Внедрение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках изобразительного искусства, открывает новые возможности. Задача современной школы – формировать способность действовать в условиях развивающегося современного общества, используя эти новые возможности. Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, “портфолио ученика”, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие. Применение этих инноваций не возможно без использования новых информационных технологий. Учителю на уроках изобразительного искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством художественно творческого развития учащихся. Изобразительное искусство всегда нуждалось в красочном воспроизведении материала. Роль образной наглядности как средства передачи информации - огромна. Именно компьютер, мультимедийный экран, становится тем информационным и наглядным средством обучения, которое позволяет приблизить обучающихся к положению свидетелей исторической действительности, при этом решая целый ряд образовательных и воспитательных задач. Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости к какому либо фрагменту. Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить большую отдачу от работы детей в учебное время, организовать внеклассную работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Информатизация теоретических уроков - одно из требований времени. При изучении истории изобразительного искусства, обучающимся сложно воспринимать информацию на слух. Очень часто, точнее в большинстве случаев у преподавателей изобразительного искусства нет достаточного наглядного материала (репродукций, фотографий и т. д.), поэтому очень эффективно использовать мультимедийный урок. Необходимо разработать методику проведения мультимедийных уроков. Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией. Цель моей педагогической деятельности – выявить возможности применения компьютера на уроках ИЗО. Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.
В результате я определила формы применения компьютера на уроках ИЗО:
1. использование медиа-ресурсов как источника информации;
2. компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
3. использование графического редактора «Paint», «Доска с мелом» в качестве инструмента художественной деятельности.
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес обучающихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока. Фильм – презентация (выполненной при помощи Microsoft Power Point) может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу (Презентации, созданные учителем). Собранный материал к теме урока, его структурирование, систематизирование, оформленный на слайде, достигает поставленной на уроке цели. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Уроки – презентации я широко использую: - во время знакомства с творчеством художников; - при изучении жанров изобразительного искусства «Натюрморт», «Портрет» и т.д.; - при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и т.д. Каждая презентация – это открытая дидактическая единица, которая состоит из нескольких слайдов, которую учитель может использовать в заданном виде или отредактировать под свою задачу. Можно изменить стиль оформления, добавить или убавить слайды, отредактировать тексты и иллюстрации, если учитель этого хочет. Вносить те или иные изменения в презентацию могут и обучающиеся, то есть можно использовать редактирование слайдов как дополнительное творческое задание для особо одаренных учащихся. Таким образом, понимание достигается не только посредством слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект. Кроме того, вместе с обеспечением наглядности презентация помогает упорядочить знания. Обучающимся наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи. В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, используя интернет-ресурсы. Например, можно создавать или использовать различные задания, тесты, кроссворды на закрепление тем. Используя интерактивный стол, обучающиеся сами могут показывать варианты ответов. Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-м
инутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению. В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое. Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность). Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint”, «Доска с мелом». Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности. В результате педагогической деятельности по преподаванию урока ИЗО, диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации..
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны: знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий; широко использовать показ репродукций картин художников;
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
“оживлять” карты;
“посещать” крупнейшие музеи мира;
“погружаться” в пространство и время;
прослушивать записи песен;
активизировать учебный процесс.
Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией. Главный успех - это интерес обучающихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Результативность уроков изобразительного искусства с использованием информационно компьютерных технологий (ИКТ): - положительную мотивацию, создание условий для получения учебной информации из различных источников; - повышение уровня наглядности; - повышение производительности урока; - выполнение проекта учащимися по созданию собственной презентации. Бесспорно, компьютер не решает всех проблем, он остаётся всего лишь многофункциональным техническим средством обучения (ТСО). Задача учителя создать на уроках условия для познавательной активности учащихся. Информационно-компьютерные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
ДОКЛАД
«Использование современных образовательных технологий в преподавании предмета ИЗО»
М. О
Подготовила:
Учитель ИЗО: Посохова Е.С.
Октябрь 2024