Использование современных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе.
Метод проектов.
Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата. Этот метод чаще использую на уроках технологии и окружающего мира.
Этапы работы над проектом (возможные варианты описания)
В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.
«Поисковый этап.
Поиск и анализ проблемы.
Выбор темы проекта.
Планирование проектной деятельности по этапам.
Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
Конструкторский этап.
1. Поиск оптимального решения задачи проекта.
1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.
1.2 выбор технологии изготовления
1.3 экономическая оценка,
1.4. экологическая экспертиза.
2. Составление конструкторской и технологической документации.
Технологический этап.
1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.
2. Выполнение запланированных технологических операций.
3. Текущий контроль качества.
4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Заключительный этап.
1. Оценка качества выполнения проекта.
2. Анализ результатов выполнения проекта.
3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)»
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Использую на уроках по всем предметам.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
По характеру педагогического процесса:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Здоровьесберегающие технологии
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология - это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническим требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Знание здоровьесберегающих технологий необходимо на всех уроках.
Информационные технологии
Информационные технологии (ИТ )— широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Основные черты современных ИТ:
компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.
Чаще использую презентации на уроках.
Опережающее обучение
Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.
Использую на уроках русского языка.
Технология саморазвития личности
Основная гипотеза технологии саморазвития личности - создание у учащихся доминантной установки мотивации на самосовершенствование. Создание в школе культа самосовершенствования личности поможет решить многие проблемы образования, в том числе создать внутреннюю мотивацию учения без внешнего принуждения, достичь высшего уровня воспитания - самовоспитания.
Структура учебно-воспитательного процесса
Каким же образом должна быть организована деятельность ученика и учителя, какова должна быть технология формирования самосовершенствующейся личности? По Ухтомскому, для того чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходимо создать три группы условий:
1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
2. Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, обретение ею определённого опыта успеха и достижений.
3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды (условия обучения и воспитания и жизнедеятельности).
Технология саморазвития школьника предполагает ряд организационно-методических изменений, направленных на раскрепощение школьника. Восстанавливается природосообразная психологическая структура деятельности ребёнка в учении, где представлены этапы целеполагания, планирования, организации и анализа (рефлексии) её результатов, расширяется выбор содержания и методов деятельности. При этом речь идёт не о "формировании личности" с заданными свойствами, а о создании условий для полноценного проявления потребностей, мотивации саморазвития.
Три подсистемы технологии саморазвития
На общепедагогическом уровне технология саморазвития школьника включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.
1. Подсистема "Теория". По А.А. Ухтомскому, эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания определяется уровнем осознания ребёнком целей и возможностей своего развития. Как правило, эти процессы идут в психике самопроизвольно, спонтанно, ребёнок не осознаёт их и поэтому не может на них влиять, активизировать их.
В технологии саморазвития ребёнку раскрывается "тайна" процессов, идущих в его психике. Серия специальных предметов и курсов знакомит ученика с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования.
2. Подсистема "Практика". Она охватывает, по существу, всю внеклассную работу школы, организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся, сопровождаемую удовлетворением их разнообразных потребностей в самосовершенствовании. Это реализуется во внеурочных занятиях ребёнка во второй половине дня. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая тренирует самостоятельность, приносит успех и убеждает ребёнка в его огромных возможностях.
3. Подсистема "Методика" представляет реализацию идей саморазвития личности в преподавании основ наук. В учебный план вводятся предметы, отвечающие интересам учащихся. В содержании учебных предметов особо акцентируются те разделы, которые имеют большее значение для саморазвития (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.). Сами методы предметного обучения перестраиваются. На протяжении периода обучения школьники участвуют во множестве способов работы. Постепенно они вовлекаются в процесс самостроительства и самосовершенствования.
Подсистема "Теория".
Освоение теоретических основ самосовершенствования личности
В технологии саморазвития школьника предусмотрено целенаправленное и системное обучение детей основам теории самосовершенствования.
Курс "Самосовершенствование личности" (1-11-й классы) даёт школьнику базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознатель-ного управления своим развитием, помогает найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приёмы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. С помощью этого курса реализуется положение о ведущей роли теории в развитии человека, курс служит теоретической базой для всех учебных предметов и построен с учётом возрастных потребностей и возможностей. Вот его структура по классам:
1-4-й классы. Начала этики (саморегуляция поведения);
5-й класс. Познай себя (психология личности).
6-й класс. Сделай себя сам (самовоспитание).
7-й класс. Научи себя учиться (самообразование).
8-й класс. Утверждай себя (самоутверждение).
9-й класс. Найди себя (самоопределение).
10-и класс. Управляй собой (саморегуляция).
11-й класс. Реализуй себя (самоактуализация, самореализация).
Содержание и методика преподавания курса "Самосовершенствование личности" описаны в отдельном пособии ("Школьные технологии", 1999, № 6).
Подсистема "Практика".
Деятельность учащихся по самосовершенствованию
Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самосовершенствования у подростка имеет удовлетворение потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, в творческих и продуктивных видах деятельности. Поэтому одна из важнейших методических, организационных задач в технологии саморазвития школьника - предоставить детям самостоятельность, дать возможность проявить их творческие способности.
Ядро самостоятельности - Я-концепция. Это система представлений человека о себе. Положительная Я-концепция (Я-знаю, Я-могу, Я-умею) - необходимое условие и одновременно следствие успешности личности, соответствует высокому уровню самостоятельности. Положительная Я-концепция, процессы самопознания, самовыражения, самоутверждения и самоопределения наилучшим образом происходят во внеурочной, в клубной сфере школы, в учреждениях дополнительного образования.
Основные направления этой работы: художественно-эстетическое; физкультурно-оздоровительное и массовый спорт, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение, военно-патриотические игры, техническое творчество.
Формы деятельности учащихся разнообразны: туристические походы, полемические клубы, многообразное общение, работа исследовательского характера, смотры, конкурсы, конференции, целевые программы и т.д.
Подсистема "Методика".
Саморазвитие школьника в предметном обучении
Третья группа условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, - это стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребёнка, соответствующие поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию - вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.
Организация учебного процесса (содержание и способы деятельности ученика) в технологии саморазвития носит такие принципиальные черты:
- акцент переносится с преподавания на учение;
- педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием становится приоритетом в организации образовательного процесса;
- используется не только познавательная и внешняя социальная, но и внутренняя потребностная нравственно-волевая мотивация школьников;
- ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся;
- активизируется и стимулируется осмысливание учения, ученик-субъект выходит в рефлексивную позицию;
- центр тяжести педагогического процесса переносится на формирование способов умственных действий и механизма самоуправления личности;
- систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки.