ИСПОЛЬЗВАНИЕ ПРИЁМОВ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Эти приёмы работают и в других технологиях: и при проблемном обучении, и при организации исследовательской или проектной деятельности, и в педагогических мастерских, и при сценировании урока. В изложенном далее материале нет ничего нового. Эти приёмы хорошо знакомы каждому педагогу.
Приемы восприятия информации:
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю (вызов) | Хочу узнать (вызов) | Узнал (реализация смысла или рефлексия) |
Работа в паре: что я знаю о теме урока? | Формулирование целей | Соотношение старой и новой информации |
-
Приём «Продвинутая лекция» (заполняется первая графа таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, кратко записывает новую информацию);
-
Приём «Зигзаг» (члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу, по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга).
-
Прием «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Приёмы этапа прогнозирования:
-
Приём «Верные – неверные утверждения» (на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме; обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая). В любом случае ученики настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Этот приём порой называют «Лови ошибку». Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
-
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
-
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
-
Приём «Прогнозирование» (прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэта, прогнозирование по фотографии)
-
Прием «Ключевые слова» Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Приёмы работы с текстом:
-
Приём «Чтение с остановками» (чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, затем делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, затем объясняют свои ответы);
-
Приём «Чтение с пометками «INSERT» (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы). Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
-
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
-
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
-
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
“V” - знаю | “+” - новое | “?” - есть вопросы |
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
-
Приём «Двойной дневник» (по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали).
-
Приём «Кластер» Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Приемы, развивающие умение задавать вопросы:
-
Приём «Толстые и тонкие вопросы» («тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать); «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие? | Толстые? |
Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? | Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...? |
Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
-
Приём «Мозаика» (класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста).
-
Ромашка «Блума». Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
-
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. Простые (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти.
-
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
-
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
-
Творческие вопросы (прогноз). Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
-
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.
-
Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Творческая интерпретация информации:
-
Прием «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими).. Эссе — это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Модель написания эссе.
-
Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
-
Работа над черновиком.
-
Правка. Может осуществляться в паре.
-
Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
-
Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе.
-
Обсуждаемая тема (проблема).
-
Собственная позиция.
-
Краткое обоснование.
-
Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
-
Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
-
Заключение.
Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии - довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
-
Регулярная возможность писать.
-
Выбор интересной темы для письма.
-
Наличие образцов.
-
Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
-
Привычка править — значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
-
Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
-
Приём «Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде).
-
Приём «Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников).
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
-
Прием «Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки).
-
Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Школьникам нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).
В преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, использование технологии критического мышления дает возможность по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики информационного текста и художественного произведения. Именно на это нацеливает поиск основополагающего вопроса при планировании учебного материала. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания законов построения текста, умения вести его анализ на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это, на наш взгляд, способствует развитию диалогического мышления, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию творческих способностей учащегося по созданию текстов разных стилей, типов, жанров, необходимых современному человеку.
Формы и методы, используемые мной на уроках:
-
объяснительно – иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);
-
репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);
-
эвристический метод (решение лингвистических задач);
-
методы самостоятельной работы учащихся;
-
метод дифференцированного обучения;
-
метод проектов.
Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность.
Основополагающими принципами данного опыта являются :
- научность
-системность
-эффективность
-учёт индивидуальных способностей и запросов учащихся
- перспективность
- технологичность.
Система работы и её результативность
Система работы строится на базе технологии развития критического мышления через чтение и письмо и педагогических мастерских. Опыт работы в рамках мастерской творческого письма бал представлен на итоговой конференции рейтинговых курсов 19.11.2016. Эти технологии помогают готовить людей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Знания становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика.
Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Применение технологии развития критического мышления придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Он в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учение посредством личных открытий – долгий процесс. Учитель даёт учащимся возможность реализовать свои способности, найти себя.
В процессе применения данных технологий:
-
происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
-
появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
-
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
-
формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
Вся эта работа, с одной стороны, способствует повышению мотивации слабоуспевающих учащихся, а, с другой стороны, помогает одарённым детям проявить свои способности.