Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ
Одним из ключевых направлений развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одной из основных задач приоритетного национального проекта является реализация во всех субъектах РФ программ по развитию дистанционного образования детей-инвалидов, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющих возможности посещать образовательные учреждения.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (Закона «Об образовании в РФ»).
Опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и их родителями позволяет выделить приоритетные направления организации взаимодействия с родителями.
Во-первых, это педагогическая и психологическая помощь, которую могут обеспечить педагоги и психологи, работающие с ребенком.
Во-вторых, это информационно-образовательная поддержка: изложенные родителями в доступном виде сведения о заболевании ребенка, прогнозе заболевания, а учителем – о методах обучения и воспитания. Знания такого рода помогают родителям адекватно оценивать ситуацию, ее ресурсы, снижают эмоциональное напряжение, вызванное особенностями развития ребенка.
Дистанционное обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, предусматривает сочетание дистанционной формы обучения с очной.
Для дистанционного обучения детей-инвалидов чаще всего используется образовательная платформа ГОУ «Центр образования «Технологии обучения» («I–школа» - http://iclass.home-edu.ru). Дистанционная связь осуществлялась посредством программы Skype, позволяющей использовать видеокамеру.
Большое преимущество дистанционного обучения в том, что главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план. Вследствие этого, включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала.
Дистанционный урок включает следующие элементы:
1. Мотивационный блок. Вводная часть, в которой сообщается тема урока, указывается связь с другими темами курса. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
2. Информационный блок. Теоретическая часть, представляющая собой основное содержание урока.
3. Практический блок. Практическая часть, которая включает в себя вопросы и задания, с помощью которых обучаемый может самостоятельно оценить уровень усвоения материала.
4. Контрольный блок. Контрольная часть, состоящая из вопросов и заданий, которые обучаемый должен выполнить по окончании изучения темы. Выполненные задания отправляются преподавателю для проверки; только их успешное выполнение позволяет обучаемому перейти к изучению следующего модуля.
5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
Как показывает практика, проверка домашнего задания для многих учеников является либо скучным, либо «страшным» этапом урока. В обучение же это важный и неотъемлемый этап любого урока. Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в сочетании традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Вот несколько оригинальных способов, которые я использую на своих уроках:
Дискуссия с учителем. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащегося, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
Программируемый опрос. В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребенку возможность поспорить. Ведь в столкновении разных мнений «плавится» непонимание.
Игра «Рисуем ответ». Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребенок сможет быстро и просто нарисовать. Учащийся должен быть предупрежден, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.
«Неправильная сказка». Сказки всегда вызывают неподдельный интерес учащихся. Учитель заранее составляет «неправильную» сказку по пройденной теме, а ребенок должен найти в ней ошибки и доказать свой выбор.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка.
Актуализация цели урока в основном достигается средствами проверки домашнего задания и созданием проблемной ситуации, выполняя задание элемента курса «Подумай!». Вопрос носит опережающий характер и относится к теме следующего урока. Это задание не оценивается учителем. Если ответ неправильный или отсутствует – это и есть проблемная ситуация). Отсюда идет совместная постановка цели и задач урока. При этом детское участие обязательно, иначе для ребенка остается открытым вопрос: «Зачем все это нужно изучать?»
Еще А. Дистервег понимал, что "развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования". Мотивация достигается реальными целевыми установками учащихся, заключающихся в создании проблемных ситуаций. Умелая мотивация позволяет включать учащихся в осознанный процесс познания.
Еще один элемент курса «Лекция» позволяет рассмотреть подачу нового материала как маршрутную карту урока. Весь учебный материал разделяется на несколько этапов, на каждом из которых требуется провести контроль усвоения знаний. В случае неверного ответа на вопрос, учащиеся могут заново изучить учебный материал. Если ученик отвечает правильно на поставленные вопросы, то его следует последовательно провести по всем этапам лекции. В конце которой – поздравление с завершением лекции и ее положительным результатом.
При дистанционной форме обучения усиливается роль самостоятельной работы. Учебный материал, на котором строится данный вид работы обучающегося, занимает центральное место. Активная самостоятельная работа учащихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.
Здесь на помощь учителю приходят различные источники образовательной информации. У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.
Домашнее задание может выполнять различные функции: закрепление полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения на уроке знаний и умений на практике, устранения пробелов в знаниях, и т.д. Для этого на сайте курса есть элемент «Задание». Задания предлагаются двух уровней. Задания 1 и 2 — это обязательный для выполнения уровень для выставления итоговой оценки. Задания "дополнительное" и "подумай" это развивающий уровень. Эти задания выполняются по желанию и по возможности. Неверные ответы за задания «дополнительное» и «подумай» никогда не оцениваются "плохой" оценкой — они становятся поводом для обсуждения на занятиях.
Контроль и оценка знаний должна производиться на каждом уроке. Одним из средств контроля результатов дистанционного обучения являются тесты. После выполнения теста, ребенок автоматически получает отчет о проделанной работе, где имеется информация о дате и времени завершения теста, количество набранных баллов из максимума и оценка. В некоторых тестах стоит несколько попыток выполнения. Если ученик получил неудовлетворительную оценку, он делает работу над ошибками и выполняет тест вторично. Как правило, результаты второй попытки бывают выше. Все тесты и задания, отмеченные словом "зачёт", являются контрольными и обязательными, как диктанты или контрольные по математике, пропустить их и получить положительную оценку за курс нельзя. В курсе есть уроки контроля знаний – контрольные работы.
Хотелось бы отметить еще одно преимущество дистанционного обучения. Дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Элемент «Форум» используется для организации дискуссии и группируются по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. Пользователь также может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.
При подведении итога урока важна рефлексия, позволяющая выяснить и степень включаемости ребенка в урок, и степень его понимания (усвоения) учебного материала. Рефлексию имеет смысл проводить не только при подведении итога урока, но и на отдельных его этапах.
Повышают мотивацию и интерес к предмету поощрения учащихся: словом, доверием, дифференцированными домашними заданиями, творческими заданиями.
Деятельность участников дистанционного курса протоколируется, т.е. хранится информация о всех действиях учащихся. Учитель в любой момент времени может посмотреть отчет о работе для того, чтобы не только проконтролировать ребенка, но и скорректировать дальнейшую совместную деятельностью.
Оценки, полученные по результатам урока, выставляются в электронный журнал и влияют на итоговую оценку по предмету.
Дистанционное обучение детей-инвалидов с помощью Интернет-технологий способствует формированию нового образовательного окружения, в котором дети с ограниченными возможностями смогут реализовать свой потенциал и получить качественное образование. Новая среда обучения открывает учащимся также возможности практиковать свои навыки работы с Интернет и компьютерными технологиями, что может оказать сильное влияние на их развитие и дальнейшую профессиональную ориентацию.