Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о.Чапаевск - детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Тема статьи:
«Использование сенсорного ящика в работе учителя — логопеда
с детьми 4-6 лет с ОНР»
Ф.И.О.автора:
Ниськова Юлия Валерьевна, учитель – логопед
Категория: I
e-mail: [email protected]
г.Чапаевск, 2019
Список ключевых слов
Сенсорный ящик, игра, развитие, мышление, опыт, речь, моторика
Аннотация
В статье представлены игры из опыта работы учителя – логопеда для развития речи, слухового восприятия, мышления, воображения, сенсорной памяти, чувствительности, мелкой моторики у детей 4 - 6 лет с ОНР.
Введение
Яркий, красивый, надолго увлекающий, развивающий воображение и мелкую моторику, да к тому же еще и недорогая игрушка. Речь идет о сенсорном ящике, для детей, сделать который может своими руками каждый педагог и родитель. Это нехитрое изобретение знакомо, наверное, всем нам. Мы все в детстве любили перебирать бабушкины корзинки с пуговицами, копаться в банке с гайками и винтиками, а уж об увлекательных играх в песочнице не стоит и говорить. В это любили играть мы и сейчас любят все дети.
Сенсорный ящик сочетает в себе все эти «прелести» – он представляет собой безопасную емкость с сыпучим или жидким наполнителем и игровыми элементами на ваш выбор.
Дети обычно быстро находят себе дело, связанное с этой игрушкой. Многие сенсорные ящики наполнены чем-то сыпучим: рисом цветным, фасолью, гречкой, шариками пенопластовыми и так далее, и в них можно играть так же, как в песочнице: копать лопаткой, граблями, пересыпать наполнитель из емкости в емкость, закапывать и откапывать предметы. Прикасаясь к игрушкам разной формы и цвета, ребенок обогащает свой тактильный опыт. А игровые сюжеты, применимые в сенсорном ящике, могут быть самыми разнообразными: животные, машинки, куколки, роботы, деревья, овощи и фрукты, коллекции из киндер сюрприза. Таким образом, данную игрушку можно назвать универсальной и необходимой в детском саду.
С детьми старше 3-х лет уже можно организовывать настоящие тематические игры в сенсорном ящике. Игровые сюжеты вы можете придумать вместе с ребенком, исходя из его предпочтений и собственной фантазии. Сделайте детям из сенсорной коробочки зоопарк или лес, магазин или деревню, сказочные джунгли.
Сенсорный ящик – замечательная игра для ребенка. Возможно, и вы с интересом поиграете с детьми в групповой песочнице, а для этого мы представим Вашему вниманию варианты наших игр с сенсорным ящиком. Приятного вам досуга!
Игра для развития слухового восприятия
Название: «Угадай, что шумит»
Цель: развитие слухового восприятия у детей с помощью сыпучих материалов (крупы, чай, кофе и пр.), спрятанных в капсулах от киндер сюрприза; совершенствование словарного запаса, мышления.
Описание: детям предлагают послушать, как звучат те или иные сыпучие материалы, при этом педагог вначале показывает (открывает капсулы), что звучало. Затем капсулы закрываются и детям предлагают, опираясь на свой слух, определить, что звучало без зрительной опоры.
Игра для развития тактильного восприятия и памяти
Название: «Определи на ощуп»
Цель: развитие тактильной чувствительности с помощью предметов детского обихода (пластмассовые ложечки из «Растишки», стиратели, «Мстители», «Троли», крышки от «детского питания», футбольные шарики и всевозможные детали, которые интересуют детей).
Описание: логопед предлагает детям определить без зрительной опоры на ощуп, что педагог положил им в руки («Троль», «Мститель» и т.д.)
Игра для развития словарного запаса, мелкой моторики, памяти и мышления
Название: «Забавные крышки»
Цель: развития словарного запаса, мелкой моторики, памяти и мышления с помощью крышек от «детского питания», на которых приклеены изображения животных, птиц, рыб, рептилий.
Описание: педагог предлагает детям разложить на группы животных (домашних, диких), рыб, рептилий, птиц, назвать их и крышку с их изображением закрутить на баночку от детского питания.
Игра для развития воображения, мышления и связной речи
Название: «Построй свой сюжет»
Цель: развитие воображения, мышления, связной речи с помощью короба с манкой и фигурок животных, деревьев, ракушек, водорослей и пр.
Описание: логопед предлагает детям придумать свою сказку по предварительно составленному плану. Дети могут придумывать своих героев, могут принести фигурки из дома, могут воспользоваться теми – которые предлагает педагог. Дети советуются, додумывают, взаимодействуют, придумывают свой совместный сюжет и разыгрывают его в коробе с манкой.
Используемые источники
https://www.maam.ru/detskijsad/sensornyi-jaschik-v-detskom-sadu.html