СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта реализации метода проектной деятельности как средства развития творческих способностей обучающихся с 2 по 9 класс на уроках английского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №6 Центрального района Волгограда»










Обобщение педагогического опыта по теме:

«Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка»







Автор:

Авдеева Елена Витальевна,

учитель английского языка





Волгоград 2022



Оглавление

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование использования метода проектной деятельности как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка 3

1.1. Актуальность и преимущества метода проектной деятельности в обучении английскому языку 3

1.1. Понятие метода проектов и его роль в развитии творческих навыков обучающихся 4

ГЛАВА 2. Обобщение опыта реализации метода проектной деятельности как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка 5

2.1. Проектная деятельность во 2-3 классах 6

2.2. Проектная деятельность в 4-6 классах 8

2.3. Проектная деятельность в 7-9 классах 9

Выводы 11





ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование использования метода проектной деятельности как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка
    1. Актуальность и преимущества метода проектной деятельности в обучении английскому языку


Расширение международного сотрудничества, новые политические и социально-экономические изменения в России за последние десяти­летия требуют сегодня глубокого и свободного владения иностранным языком, что влечет за собой необходимость поиска новых подходов к его преподаванию и, как следствие, новых педагогических технологий.

Эффективному решению проблемы обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации может способ­ствовать метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и существенную для методики задачу – создание языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании ино­странного языка на практике.

Основные преимущества данной технологии состоят в том, что она основана на коммуникативном подходе, дает возможность развития речевой, языковой и социокультурной компетенций. Второй положительный момент - это возможность повышения мотивации к обучению, идущей не извне, а от учащегося. При вовлечении учащихся в данный вид работы они сами заинтересованы в ее наилучшем выполнении и сами решают вопрос о стратегии и тактике производства продукта, применяя свои творческие способности. Роль учителя направлять, помогать и консультировать, а не диктовать свои условия.

Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Часто темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

    1. Понятие метода проектов и его роль в развитии творческих навыков обучающихся


Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта понимают комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  1. использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

  2. акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

  3. выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

  4. отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

  5. наглядное представление результата.

Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является именно самостоятельность деятельности учащихся. Самостоятельность определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью самостоятельного выбора пути решения задачи, проявить свои способности в проектной деятельности, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта. Метод проектов всегда предполагает целенаправленное использование определённой совокупности учебно-познавательных средств, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся.

Другой немаловажной стороной деятельности при выполнении проектов является креативность. Она связана с постановкой проблемы и поисками путей её решения, которые инициируют активную мыслительную деятельность. Поиски решения проблемы нередко приводят к оригинальным, нестандартным путям и способам деятельности и результатам, которые, в свою очередь, стимулируют новые познавательные потребности и интересы. Таким образом, работа над проектом всегда инициирует развитие творческих способностей учащихся.

ГЛАВА 2. Обобщение опыта реализации метода проектной деятельности как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка



Работа над проектами в МОУ СШ №6 может быть представлена в виде схемы «project evolution» (проектная «эволюция»). В процессе осуществления проектной деятельности мы придерживаемся ключевого принципа обучения иностранным языкам: переход от простых задач к сложным, что можно увидеть на схеме №1.

Схема №1. Принцип работы над проектами, осуществляемый в МОУ СШ №6

Рассмотрим этот принцип подробнее.

2.1. Проектная деятельность во 2-3 классах

Уроки английского языка во втором классе представляют собой первичное знакомство учащихся с новым для них предметом и языком, поэтому проектная деятельность на данном этапе носит упрощенный характер: форма работы преимущественно индивидуальная, количество задач – минимальное.

Проект «My alphabet»

Цель: закрепление материала по теме «алфавит»

Технологическая карта проекта:

  1. учащиеся изучают группы букв и изготавливают карточки с ними для игр и упражнений в классе

Проект «My pet»

Цель: закрепить лексико-грамматический материал по темам «домашние животные», «цвета», глаголам «to be», «have got».

Технологическая карта проекта:

  1. учащиеся изучают лексические единицы по теме «animals» и читают рассказ в учебнике о домашних животных, выполняя по нему задания,

  2. рисуют любимое домашнее животное,

  3. составляют предложения о нем, используя ранее изученные лексические единицы и грамматические явления (с опорой на образец в учебнике),

  4. презентуют проект своим одноклассникам

Мини-проект «Food I like»

Цель: закрепить лексико-грамматический материал по темам «еда», глаголам «to be», «like».

Технологическая карта проекта:

  1. учащиеся изучают лексические единицы по теме «food» и глагол «like»,

  2. Изображают на листе А4 или приносят макеты еды, которая им нравится,

  3. Вешают плакаты/выставляют предметы на стол и презентуют свой рассказ о вкусовых предпочтениях,

  4. Одноклассники отгадывают, чей плакат или макет перед ними.

В третьем классе по-прежнему превалирует индивидуальная форма работы над проектами с небольшим количеством шагов, однако этап представления продукта деятельности может быть расширен игровыми технологиями.

Проект «Family Tree»

Цель: закрепить лексико-грамматический материал по теме «семья», глаголам «to be», «have got».

Технологическая карта проекта:

  1. учащиеся повторяют лексические единицы по теме «family»,

  2. рисуют семейное дерево, подписывают членов семьи,

  3. представляют своё древо, сопровождая его рассказом.

Проект «My house»

Цель: закрепить лексико-грамматический материал по теме «комнаты», «мебель», «предлоги», глаголам «to be.

Технологическая карта проекта:

  1. учащиеся повторяют лексические единицы по темам «rooms», «furniture»,

  2. делают плакаты со схемами домов, в которых они живут и составляют текст-описание,

  3. представляют свой плакат в классе, одноклассники должны угадать по описанию дом.

Мини-проект «Happy birthday

Цель: формирование умения поздравлять с днём рождения и вручать подарки

Технологическая карта проекта:

  1. учащиеся повторяют лексические единицы по теме «my birthday»,

  2. изучают примеры поздравительных открыток,

  3. создают в паре открытку,

  4. обмениваются открытками.

2.2. Проектная деятельность в 4-6 классах

Учитывая психофизические особенности школьников 11-13 лет (напр., замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения) к индивидуальной форме работы над проектами мы добавляем парную и групповую формы.

Проект «Russian artists»

Цель: закрепить лексико-грамматический материал по темам «художники», Past Simple

Технологическая карта проекта:

  1. учащиеся изучают образование форм прошедшего времени для правильных глаголов и читают текст про В.М. Васнецова, выделяют ключевые моменты его жизни,

  2. разделяются на группы: 1 группа составляет список русских художников, 2 группа подготавливает образцы картин, 3 группа готовит список платформ для онлайн-галереи,

  3. 1 и 2 группа создают список художников и раздают учащимся картины для репродукции,

  4. каждый ученик делает репродукцию и составляет текст-описание жизни художника по образцу,

  5. учащиеся представляют свои работы,

  6. вносят свои работы в электронную галерею.

Проект «Making a film»

Цель: развитие коммуникативной компетенции

Технологическая карта проекта:

  1. учащиеся изучают лексические единицы по теме «making a film» и знакомятся с текстом-описанием процесса создания картин,

  2. выбирают жанр фильма и роли в процессе создания кинокартины,

  3. работают по ролям,

  4. создают короткометражный фильм.

Мини-проект «Greetings and congratulations»

Цель: формирование умения поздравлять людей на английском языке

Технологическая карта:

  1. учащиеся знакомятся с текстом «Greeting and congratulations»,

  2. выделяют способы поздравить человека с различными праздниками,

  3. создают поздравительные открытки,

  4. обмениваются ими на уроке.

2.3. Проектная деятельность в 7-9 классах

Для подростков старшего возраста характерны свои особенности мышления: происходит бурное развитие самостоятельности и критичности мышления. Подросток стремиться иметь своё собственное мнение, свои взгляды по целому ряду вопросов, при этом наблюдается склонность к спорам и возражениям. Проектная деятельность в 7-9 классах призвана не только помочь учащимся выразить своё «Я», но и обучить их строить коммуникацию и доносить свои мысли до собеседников в адекватной форме.

Проект «My ideal school»

Цель: закрепить лексико-грамматический материал по темам «школьная форма», «школьные предметы», «система образования»

Технологическая карта проекта:

  1. учащиеся повторяют лексические единицы по теме «school education»,

  2. создают брошюру школы своей мечты,

  3. представляют ее на уроке в качестве директоров своих школ.

Проект «Elections time»

Цель: закрепление грамматических умений и навыков по теме «условные предложения I типа»

Технологическая карта проекта:

  1. учащиеся изучают с особенностями функционирования условных предложений первого типа,

  2. знакомятся с образцами агитационных брошюр,

  3. Изготавливают брошюру с использованием условных предложений,

  4. Агитируют на уроке выбрать их партию,

  5. Проводят выборы и подводят итоги.

Мини-проект «Graffiti»

Цель: развитие навыков и умений монологического высказывания по теме «Граффити: за или против?»

Технологическая карта проекта:

  1. учащиеся знакомятся с текстом-рассуждением о граффити,

  2. изучают видео про граффити и технологию их создания,

  3. делают собственный скетч,

  4. представляют его в классе,

  5. обсуждают итоги.

Выводы



Таким образом, в процессе работы над проектами было замечено, что использование технологий проектной деятельности не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует развитию их творческих способностей. Кроме того, проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:

1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;

2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;

3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива;

4. повышение общего интеллектуального развития учащихся.

Проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.