СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен для выступления на фестивале педагогических идей.

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил»


"Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил"



Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся — задача не из легких.

Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует приемы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.

Более 400 правил содержит русская орфография, в школьном курсе изучается 71. Виды орфограмм не поддаются строгой систематизации по какому-либо одному признаку - так они разнородны. Наряду с написаниями проверяемыми есть и такие, которые необходимо запомнить. Часть написаний совпадает с произношением, но их усвоение тоже представляет большие трудности.

При обучении учащихся русскому языку необходимо учитывать дидактические принципы, к числу которых относятся: доступность материала и наглядность в обучении. Не менее важным требованием я считаю и интерес к предмету как со стороны ученика, так и со стороны учителя. А этому во многом способствуют нетрадиционные способы и приемы формирования знаний, поэтому наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы и формами уроков, я использую и новые, дающие положительные результаты. Одной из наиболее приемлемых форм для запоминания считаю мнемотехнику.

Что же такое мнемоника? Мы обратились к словарю С.И. Ожегова. «Мнемоника – это совокупность правил и приемов, помогающих запоминать нужные сведения.».

Опыт работы показывает, что при изучении орфографических правил необходимо учитывать то, что в классе присутствуют дети с различными способами мышления – левополушарные, правополушарные. А это значит, что необходим дифференцированный подход при обучении способам применения правила.

Учащиеся с логическим типом мышления – это левополушарные дети. Они лучше узнают вербальные стимулы, легко переходят к кодированию, у них последовательное восприятие. Таким детям легко даются образцы рассуждения.

Учащиеся с наглядно-образным типом мышления – это правополушарные дети. Они лучше узнают невербальные стимулы, восприятие идет на уровне конкретного узнавания, такие дети часто рисуют.



Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка: ассоциативные рисунки (или графический способ), звуковые ассоциации (или метод ключевых слов), комбинированный метод, «буквы-образы», метод списка, рифмовки, отнесенность к одному словообразовательному типу, сказки – ассоциации, схематично – рисуночная мнемоника, «материальная», «пальчиковая» мнемотехника.

В своей работе я использую некоторые из перечисленных мнемоприёмов.

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

  1. Рифмизация.



Связь между словами может усилить рифма, ритм стихотворения. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог.

Не только акцентологическая, но и морфологическая норма вызывает, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала.



  1. Нахождение ярких ассоциаций – картинки, фразы, сказки.



К запоминанию правописания каждого слова стоит подходить творчески. Например, сложные слова можно … рисовать. Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Поступив таким образом, мы используем главное правило эффективного запоминания — для того чтобы запомнить, нужно установить связь!

При запоминании словарного слова надо сделать рисунок (можно мысленный), обозначающий само слово, и «обыграть» в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово коттедж, то на картинке должны быть и сам коттедж, и две буквы «ТТ».

коТтедж.



4. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов.

Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций, надо:

1) Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действительно непроверяемые.

2) Подобрать к запоминаемому слову созвучное (ключевое) так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.

3) Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необычным, может быть, даже нелепым.

4. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запоминаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом.
Таким образом, несмотря на то что мнемоприёмы не являются высокой прозой или поэзией, они стимулируют познавательный интерес; повышают успеваемость; создают позитивный настрой, положительные эмоции; способствуют активизации мышления, развивают память.

Использование мнемонических приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.