ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Кейс-технология (case-study)
метод обучения, использующий описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.
Суть метода
Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближенны к реальной ситуации.
Цель технологии
помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим.
Задачи метода
максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи
Классификация кейсов по содержанию и организации представленного в них материала
Кейсы,
обучающие решению
проблем и принятию
решений
Кейсы,
иллюстрирующие проблему и её решение
Кейсы,
обучающие анализу
и оценке
Классификация кейсов
практические кейсы
метод ситуативного
анализа
научно-исследова-тельские кейсы
метод инцидента
Метод инцидента
Учащиеся получают краткое сообщение о случае, где они
должны собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения.
Метод ситуативного анализа
Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Задачи учителя
мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности
организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы
реализовать свои способности и интересы
Стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом
- Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или дополнительной информации.
- В определенных условиях учитель будет сам давать ответ.
- Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
Этапы работы
Подготовитель- ный этап:
формулируется задание
определяются вопросы
Этапы работы
ознакомление с сюжетом
проблематизация
Этап решения кейсов:
формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок
выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос
проверка гипотез на основе информации сюжета и других
доступных источников
презентация решения
рефлексия хода решения кейса
Преимущества метода кейс-технологии
Активная учебно-познавательная деятельность обучающихся
Возможность работы группы в едином проблемном поле
Возможность выработки навыков простейших обобщений, возможность знакомства с реальной жизнью
Акцент обучения переносится не на овладение готовыми знаниями, а на его выработку
НЕДОСТАТКИ:
Чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводится к знанию множества ситуаций без определенной системы.
Схема организации урока математики:
- погружение (постановка учебной задачи);
- устный счет (решение простых задач исторического содержания);
Устная работа
- Вычислите выражение, и вы узнаете в каком году был создан первый в истории паровоз:
(234 +220 ∙ 2) ∙ 3 – 218
Ответ: 1804
Когда появились первые паровые машины Ричард Тревитик решил попробовать поставить паровую повозку на чугунные рельсы. И вот в 1804 году он создал первый в истории паровоз! Это был, по сути, паровой котел, лежащий на двух осях. Он уже мог тянуть несколько тонн грузов, но часто ломался и портил дорогу.
Схема организации урока математики:
- активная часть (работа по группам для решения «кейс-задачи», решение практических и сюжетных задач с применением различных способов решения и представления)
Используются кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений.
И, кейсы , иллюстрирующие проблему и её решение.
КЕЙС №1
ДИСПЕТЧЕРА
Задача №1. Две ремонтные бригады Вагонной части депо выполнили работу по ремонту букс за 4 дня. За сколько дней может выполнить ремонт каждая бригада, если одной из них для выполнения этой работы потребовалось бы на 6 дней меньше, чем другой?
- Рассмотрите схемы для решения задачи.
- Запишите систему уравнений (I способ), уравнение (II способ).
- Решите задачу с помощью уравнения.
- Оформите решение задачи с помощью уравнения в виде программы на языке программирования Pascal.
Схема организации урока математики:
- групповая дискуссия (обоснование решения «кейс-задач», применение знаний в новой ситуации)
Схема организации урока математики:
- самоконтроль, подведение итогов, рефлексия.
В заключении, Кейс-метод
С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.