруднения, то рисуется красный кружок: « Мне нужна помощь!» | Для оценки своих достижений, раскрытия индивидуальных особенностей детей, развития самоконтроля, взаимоконтроля, особенно, при безотметочном обучении |
«Незаконченные предложения» Мне было трудно, потому что .. Я понял, что.. Я хочу похвалить .. за… | Используется много вариативность ответов. Данные предложения заставляют осмысливать работу, давать не односложные, а развернутые ответы. |
Работа в парах и оценивание. | Для сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество |
«Составление заданий с ловушками» или провокация. | Для нахождения своих недочётов в работе, анализа своей деятельности |
Синквейн | Для подведения итогов, анализа урока в краткой записи. |
Пометки на полях | Для осознания и анализа учебного материала |
4. Практическая часть.
Перейдем к практической части.
- Я попрошу участников-добровольцев нарисовать дом (рисуют на листах)
- Оценим рисунки участников с применением традиционной 5-бальной системы оценивания ( остальные выставляют отметки).
- Какие ощущения были у художников, когда оценивали ваши работы? Почему? (ответы участников - художников)
- Легко ли Вам было выполнить оценивание? Почему? (ответы участников мастер-класса).
- Уважаемые участники-художники, нарисуйте дом в соответствие с заданными критериями (рисуют)
1.Ступеньки –1 балл
2.Перила – 1балл
3. Дверь – 1 балл
4. Окно - 1 балл
5. Окно на чердаке – 1 балл
6. Водосточная труба – 1 балл
7. Труба на крыше дома – 1 балл
8. Трава возле дома – 1 балл
9. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл,
Итого: максимальное количество баллов - 9 баллов.
- Вновь оценим рисунки наших участников по выбранным критериям. Баллы переведем через переводную шкалу в 5 – балльную отметку (8-9 баллов- «5», 7-6 б. - «4», 5-4 б. - «3»).
- Сравним результат выполнения. Есть ли разница? Когда результат стал лучше (когда оценивают по критериям, причем известным ученику заранее)
Заполните, пожалуйста
Критерии оценки «Мастер-класса»
№ п/п | Критерии оценивания | Баллы |
1 | Актуальность и значимость и выбора темы | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | Глубина и оригинальность содержания и формы проведения мастер-класса | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | Научная и методическая ценность | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | Профессиональное взаимодействие с аудиторией | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | Соответствие проведенного мероприятия формату мастер-класса | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | Общая культура и эрудиция | 0 | 1 | 2 | 3 |
| ИТОГО | |
Выберите для себя тот цветок, который отражает ваше сегодняшнее настроение. Определили?
Итак, те, кто выбрал зеленую розу - вы, хотите быть успешными на сегодняшнем мероприятии, те, кто выбрал красные - желаете пообщаться, те, кто выбрал желтые - планируете быть активными, а выбравшие синие розы - будут настойчивы, активно отстаивать свою точку зрения.
Спасибо за внимание (слайд). Удачи вам, коллеги, и новых творческих находок!