Тема: «Использование кейс-метода при организации внеурочной деятельности (на примере кружка «Путешествуем по Волгограду)»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня в своём выступлении я хочу вам рассказать о том, как современные образовательные технологии помогают мне организовать внеурочную деятельность младших школьников. На примере кружка краеведческой направленности «Путешествуем по Волгограду» я расскажу как, используя элементы кейс-технологии и информационно-коммуникативной технологии, можно организовать работу в кружке.
Вкратце познакомлю вас с технологиями, на которые я опиралась.
Кейс-технология объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных или имеющихся знаний и применить их на практике, либо понять, что имеющихся знаний не достаточно, следовательно, их необходимо пополнить.
Данные технология помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Я опиралась на метод ситуационного анализа.
Добавлю, что кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Информационно-коммуникативные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
ИКТотводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше, роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.
ИКТ позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересыИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Одной из новых форм информационных технологий в учебном процессе являются – виртуальные экскурсии. Термин виртуальный – это значит похожий (virtual), неотличимый.
Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией, либо получением определённых творческих заданий.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы и проекты.
А теперь перейду к практике. Расскажу вам, как используя кейс-метод, я организовала занятие.
Учащиеся были разделены на команды. Я ребятам предложила следующую ситуацию: «В Волгоград прибыло 4 туристические группы разных возрастов и интересов.
1 группа: школьники 3-4 классов. Они приехали на 4дня во время каникул.
2 группа: танцевальная группа «Данко». Они приехали на соревнования, которые займут 2 дня. День приезда и отъезда выступлениями не заняты.
3 группа: семья Веселовых (4 человека). Состоит из родителей и двух детей. Возраст детей 5 лет и 8 лет. Семья очень активная: любит путешествовать и узнавать много нового.
4 группа: компания пенсионеров. 5 женщин 60 лет. Очень музыкальные, увлекаются спортом.
Каждая команда получила пакет документов:
Одну из четырех туристических групп.
Буклеты с туристическими программами.
Задание.
План защиты.
Буклет содержал название туристических мест экскурсии на каждый день пребывания группы.
Задание заключалось в следующем: учащимся необходимо было подобрать для данной туристической группы экскурсионную программу и объяснить, почему выбрана именно эта программа.
Ребятам нужно было учесть возраст участников группы, их интересы и время пребывания в г. Волгограде.
После обсуждения каждая группа рассказала:
Какую туристическую программу они выбрали для данной им туристической группы. И почему именно эта программа будет интересна туристам.
Что туристы могут узнать о нашем городе.
С какими достопримечательностями и памятными местами нашего города познакомятся.
Для учащихся 4 классов можно усложнить проблему и пути её решения. Можно добавить следующую информацию, которая приведёт к необходимости произвести математические расчёты, что позволит познакомить детей с основами экономики:
Для каждой группы прописать общую стоимость путёвки.
Что в эту стоимость входит: гостиница, питание, проезд, экскурсии.
Стоимость путёвки – 10 тыс. 600руб.
Гостиница – 1 тыс. руб/ сутки
Питание – 500 руб/ день
Проезд- 800руб детский билет в одну сторону
Экскурсии.
Программа №1
Стоимость программы 3000руб
Ребята должны вычислить, какая сумма из общей стоимости туристической поездки приходится на экскурсии. И подобрать экскурсионную программу согласно бюджету путёвки и интересам данной группы.
Мои ученики побывали в роли туристических агентов. Они смогли выбрать подходящую экскурсионную программу. И впоследствии у нас с ребятами возникла идея освоить роль экскурсоводов. Мы решили создать виртуальные экскурсии, чтобы самим побольше узнать о своём родном городе, а по окончанию проекта провести виртуальные экскурсии среди своих одноклассников, родителей и всех желающих.
Занятие мы начали с обсуждения вопросов:
Как вы думаете, что туристам будет интересно узнать о нашем городе.
Что бы вы им предложили посетить.
Владеете ли вы достаточной информацией, чтобы провести экскурсию самостоятельно?
Какими качествами должен обладать экскурсовод?
Далее я предложила учащимся обсудить в группах и наметить шаги проведения экскурсии:
- выбрать объект, т.е. куда поведёте своих сверстников;
-определить цели и задачи экскурсии- зачем вы хотите показать сверстникам выбранные объекты;
- отобрать материал и подготовить текст экскурсии - текст должна отличать краткость, четкость формулировок, наличие информации по теме, достаточное количество фактического материала;
-составить маршрут экскурсии на основе видеоряда – определить последовательность, наметить путь, по которому вы поведёте экскурсантов;
-распределить роли.
В результате у нас наметились 4 экскурсионные программы:
Мамаев Курган
Обзорная экскурсия. Достопримечательности г. Волгограда.
Музеи и театры Волгограда.
Волго-Донской судоходный канал.
После выбора объектов ребята определили цели и задачи своей экскурсии. Пользуясь Интернетом и литературой каждый член группы собирал информацию, видео и фото материалы. На основе отобранного материала был составлен маршрут и презентация. Потом ребята распределили роли и начали репетицию. На отчётном занятии выступали по 2 группы. В качестве зрителей были одноклассники и родители.
Выступление каждой группы оценивалось одноклассниками и родителями. Каждый слушатель получил карту оценки.
После выступления всех групп на итоговом занятии были подведены итоги и даны рекомендации каждой группе. А также я предложила ученикам обсудить вопросы:
-Нужны ли вам эти знания?
-Как они вам могутпригодится в жизни?
Учащиеся пришли к выводу, что те знания, которые они приобрели за время подготовки к экскурсии о своей малой родине просто необходимы. А в будущем следует пополнять багаж знаний по средствам выполнения подобных проектов.
Подведу итог. Описанные н мною формы работы дают подрастающему поколению возможность для:
повышения свого интеллектуального уровня;
развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира,
активизация ученого процесса;
Умение ставить цель и добиваться ее;
самостоятельно добывать и применять знания;
составление плана своих действий и самостоятельное оценивание их последствия;
умение задавать вопросы;
ясно выражать свои мысли;
оформление результатов проектной деятельности как конечного продукта;