Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Здоровье–это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания обучающихся посредством внедрения в учебный процесс здоровье сберегающих технологий. Под здоровье сберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся.
Цель здоровьесберегающих технологий обучение – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
В данный момент практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в разные годы, практическими здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевание сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
К важнейшим причинам неблагоприятного здоровья учащихся относиться:
- стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знания учащихся;
- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся;
- невозможность реализовать индивидуальный подход;
- несоблюдение элементарных норм гигиены и психологии;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии общеобразовательного процесса.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
Не навреди
Приоритет действенной заботы о здоровье
Единство физического, психического и духовного здоровья
Непрерывность и преемственность
Связь главной задачи школы с заботой о здоровье учащихся
Гармоническое развитие
Приоритет позитива над негативом
Ответственность учащихся за свое здоровье
На уроках физической культуры мы решаем проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, увлечение компьютерными играми, Интернетом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся может быть достигнуто путем реализации следующих задач:
1. Создание условий, способствующих развитию мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
2. Обеспечение обучающихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
3. Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.
Средства и методы
Для достижения целей здоровье сберегающих технологий применяются следующие группы средств:
• гигиенические факторы;
• оздоровительные силы природы;
• средства двигательной направленности.
Главное условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.
Пути решения проблемы
Увеличение количества уроков физической культуры в неделю
Изменить содержания уроков физической культуры
Использование между уроками малых форм физической активности;
Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью
Взаимодействие учителей физической культуры и учителей-предметников
Предоставление школьникам возможности заниматься в спортивном зале и на спортивных площадках во внеурочное время.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в системе образования, выделяются на несколько групп, отличаются различными методами и подходами к охране здоровья.
Учителям физической культуры близки здоровьесберегающие технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других физических качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии
Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть - температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических форм и требований. Ограничение придельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т.п.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятные воздействия статичности уроков.
Информационно-обучающие технологии обеспечивают уровень грамотности, необходимый для эффективной заботе о здоровье.
В обязанности педагога входит умения и готовность видеть явные нарушения гигиенических условий проведения урока физкультуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.
Учитель физической культуры должен:
- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
- не допускать проведение учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
- контролировать оснащение спортивного зала, освещения, наличие аптечки;
- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедится в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования;
Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:
- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;
- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
-отдается предпочтение, значимому, осмысленному материалу;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся;
- стимулируется самостоятельная работа, что способствует саморазвитию ребенка;
- обеспечивается достаточный уровень мотивации;
- предупреждается переутомление;
- позитив преобладает над негативом;
- оценка выполняет стимулирующую роль;
- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя;
Построение уроков физической культуры в интересах здоровья полностью лежит на плечах учителей физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:
- занятия больших форм - уроки физкультуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.
- занятия малых форм (гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене).
Внеклассная работа по предмету
Обучающимся необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.
С целью повышения двигательной активности обучающихся внеклассную работу строю в определенной последовательности. Направлена она на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам учебной программы. Основными формами физического воспитания являются
Внеклассные формы работы:
1. Физкультурно-массовые
2.Спортивные мероприятия
3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
4. Гимнастика до занятий.
5. Подвижные игры на переменах.
6. Физкультминутки.
7. Дни здоровья и спорта.
8. Внутришкольные соревнования.
9. Спортивные секции.
Оценка состояния здоровья должна включать результаты:
Предоставляемые учителями.
Родителями.
Учащимися.
Результаты мед. осмотров.
Физическая культура является очень специфическим предметом. думается, их задача не в вооружении учащихся каким-то определенном объемом знаний и умений, прописанных в стандарте образования, а в формировании такого образа мыслей и жизни, при котором человек будет стремиться быть здоровым и счастливым.