Использование передовых информационных технологий в учебном процессе
Гурковская Виктория Владимировна
ГПОУ «Донецкий электрометаллургический
техникум», председатель цикловой комиссии
металлургических дисциплин, специалист
первой квалификационной категории
Актуальность темы
Наступивший XXI век уже в конце прошлого столетия стал называться «эпохой информации», так как в XX веке роль информации непрерывно возрастала и приобретала важнейшее значение в развитии общества, в прогрессе экономики, науки, техники и культуры. Однако XXI век называют не просто «эпохой информации», а, более того - «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Чтобы лучше адаптироваться к социальным и профессиональным переменам, сегодня всё больше студентов нуждается в приобретении умений критического анализа информации любых символических систем (образных, звуковых, текстовых).
Изложение основного материала
Тема: Использование передовых информационных технологий
в учебном процессе
Как показывают научно-педагогические исследования в области создания и применения информационных ресурсов образовательного назначения (Андреев А.А., Ваграменко Я.А., Козлов О.А., Лапчик М.П., Матрос Д.Ш., Пак Н.И., Панюкова СВ., Поляков В.А., Роберт И.В., Румянцев И.А., Софронова Н.В. и др.), использование мультимедийных образовательных материалов, информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет: представить обучающие материалы в графической, звуковой, анимированной форме, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне; автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учеников; автоматизировать процесс закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий; осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качество обучения; получить доступ и оперировать большим объемом информации; формировать информационную культуру, в том числе обучать студентов находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире; организовать внеклассную учебную и воспитательную работу; предоставить возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо. Рассмотрим некоторые возможности применения информационных ресурсов образовательного назначения.
Программно-технологический комплекс
Программно-технологический комплекс (далее ПТК) – необходимый шаг для успешной реализации ключевых задач модернизации системы общего образования, в том числе расширения рынка образовательных услуг и обеспечения электронного публичного мониторинга общеобразовательных учреждений.
Должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Сегодня основными технологическими проблемами на пути развития образовательной инфраструктуры и внедрения автоматизированных систем в организацию работы техникума и педагогического персонала, а также кардинального расширения спектра предоставляемых образовательных услуг, являются:
1. Отсутствие динамически доступных компьютеров на рабочих местах педагогов.
2. Отсутствие аппаратных и программных выделенных серверов, обеспечивающих эффективность организации многопользовательской работы с единой информационной базой данных.
3. Отсутствие профессиональной системной и технической поддержки, особенно важной при организации работы недостаточно опытных пользователей.
«В каждом учебном заведении должны быть обеспечены: информационная открытость техникума потребителям через систему открытого мониторинга и публичных отчетов; развитие системы оценки качества, учитывающей все достижения студентов и динамику их развития, в том числе - с использованием паспорта достижений студента».
Развернутый в общеобразовательном учреждении комплекс решает такие актуальные задачи, как:
1. Установка общетехникумовского сервера и создание возможности подключения к нему персональных инструментов администраторов и преподавателей для ведения единой информационной базы образовательного учреждения с последующей оперативной подготовкой и представлением форм публичной отчетности техникума.
2. Обеспечение преподавателей-предметников, классных руководителей и других сотрудников техникума полноценными автоматизированными рабочими местами на базе мобильных и стационарных компьютерных устройств, оснащенных программным обеспечением организационно-распорядительной и методической документации.
3. Обеспечение подключения персональных инструментов преподавателей к сети Интернет с использованием современных средств защиты информации.
Комплекс разворачивается на базе организации учебной и учебно-методической работы , что полностью оправдано с точки зрения управления и педагогической целесообразности.
ПТК - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом».
Программно-технологический комплекс - реальный и действенный инструмент, способный решать наиболее актуальные задачи модернизации системы образования, в том числе информационного обеспечения оценки качества образовательной деятельности с использованием электронного публичного мониторинга по основным параметрам изменений образовательных учреждений, расширения рынка предоставляемых населению образовательных услуг и формирования электронного документооборота техникума.
Электронный документооборот для управления образованием и образовательных учреждений
Использование в деятельности учебного заведения информационных технологий педагогического и управленческого назначения является составной частью общего процесса информатизации образования.
Создание системы электронного документооборота предназначено для создания инфраструктуры управления образования и образовательных учреждений, посредством автоматизации документационного обеспечения, управленческой деятельности, поддержки принятия решения и контроля его исполнения.
Практическое применение
Использовать ИКТ можно на занятиях закрепления знаний, практических умений и навыков, практических занятиях и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний .
После таких занятий изученный материал остаётся у студентов в памяти как яркий образ и помогает преподавателю стимулировать познавательную активность студента.
Выводы.
Информатизация образования: перспективы
Перспектива первая: "Есть проблема – нет проблемы". Она лежит в сфере модернизации механизмов управления на всех уровнях системы образования. Любую проблему можно своевременно отследить по отклонению заданных показателей от допустимых значений. Затем провести анализ причин и принять меры. Сделать это без информационных технологий, без компьютерной обработки и анализа данных – невозможно в принципе. А вот с ними можно, хотя задача это непростая и решаться будет не один год. Главная сложность – выявить все необходимые параметры, их связь с реальными деловыми процессами, механизмы и алгоритмы их анализа и оценки, разработать технологии принятия эффективных решений.
Перспектива вторая: "Каждому специалисту – занятие по душе". Любую профессиональную деятельность можно разделить на две части. В одну входят деловые процессы. Другая часть – это то, что в профессии нравится, то, за что ее выбирает большинство специалистов. Информационные технологии позволяют значительно сократить время, которое тратится на нелюбимые дела, освободив его для более интересных занятий.
Перспектива третья: "Каждому студенту – индивидуальную образовательную траекторию". Индивидуальная образовательная траектория – это значительно больше, чем набор программ и курсов, выбранных для обучения. Она должна задавать последовательность и темп обучения, учитывать способности студента, накопленный багаж знаний, личные пристрастия по формам и методам обучения. То есть, множество взаимосвязанных факторов, которые в комплексе можно отследить и оценить только при помощи информационных технологий. И перспективы здесь действительно впечатляющие.
Перспектива четвертая: "Знания без пробелов". Одна из ключевых проблем нынешней системы заключается в том, что у многих студентов пробелы в знаниях накапливаются как снежный ком. Для некоторых предметов это не критично, а вот для спецдисциплин – просто катастрофа. Выявить все пробелы в знаниях у всех студентов не может ни один преподаватель. Только информационные технологии помогут решить эту проблему качественно. И здесь, кстати, компьютерное тестирование может и должно сыграть ведущую роль. Понятно также, что знания без пробелов – это часть информационного базиса для построения эффективной образовательной траектории.
Используемая литература:
Авдеева, С. Учебные материалы нового поколения в проекте ИСО / Светлана Авдеева // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 187-194.
Бидайбеков Е. Ы. Информатизация образования как деятельность (задачи и проблемы) / Е. Ы.Бидайбеков// Информатика и образование. - 2010. - №14. - С. 15-25.
Матрос, Д. Ш. Основы теории информатизации процесса обучения / Д. Ш. Матрос // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 11-19