СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование инвентаря на занятиях хореографией как способ развития хореографических качеств и данных ребенка»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая рекомендация для педагогов-хореографов и руководителей детских хореографических коллективов. В методической рекомендации рассмотрены упражнения, которые направлены на развитие специальных физических качеств исполнителей в хореографии.

Просмотр содержимого документа
««Использование инвентаря на занятиях хореографией как способ развития хореографических качеств и данных ребенка»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

















Методическая рекомендация на тему инновационной деятельности: «Использование инвентаря на занятиях хореографией как способ развития хореографических качеств и данных ребенка»

















Мурино, 2024

Аннотация



Методическая рекомендация для педагогов-хореографов и руководителей детских хореографических коллективов.





























Сведения об авторах

Авторы данных методических рекомендаций — Белова Евгения Валерьевна и Кучукова Анна Владимировна, педагоги дополнительного образования МОБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района», хореографического коллектива «Созвездие».



Содержание

Пояснительная записка 3

Упражнения для развития гибкости 5

Упражнения для работы над балансом 8

Упражнения для развития силы 10

Упражнения для работы над координацией движений 12

Упражнения для развития ловкости и скорости реакций 14

Упражнения для работы над выносливостью 16

Заключение 18

Список рекомендуемой литературы 20

Приложения 21



























Пояснительная записка

На сегодняшний день занятия хореографией для детей подразумевают определённую физическую подготовку. Это связано с тем, что уровень технических навыков танцовщиков растёт с каждым годом. Поэтому педагоги уделяют всё больше времени развитию физических данных учеников, особенно в младших классах.

Требования к физической подготовке танцовщиков с точки зрения диапазона движений в суставах значительно превышают анатомические нормы. При этом в современном хореографическом сообществе есть тенденция не только к эффективной, но и к безопасной работе. Становится популярным изучение анатомии, биомеханики и физиологии, для того чтобы, работая над развитием физических данных учеников, не навредить и избежать травматизма.

Также не стоит забывать о том, что у педагога есть задача заинтересовать самых юных танцовщиков, делая занятия не только полезными, но и интересными.

Для достижения всех этих задач можно использовать дополнительный спортивный инвентарь на занятиях. С его помощью упражнения становятся более эффективными, а у детей появляется интерес к работе с предметами.

Цель: развитие физических качеств и хореографических данных учеников с помощью нового спортивного инвентаря на занятиях хореографией.

Задачи:

  • познакомить педагогов с современными и эффективными способами развития физических качеств и хореографических данных на занятиях с детьми;

  • актуализировать и углубить знания педагогов в области развития хореографических данных и физических качеств учеников;

  • формировать у педагогов желание использовать инвентарь на занятиях для повышения уровня мотивации детей на занятиях, и как следствие, достижения лучших результатов;

  • Развивать интерес у педагогов и руководителей коллективов к использованию комплекса упражнений на занятиях хореографией.

В методической рекомендации рассмотрены упражнения, которые направлены на развитие специальных физических качеств исполнителей в хореографии. Блок (комплекс упражнений) включает в себя 4-6 упражнений по следующим группам (качествам):

  1. упражнения для развития гибкости;

  2. упражнения для работы над балансом;

  3. упражнения для развития силы;

  4. упражнения для работы над координацией движений;

  5. упражнения для развития ловкости и скорости реакций;

  6. упражнения для работы над выносливостью.

Информация к каждой группе упражнений поможет педагогам понять, для какого возраста предназначено упражнение, какая цель и задачи у каждого упражнения, и описана техника выполнения упражнения.











Упражнения для развития гибкости.

Гибкость — это качественная характеристика, определяющая совокупную способность группы суставов выполнять глобальное движение в заданной амплитуде. На её развитие влияет мобильность суставов, состояние мягких тканей и нервной системы.

Для развития гибкости с использованием инвентаря возможны следующие упражнения.

  1. Складочка с кубиками (приложение 1):

    • возраст — 6-8 лет;

    • техника выполнения: живот прижат к бёдрам, руки держат кубик, кубик прижат к задней стороне стопы;

    • задача: выпрямлять ноги, насколько возможно (до амплитуды, пограничной с болевыми ощущениями);

    • цель: растяжка задней поверхности бедра с минимальным сгибанием позвоночника.

  2. Складочка с кубиком к работающей ноге и подъем работающей ноги с упором стопы на кубик (приложение 2):

    • возраст — 6-8 лет;

    • техника выполнения: живот прижат к бёдрам, руки держат кубик, кубик прижат к задней стороне правой стопы, далее происходит подъём работающей ноги в положении сидя;

    • задача: выпрямлять ноги, насколько возможно, особенно работающую, сохранять сокращённое положение стопы;

    • цель: растяжка задней поверхности бедра с минимальным сгибанием позвоночника.

  3. Боковой наклон к ноге с кубиком (приложение 3):

    • возраст — 6-9 лет;

    • техника выполнения: сидя с раскрытыми ногами в сторону, наклоняемся через правый бок к правой ноге. Кубик в левой руке, стараемся поставить кубик за стопой и прижать к задней стороне стопы;

    • задача: выпрямить ноги, насколько возможно, и стараться положить правое плечо на пол перед коленом работающей ноги;

    • цель: растяжка группы приводящих мышц.

  4. Складочка с кубиками (приложение 4):

    • возраст — 6-9 лет;

    • техника выполнения: сидя на корточках, пятки и носки лежат вместе, под колени укладывается кубик;

    • задача: сидеть с прямой спиной на пятках, не разводя их в сторону, при этом тянуть носки, чтобы пальцы были приподняты от пола;

    • цель: работа над гибкостью и силой стопы.

  5. Упражнение на гибкость стопы с помощью эластичной ленты (приложение 5):

    • возраст — 7-10 лет;

    • техника выполнения: сидя в положении, при котором одна нога в «бабочке», вторая (работающая) вытянута вперёд, эластичная лента перекинута через свод стопы и удерживается руками, выполнять разгибание и сгибание голеностопа и пальцев стопы;

    • задача: выполнять движения в максимальной амплитуде, создавать натяжение эластичной ленты для того, чтобы возникало мышечное сопротивление;

    • цель: работа над гибкостью и силой стопы.

  6. Растяжка задней поверхности бедра с помощью эластичной ленты (приложение 6):

    • возраст — 8-15 лет;

    • техника выполнения: положение – лёжа на спине, работающая нога поднята вверх. На стопу работающей ноги натянута эластичная лента;

    • задача: подтягивать работающую ногу к себе и отводить обратно, создавая сопротивление эластичной лентой;

    • цель: пассивная и активная растяжка задней поверхности бедра.





































Упражнения для работы над балансом.

Баланс — это способность удерживать равновесие. В хореографии она проявляется в статичных позах, вращениях и приземлении после прыжка. Таким образом, можно говорить о двух видах баланса: в статике и в динамике.

И в том, и в другом случае устойчивость зависит от распределения центра тяжести, а также слаженной работы моторной, зрительной и вестибулярной систем, за которую главным образом отвечает мозжечок.

Использование дополнительного инвентаря в работе над балансом является усложнением любых упражнений, поэтому переходить к нему стоит уже тогда, когда ученики научились сохранять устойчивость на стабильных поверхностях.

Упражнения для развития баланса с использованием неустойчивых поверхностей возможны следующие.

  1. Цапелька с кубиком на колене (приложение 7):

    • возраст — 6-9 лет;

    • техника выполнения: стоя на полу, поднять одну ногу до положения носок у колена, кубик положить на колено;

    • задача: удерживать положение 8 счетов и не уронить кубик;

    • цель: работа над балансом.

  1. Цапелька (приложение 8):

    • возраст — 7-9 лет;

    • техника выполнения: стоя на кубике, поднять одну ногу до положения носок у колена;

    • задача: удерживать положение 8 счетов;

    • цель: работа над балансом на неустойчивой поверхности.

  1. Часики (приложение 9):

    • возраст — 6-8 лет;

    • техника выполнения: ученик стоит на кубике, работающая нога визуально проходит по циферблату от 12 до 6, руки открыты в сторону;

    • задача: удерживать положение на одной ноге, пока другая нога двигается как часовая стрелка, не касаясь пола ногой;

    • цель: работа над балансом.

  1. Подъем на полупальцы на кубике на двух ногах, на одной ноге (приложение 10):

    • возраст — 8-9 лет;

    • техника выполнения: стоя в VI или II параллельной позиции так, чтобы опора шла на кубик на плюсневую часть стопы;

    • задача: удерживать положение на полупальцах и правильно распределять опору;

    • цель: работа над гибкостью и силой стопы.

  1. Точки (приложение 11):

    • возраст — 8-10 лет;

    • техника выполнения: ученик стоит на кубике на одной ноге, другой ребенок ставит пальчиком точки в пространстве. Необходимо дотянуться до пальчика рукой, ногой, головой, коленом и т.д.;

    • задача: нужно коснуться «точки» и удержать равновесие. Стоящий на кубике не должен упасть или сойти с него;

    • цель: работа над гибкостью и силой стопы.









Упражнения для развития силы мышц.

Развитие мышечной силы — неотъемлемая задача урока хореографии: все движения в танце выполняются за счёт мышечной работы, и чем лучше танцовщик чувствует своё тело и умеет им управлять, тем сложнее и техничнее будет его танец.

В упражнениях для развития силы мышц можно использовать следующий инвентарь.

1. Подъёмный кран (приложение 12):

    • возраст — 6-9 лет;

    • техника выполнения: лежа на животе, держим двумя руками кубик и поднимаем корпус вместе с руками наверх. Затем передаем кубик за спиной, не опуская верхнюю часть тела на пол. Передаем из правой руки в левую и наоборот по 4 раза;

    • задача: передать кубик, сохраняя положение корпуса;

    • цель: работа над силой спины.

  1. Flat back (приложение 13):

    • возраст — 8-15 лет;

    • техника выполнения: стоя, выполнить сгибание в тазобедренном суставе, наклонив корпус вперёд и сохранив нейтраль позвоночника, руки подняты вверх и удерживают резинку;

    • задача: выполнять сгибание и разгибание в локтевых суставах, отведение и приведение в плечевых суставах;

    • цель: изометрическая работа в мышцах задней поверхности бедра, работа над силой мышц спины и рук.

  1. Медведь (приложение 14):

    • возраст — 7-15 лет;

    • техника выполнения: стоя на четвереньках, позвоночник в нейтральном положении, в районе пояснице лежит кубик;

    • задача: передвигаться вперёд и назад, поднимая по очереди каждую конечность, сохраняя нейтраль позвоночника;

    • цель: стабилизация мышц кора.

  1. Разгибание, лёжа на животе (приложение 15):

    • возраст — 7-12 лет;

    • техника выполнения: лежа на животе, эластичная лента натянута через стопы и удерживается руками;

    • задача: выполнять разгибание позвоночника;

    • цель: работа над силой мышц спины.





























Упражнения для работы над координацией движений.

Координация — это моторный навык, определяющий способность двигаться согласованно, упорядоченно и быстро. Главный принцип развития координации и создания новых нейронных связей — «удивлять» мозг, за что отвечают произвольные (новые) движения.

Методов, а соответственно и упражнений, существует много. Упражнения для развития координации с использованием дополнительного инвентаря описаны ниже.

1. Шаги накрест (приложение 16):

    • возраст — 7-9 лет;

    • техника выполнения: правая нога открыта в сторону, руки перед собой, мячик в правой руке. Выполняется шаг с правой ноги накрест вперед, с перекладыванием мячика из правой руки в левую руку (одноименной рукой и ногой). Затем левая нога открывается в сторону, мяч остается в левой ладони. Правая рука возвращается в исходное положение. Затем выполняется шаг с левой ноги накрест и перекладываем мячик из левой руки в правую руку. Затем правая нога открывается в сторону, левая руки приходит в исходное положение;

    • задача: скоординировать движения рук и ног;

    • цель: работа над координацией движений.

  1. Шаги в паре (приложение 17):

    • возраст — 7-9 лет;

    • техника выполнения: выполняем приставные шаги в парах. Один из партнеров берет два мячика в руки. Одновременно с шагом перекладывает мячики из рук в ладони партнера. Когда нога подставляется к другой ноге, мячики остаются в руках. Затем снова выполняются приставные шаги, и второй партнер передает обратно мячики. Повторить 8 раз;

    • задача: скоординировать движения ног с движениями рук;

    • цель: работа над координацией движений.

  1. Зеркало (приложение 18):

    • возраст — 7-9 лет;

    • техника выполнения: ведущий берет в руки предмет, например, мячик, и начинает выполнять передвижения с мячиком в спокойном темпе. Остальные должны повторять все движения ведущего, как отражение в зеркале;

    • задача: необходимо повторить все движения ведущего, правильно ориентироваться в пространстве зала;

    • цель: работа над координацией движений.

  1. Шаги по кругу (приложение 19):

    • возраст — 7-10 лет;

    • техника выполнения: выполняем приставные шаги по кругу. У каждого участника мячик в правой руке. Одновременно с шагом вправо по кругу (против часовой стрелки) перекладываем мячики из правой руки в ладонь партнера справа. Когда нога подставляется к другой ноге, мячики остаются в руках. Затем снова выполняется приставной шаг вправо, перекладываем мячики из левой ладони в правую. Затем снова передаем мячик партнеру справа. Повторить 8 раз. Затем выполнить в левую сторону;

    • задача: нужно передавать мяч партнеру, при этом контролировать свои шаги по кругу в одном ритме с командой и точную передачу мяча партнеру;

    • цель: работа над координацией движений.





Упражнения для развития ловкости и скорости реакций.

Ловкость — это способность изменять направление движения без ущерба для равновесия, координации движений, силовых и скоростных качеств и контролирования тела.

И ловкость, и скорость реакций — качества, которые крайне важны для любого танцовщика. Помимо всестороннего физического развития они обеспечивают хорошую ориентировку в пространстве, умение работать с предметом в танце и подготовку к импровизации.

В урок хореографии можно включать следующие упражнения для развития ловкости и скорости реакций с дополнительным инвентарём.

1. Дорожка с препятствиями (приложение 20):

    • возраст — 7-10 лет;

    • техника выполнения: несколько предметов выложены в ряд, на каждый предмет своя двигательная задача;

    • задача: шагать через ленту на полупальцах накрест, перепрыгивать через кубики поджатыми и разножкой, подкинуть и поймать мяч, стоя на кубике;

    • цель: улучшение двигательной памяти, ловкости и скорости реакции.

  1. Галоп по кругу (приложение 21):

    • возраст — 7-12 лет;

    • техника выполнения: участники выполняют галоп по кругу сначала в правую сторону, затем в левую. Во время выполнения галопа, нужно отбить мяч об пол и снова его поймать в движении;

    • задача: нужно скоординировать движения ног с движением рук. При этом необходимо зрительно рассчитать траекторию движения мяча и поймать его во время галопа;

    • цель: улучшение двигательной памяти, ловкости и скорости реакции.

  1. Светофор (приложение 22):

    • возраст — 6-9 лет;

    • техника выполнения: на определённый цвет конкретная двигательная задача;

    • задача: (примеры) 1 – поза дерева, 2 – ласточка, ласточка, 3 – VI позиция на полупальцах. Усложнение: вместо положений на каждый цвет предлагать небольшую танцевальную комбинацию;

    • цель: развитие координации и двигательной памяти, работа над скоростью реакции.

  2. Снежный ком (приложение 23):

    • возраст — 6-9 лет;

    • техника выполнения: участники садятся на пол с максимально раскрытыми ногами в сторону, стопы упираются в стопы партнеров. Первый участник берет мяч и перекатывает другому участнику, называя свое имя. Другой ловит мячик и катит его другому участнику, называя сначала имя первого, затем свое. И т.д. Последний участник должен назвать имена всех участников;

    • задача: нужно координировать траекторию передвижения мячика, при этом запоминать имена всех участников;

    • цель: работа над зрительно-моторной координацией.

  3. Игра с мячом (приложение 24):

    • возраст — 7-10 лет;

    • техника выполнения: один отпускает мяч, другой ловит;

    • задача: поймать мяч;

    • цель: работа над зрительно-моторной координацией.



Упражнения для работы над выносливостью.

Каждый танцовщик сталкивается с усталостью в процессе выполнения танцевальных задач. Для того, чтобы «оттянуть» этот момент, необходимо работать над выносливостью.

Выносливость — это способность минимизировать снижение качества основных компонентов целенаправленного физического процесса вопреки утомлению.

Упражнения для работы над выносливостью с использованием дополнительного инвентаря могут быть следующие.

1. Круг (приложение 25):

    • возраст — 7-12 лет;

    • техника выполнения: участники сидят в кругу, ноги подняты в уголке, стопы в центре круга. Положение держится за счет мышц пресса, спины. Передаем свой куб партнеру справа и одновременно принимаем куб от партнера слева. Выполняем вправо, затем влево;

    • задача: выработать выносливость у детей в положении уголок;

    • цель: работа над выносливостью и силой мышц кора.

  1. Прыжок через куб (приложение 26):

    • возраст — 6-8 лет;

    • техника выполнения: в работе используется 2 кубика, через один нужно перепрыгнуть, другой перенести вперёд;

    • задача: двигаться в быстром темпе, соблюдая технику прыжка;

    • цель: работа над выносливостью.

  2. Дорожка препятствий (приложение 27):

    • возраст — 7-10 лет;

    • техника выполнения: несколько предметов выложены в ряд, на каждый предмет своя двигательная задача;

    • задача: шагать через ленту на полупальцах накрест, перепрыгивать через кубики поджатыми и разножкой, подкинуть и поймать мяч, стоя на кубике;

    • цель: улучшение выносливости и ловкости.

  3. Водопад (приложение 28):

    • возраст — 7-12 лет;

    • техника выполнения: участники выстраиваются в одну колонну. У первого участника стоят кубики. Первый, прогибаясь назад, передает куб своему партнеру сзади. Второй принимает кубик и передает следующему партнеру сзади. Передаем, пока последний не соберет все кубики. Затем все разворачиваются и снова передают кубики обратно;

    • задача: отработать положение прогиба назад, задействовав все группы мышц;

    • цель: работа над выносливостью и силой мышц спины.

  4. Качелька (приложение 29):

    • возраст — 7-10 лет;

    • техника выполнения: в паре выполнять поочерёдные приседания, удерживая натянутую ленту в руках;

    • задача: удерживать баланс и ускорять темп;

    • цель: работа над выносливостью и силой мышц ног.











Заключение

Методическая рекомендация включила в себя упражнения с использованием нового спортивного инвентаря, как способы развития определенных качеств учащихся. В рекомендации предложены упражнения на каждую группу качеств. Упражнения могут использоваться на индивидуальных и групповых занятиях и выполнять можно как под музыку, так и под счет. Предложенные упражнения можно использовать в игровой форме или составлять танцевальные комбинации. Все предложенные упражнения отвечают определенным задачам, поэтому педагоги могут использовать их исходя из данных конкретных учеников. Все упражнения безопасны: они подходят для детей со средними статистическими показателями, при этом они эффективны.




















Список рекомендуемой литературы
  1. Бочкарева Н. И., Смирнова Н. Г. Уроки хореографии в образовательных учреждениях – Кемерово: ИУУ, 1996. 35 с.

  2. Капанджи А. И. Верхняя конечность. Физиология суставов. Москва: Эксмо, 2009. – 368 c.

  3. Капанджи А. И. Нижняя конечность. Функциональная анатомия. Том 2. Москва: Эксмо, 2010. – 352 c.

  4. Лесондак Д. Fascia. Что это такое и почему это важно. – Москва: Эксмо, 2020. – 176 с.

  5. Лукьянова Е. В. Дыхание в хореографии. Учебное пособие. СПб: Планета Музыки, 2016. – 184 с.

  6. Майерс Т. Анатомические поезда. – Изд.: Эксмо, 2018. – 322 с.

  7. Максименко О. И. Человеческое тело. Дыхательная система человека. Иллюстрированный справочник. – М.: АСТ, 2009. – 112 с.

  8. Берг К. Анатомия лечебной растяжки. – Минск: Поппури, 2020. – 192 с.

  9. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с.

















Приложения

Приложение 1.

Приложение 2.







Приложение 3.

Приложение 4.













Приложение 5.

Приложение 6.



Приложение 7.

Приложение 8.





Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.



Приложение 13.

Приложение 14.

Приложение 15.

Приложение 16.







Приложение 17.

Приложение 18.





Приложение 19.

Приложение 20.



Приложение 21.

Приложение 22.







Приложение 23.

Приложение 24.







Приложение 25.

Приложение 26.





Приложение 27.

Приложение 28.





Приложение 29.