«Использование приемов ТРКМ на уроках окружающего мира»
В современной школе используется много различных методов обучения детей. Внедрение различных технологий обучения, но это не означает замены традиционной методики предмета. Они применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как являются составной частью предмета. В последние годы стала популярной технология Развития критического мышления через чтение и письмо.
Хотелось бы познакомить с некоторыми приемами данной технологии на примере урока окружающего мира. Следует отметить, что для эффективной реализации приемов мне помогает оснащение моего кабинета проектором и интерактивной доской.
Для начала выясним:
Что же такое « критическое мышление?»
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ
Технология РКМ имеет три особенности (базируется на «трех китах»):

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.
Фаза «Вызов»
На данной стадии урока используются следующие приемы:
1. Корзина идей (Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации).
Сначала перечисляют все слова, которые они знают. Каждая группа выбирает подходящие для них слова и приклеивают к корзине.
Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, салют, приветствую вас, моё почтение.
Группа 2 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте, всего хорошего, всего доброго, доброй ночи, доброго пути, прощайте, счастливой ночи, счастливого возвращения
Группа 3 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, если вас не затруднит, не откажите пожалуйста, не смогли бы вы, пожалуйста помогите, позвольте, прошу вас, разрешите.
Здравствуйте, будьте добры, будьте здоровы, всего хорошего, до свидания, привет, пока, до встречи, прощайте, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, счастливого пути, прошу вас, будьте любезны, приятного аппетита.
(Дети читают свои слова, остальные оценивают правильность выбора)
Фаза «Осмысление» (изучение нового материала)
Вторая стадия – осмысление.Где происходит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ребёнок учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с ситуациями, в которых нужно проанализировать правильность решения проблемы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Нам важно научить задавать вопросы.
– Давайте прочитаем и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях? (У каждого ряда свой листочек с вредным советом, дети обсуждают и отвечают)
Прием «Мое мнение»
1 совет 1ряд
Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
– Согласны вы с этим советом?
(Обсуждение совета учащимися.)
2 совет 2 ряд
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
– Почему так поступать нельзя?
(Обсуждение совета по вопросам.)
3 совет 3 ряд
Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
– А этот совет правильный?
Фаза «Рефлексия»
Третья стадия – рефлексия.
— Это стадия размышления. Она необходима, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.
На стадии "Рефлексия" используются приёмы:
Прием « Закончи предложение»
Сегодня я узнал…..
Я сегодня понял, что…
Меня сегодня удивило…
Мне показалось интересным….
Эссе
Хокку (хайку)
Бортовые журнал
Двухчастный дневник. Трёхчастный дневник-
Шесть шляп мышления
Синквейн
А закончить своё выступление я хочу словами Ж. Жубер
«Обучать - значит вдвойне учиться»
Спасибо за внимание!