Леонтьева О.А.
"Исследование динамики физической подготовленности девушек 16 - 18 лет в процессе реализации индивидуальных коррекционных комплексов".
Выбор данной проблемы мотивирован тем, что с каждым годом степень физической подготовки у детей, девушек, данного возраста существенно снижается.
Важность исследуемой проблемы заключается в необходимости повышения физического потенциала девушек – легкоатлетов для их дальнейшего двигательного роста и развития. Данный возраст спортсменок - под действием занятий спортом, пластичен. Для него характерны изменения в костной системе, строении связочно-суставного аппарата, грудной клетки, диафрагмы, перестроение мышечной системы, смещение внутренних органов, а также проявление конституционных особенностей.
Новизна и практическая значимость работы состоит в разработке оценочной таблицы, тестовых заданий уровневого развития физической подготовленности девушек старшего школьного возраста, занимающихся в секции лёгкой атлетики.
Исходя из вышеизложенного, нами были определены объект и предмет исследования.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс. Предметом нашего исследования является разработка и реализация индивидуальных комплексов саморазвития на основе исходной диагностики для эффективности физической подготовленности спортсменок. Исходя из объекта и предмета исследования была сформулирована рабочая гипотеза.
Рабочая гипотеза базировалась на предположении о том, что использование разработанных нами комплексов упражнений, исходя из диагностики исходного потенциала каждой испытуемой, дадут возможность более эффективно повысить их физическую подготовленность. Выбор объекта, предмета и формулировка рабочей гипотезы позволили нам определить адекватные задачи исследования:
Определить тестовую программу для диагностирования разносторонней физической подготовленности.
Провести исходное тестирование с последующей обработкой результатов и их анализом.
Составить оценочную таблицу уровнего различия.
Составить комплексы упражнений для девушек на основе результатов исходного диагностирования.
Определить их эффективность по динамике сдвига результатов диагностирования.
Целью наших исследований явилось выявление эффективности использования индивидуальных комплексов упражнений на динамику изменения физической подготовленности девушек 16-18 лет, занимающихся в секции лёгкой атлетики.
Для реализации поставленной цели и задач исследования, проходил процесс организации, который состоял из трёх этапов:
- на первом этапе нами была выбрана проблема исследования, составлен план, определены цель, задачи, методы, объект и предмет исследования, а также выдвинута рабочая гипотеза;
- на втором этапе была разработана тестовая программа для девушек и проведено исходное их тестирование с последующей обработкой данных методом математической статистики и расчетом оценочной таблицы. Нами были проанализированы результаты исходного потенциала девушек 16-18 лет и сделаны выводы о целесообразности выбора средств и методов коррекции отстающих в развитии физических способностей.
-на третьем этапе, на основе исходного диагностирования, нами были составлены индивидуальные комплексы упражнений для каждой спортсменки и включены в учебно-тренировочный процесс на 2013 -2014, 2014 – 2015 годы.
В конце двухгодичного цикла был проведен повторный срез (конечный) и проанализирована их эффективность в динамике изменения. Базу исследования составили девушки старшего школьного возраста (16-18 лет), занимающихся в спортивной секции по лёгкой атлетике, в количестве 17 человек, имеющих разную спортивную квалификацию. Организация исследования проходила на базе МБОУ СОШ №76 г. Барнаула, в течение (2013 -2014 и 2014-2015) учебного года, согласно расписанию занятий.
Нами были применены следующие тестовые задания: «подтягивание», «отжимание», «поднимание ног на 90° из виса», «мост», «прыжок в длину с места», наклон вперёд из седа ноги врозь и вестибулярный аппарат.
Таблица 1
Анализ результатов исходного тестирования физической подготовленности спортсменок
№ | Ф.И.О. | Результаты измерения |
подтягивание в висе лёжа | отжим в упоре лёжа | Поднимание ног до 90 | «мост» | Прыжок в длину | Наклон вперед | Вест. аппар. | Инт. результат |
1 | Аристова | 17/5 | 15/5 | 20/5 | 37,0/5 | 186,0/4 | 26,0/5 | 4,0/4 | 33/5 |
2 | Бруева | 17/5 | 15/5 | 31/5 | 62,0/3 | 216,0/5 | 15,0/5 | 2,0/4 | 30/4 |
3 | Галочкина | 10/4 | 10/4 | 20/5 | 54,0/3 | 230,0/5 | 18,0/3 | 0/5 | 29/4 |
4 | Дубова | 13/5 | 20/5 | 10/5 | 34,0/5 | 192,0/4 | 13,0/2 | 2,5/4 | 30/4 |
5 | Зимина | 5/2 | 20/5 | 12/5 | 72,0/2 | 205,0/5 | 25,0/5 | 1,0/4 | 28/4 |
6 | Исакова | 12/5 | 19/5 | 9/5 | 41,0/5 | 202,0/5 | 25,0/5 | 3,0/4 | 33/5 |
7 | Карюкина | 18/5 | 20/5 | 10/5 | 72,0/2 | 198,0/4 | 12,0/2 | 0/5 | 28/4 |
8 | Леонова | 4/2 | 15/5 | 7/4 | 63,0/3 | 195,0/4 | 24,0/4 | 4,0/4 | 26/3 |
9 | Милосердова | 15/5 | 15/5 | 16/5 | 30,0/5 | 190,0/4 | 21,0/4 | 4,0/4 | 32/5 |
10 | Митьковская | 2/2 | 10/4 | 17/5 | 0/5 | 163,0/2 | 26,0/5 | 2,0/4 | 27/3 |
11 | Опарина | 6/3 | 0/2 | 0/2 | 64,0/3 | 195,0/4 | 14,0/2 | 4,0/4 | 20/2 |
12 | Орлова | 11/4 | 20/5 | 5/3 | 50,0/4 | 194,0/4 | 22,0/4 | 15,0/2 | 26/3 |
13 | Пушкина | 10/4 | 21/5 | 12/5 | 53,0/3 | 185,0/4 | 22,0/4 | 0/5 | 30/4 |
14 | Рудакова | 16/5 | 25/5 | 30/5 | 46,0/5 | 190,0/4 | 23,0/4 | 5,0/4 | 32/5 |
15 | Теличко | 15/5 | 15/5 | 16/5 | 30,0/5 | 190,0/4 | 21,0/4 | 4,0/4 | 32/5 |
16 | Федотова | 5/2 | 6/3 | 20/5 | 50,0/4 | 208,0/5 | 23,0/4 | 6,0/4 | 27/3 |
17 | Шевченко | 14/5 | 12/5 | 12/5 | 43,0/5 | 204,0/5 | 17,0/3 | 3,0/4 | 32/5 | | | | | | 195,0/4 | 24,0/4 | 4,0/4 | 26 | 3 |
Исходя из выбора понятийного аппарата, тестовой программы, нами было проведено исходное диагностирование испытуемых, результаты которого представлены в таблице 1.
На основании полученных данных нами была разработана оценочная (сигмальная) таблица и абсолютные результаты тестовых заданий переведены в 5- ти балльную оценку (см. рис. 1 и таб. 1, 2).
Таблица 2
Показатели оценочной таблицы уровневой подготовленности девушек (в баллах)
№ | тесты | Оценка результативности |
отлично | хорошо | Удовл. | Не удовл. |
1. | «Подтягивание» в висе лёжа (к-во) | 13-15 | 9-12 | 6-8 | Менее 6 |
2. | «Отжимание» в упоре лёжа ( к-во) | 15-12 | 11-9 | 8-6 | Менее 6 |
3. | Поднимание ног до 90 (к-во) | 12-9 | 8-6 | 5-3 | Менее 3 |
4. | «мост» (см) | Менее 45,0 | 45,0-51,9 | 52,0-70,0 | Более 70,0 |
5. | Прыжок в длину с места (см) | 200 и более | 199-180 | 179-168 | Менее 168,0 |
6. | Наклон вперёд из седа ноги врозь (см) | Более 25,0 | 25,0-20,0 | 19,0-15,0 | Менее 15,0 |
7. | Вестибулярный аппарат (см) | Менее 1,0 | 1,0-6,9 | 7,0-12,0 | Более 12,0 |
8. | Интегральный результат по 7-ми тестам | 35-30 | 30-28 | 27-21 | Менее21 |
Исходное тестирование девушек
Рис.1. Оценка результативности тестовых заданий по 5-ти балльной шкале
1 тест – «подтягивание» в висе лёжа;
2 тест – «отжимание» в упоре лёжа;
3 тест – поднимание ног на 90° из виса;
4 тест – «мост» из положения лёжа на спине;
5 тест – прыжок в длину с места;
6 тест – наклон вперёд из седа ноги врозь;
7 тест – вестибулярный аппарат (6 вращений в упоре присев на 360 градусов и после выпрямления – 4 широких шага по прямой линии).
8 – интегральный показатель по блоку из 7 тестов.
Анализ результатов исходного диагностирования позволил определить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменок.
Наиболее слабые физические данные наблюдаются у М. Орловой (вестибулярная устойчивость); О. Опариной (силовые качества и гибкость); Е. Митьковской (сила мышц сгибателей рук и скоростно-силовой подготовке мышц разгибателей рук); В. Леоновой (сила мышц сгибателей рук и гибкость в поясничной части при наклоне назад); Т. Дубова (гибкость в поясничной части при наклоне вперед); Е. Бруева и С. Галочкина (гибкость в поясничной части и плечевом поясе); А. Зимина (сила мышц сгибателей рук и гибкость в поясничной части при наклоне назад); В. Карюкиной (гибкость в поясничной части и плечевом поясе при наклоне вперёд и назад); Е. Пушкина (гибкость в поясничной части); Т. Федотовой (сила мышц разгибателей рук); Ю. Шевченко (гибкость в поясничной части при наклоне вперёд).
По остальным параметрам результаты находятся на уровне средних, выше средних и высоких показателей. Для выявленных недостатков в развитии физических качеств, следует акцентировать внимание на их коррекцию в ходе тренировочных занятий с целью доведения их результатов до требований среднего и высокого уровней.
Средние данные по группе, по своим показателям, соответствуют выше среднему уровню подготовленности.
В отдельности по каждому тесту (среднегрупповой показатель) степень развития находится в пределах нормативных требований, соответствующих по шкале оценки:
- в силе мышц сгибателей рук – выше среднему уровню;
- в силе мышц разгибателей рук – высокому;
- в силе мышц сгибателей живота – высокому;
- в гибкости (поясничная часть) при наклоне назад – выше среднему;
- в координации движений – выше среднему.
Исходя из того, что среднегрупповые показатели достаточно высоки, а отдельные параметры у спортсменок не всегда соответствуют требуемым нормам, следует строить учебно-тренировочный процесс, исходя из индивидуальных различий девушек, с целью коррекции отстающих в развитии физических качеств.
Из 17 девушек общая оценка по семи тестам на основе анализа и сопоставления оказалась следующая:
− 29% − высокий уровень;
− 41,2%− выше среднего;
3-4 −23,5% −средний;
2-1 − 5,9% −низкий.
Процент качественных показателей составил 70,6% («5» и «4»), а низких и ниже средних – 29,4%.
Исходя из результатов тестирования следует, что наиболее низкие показатели наблюдаются в уровне развития гибкости как при наклоне вперёд, так и при наклоне назад (поясничная часть и плечевой пояс), где оценка составила 3,9 баллов и уровне сгибателей мышц рук (4,0 балла), а по остальным тестам показаны среднегрупповые данные на высоком и выше среднего уровнях готовности (см. рис. 2).
Рис.2. Интегральный уровень распределения оценок по блоку из серии тестов
На основании исходного диагностирования нами были разработаны комплексы упражнений отстающих физических качеств для девушек.
На основе исходного результата по первому тестовому заданию (наклон вперед) – был предложен комплекс упражнений. Основная задача упражнений состоит в том, чтобы увеличить подвижность сочленений, развивать гибкость тела, которая зависит от растяжимости мышц и связок.
Упражнения на гибкость, активно напрягая мышцы-антогонисты:
-наклоны вперед, назад, в стороны;
-прогибание тела, назад лежа, мост;
-поднимание ноги, стоя, сидя, лежа.
Упражнения с большой амплитудой, постепенно увеличивая ее:
-взмахи ногами, наклоны туловища, круговые движения руками.
- сгибание, приседание, наклоны, выпады.
Применяя захваты руками, притягивать туловище к ногам или ноги к туловищу:
-наклоны стоя или сидя;
-прогибание лежа с захватом руками ног.
Упражнения на гибкость с активной помощью партнера (при этом не допускать болевых ощущений).
Удержание статического положения, выполненого с максимальной амплитудой:
-полушпагаты, шпагаты;
-сгибание тела лежа на спине.
Эти упражнения целесообразно проводить сериями по несколько повторений в каждой. Количество серий определяется появлением легкого болевого ощущения растягиваемых мышц, которое и является сигналом для прекращения упражнений.
На основе исходного результата по второму тестовому заданию («мост») - был разработан и предложен следующий комплекс упражнений:
Упражнения на гибкость, активно напрягая мышцы-антогонисты:
-наклоны вперед, назад, в стороны;
-прогибание тела.
Упражнения с большой амплитудой, постепенно увеличивая ее:
-наклоны туловища, круговые движения руками.
-сгибание, приседения, наклоны.
-упражнения со стеной, из положения «мост» с помощью стены, путем
переставления рук, принять исходное положение;
-упражнения со шведской стенкой, с помощью стенки, путем
переставления рук, прийти из положения лежа на спине к положению
«мост».
Далее постепенно из положения лежа на спине - «мост» самостоятельно.
Заключительное упражнение – из положения стойка ноги врозь наклон назад в «мост» (сначала с помощью партнера, затем самостоятельно). С каждой попыткой стараться сократить расстояние от рук до ног. Число повторений 8-10 раз.
На основе исходного результата по третьему тестовому заданию - «прыжок в длину с места» - был разработан и предложен комплекс упражнений, который включал в себя:
Прыжки с отягощением, как на месте, так и в длину (число повторений должно быть максимальным):
-с грузом;
- с амортизатором.
Прыжки через препятствия, на двух ногах и на одной. (Число повторений 8-10 раз, 3-4 серии):
-через набивной мяч;
- через скамью;
-через поролон.
На основе исходных результатов по тестовым заданиям – «отжимание» в упоре лежа, «подтягивание» в висе лёжа - был разработан и предложен комплекс упражнений, который включал в себя:
-сгибание и разгибание рук в упоре лежа (положение рук на скамье
чередовать с положением рук на полу).
-сгибание и разгибание рук в упоре лежа (ноги на стенке).
-сгибание и разгибание рук с преодолением сопротивления партнера.
- сгибание и разгибание рук в положении упора стоя на коленях.
-упор на руках, согнутых под углом 30°, 60°, 90° и 150°; удерживать 10, 20, 30 секунд;
-медленное и быстрое сгибание и разгибание рук максимальным напряжением мышц.
Реализуя данные комплексы в учебно–тренировочном процессе и анализируя их эффективность при индивидуальных «стартовых» способностях девушек, нами был проведён повторный срез, результаты которого представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ результатов конечного тестирования физической подготовленности девушек старшего школьного возраста (16-18 лет)
№ | Ф.И.О. | Результаты измерения |
Подтяг. в висе лёжа | отжим в упоре лёжа | Поднимание ног до 90° | «мост | Прыжок в длину | Наклон вперед | Вест. Ап. | Б АЛ Л | О Ц Е Н К А |
1 | Аристова | 28/5 | 25/5 | 38/5 | 2,0/5 | 185,0/4 | 31,0/5 | 0,5/5 | 34 | 5 |
2 | Бруева | 19/5 | 17/5 | 42/5 | 30,0/5 | 222,0/5 | 22,0/4 | 0,5/5 | 34 | 5 |
3 | Галочкина | 22/5 | 9/4 | 30/5 | 47,0/4 | 245,0/5 | 24,0/4 | 0/5 | 31 | 4 |
4 | Дубова | 15/5 | 35/5 | 24/5 | 65,0/3 | 200,0/5 | 29,0/5 | 0,7/5 | 33 | 5 |
5 | Зимина | 27/5 | 25/5 | 22/5 | 51,0/4 | 200,0/5 | 20,0/4 | 0,2/5 | 33 | 5 |
6 | Исакова | 25/5 | 33/5 | 30/5 | 7,0/5 | 203,0/5 | 22,0/4 | 0,5/5 | 34 | 5 |
7 | Карюкина | 11/4 | 23/5 | 11/5 | 39,0/5 | 207,0/5 | 25,0/5 | 0,5/5 | 34 | 5 |
8 | Леонова | 20/5 | 21/5 | 13/5 | 23,0/5 | 185,0/4 | 25,0/5 | 0,5/5 | 34 | 5 |
9 | Милосердова | 19/5 | 8/2 | 16/5 | 35,0/5 | 208,0/5 | 18,0/3 | 0,5/5 | 32 | 5 |
10 | Митьковская | 15/5 | 20/5 | 17/5 | 24,0/5 | 198,0/4 | 27,0/5 | 0,5/5 | 34 | 5 |
11 | Опарина | 15/5 | 19/5 | 20/5 | 37,0/5 | 203,0/5 | 32,0/5 | 0,3/5 | 35 | 5 |
12 | Орлова | 15/5 | 16/5 | 12/5 | 55,0/3 | 218,0/5 | 26,0/5 | 0,5/5 | 33 | 5 |
13 | Пушкина | 20/5 | 31/5 | 39/5 | 48,0/4 | 202/5 | 30,0/5 | 1,0/5 | 34 | 5 |
14 | Рудакова | 13/5 | 4/2 | 20/5 | 26,0/5 | 227,0/5 | 29,0/5 | 0,8/5 | 32 | 5 |
15 | Теличко | 10/3 | 4/2 | 20/5 | 38,0/5 | 220,0/5 | 29,0/5 | 2,0/4 | 29 | 4 |
На основании сопоставления исходных и конечных результатов нами
была составлена динамика сдвига по каждому тестовому заданию.
Динамика сдвига в годичном цикле по физической подготовленности у девушек представлена на рис.3 – 7
W=35,4% W=37,2%
t= 4,105 t= 3,128
pp
Рис. 3. Профиль физической подготовленности в динамике годичного цикла в развитии гибкости
П
римечание: исходный уровень;
конечный уровень.
W=20,8% W=49,8% W=44,5%
t=1,333 t=3,763 t=2,774
p0,5 pp
Рис. 4. Профиль изменения динамической силы в течение года у девушек
П
римечание: исходный уровень;
конечный уровень.
W=4,6%
t= 1,292
p0,5
Рис. 5. Профиль скоростно-силовой подготовленности девушек в динамике годичного цикла обучения
П
римечание: исходный уровень;
конечный уровень.
W=125,5%
t=2,458
p
Рис. 6. Профиль изменения вестибулярной устойчивости у девушек в динамике годичного цикла обучения
П
римечание: исходный уровень;
конечный уровень.
Прирост по оценке
Рис. 7. Общий профиль подготовленности группы девушек в годичном цикле обучения по семи тестам (оценка по пятибалльной системе)
Примечание:
исходный уровень;
к
онечный уровень.
В результате были выявлены значительные улучшения по каждому тестовому заданию. Динамику сдвига мы можем наблюдать, как в гибкости, это «наклон вперед» и «мост», где прирост составил 35,4% и 37,2%, так и в динамической силе, это «отжимание», «подтягивание в висе», «поднимание ног до угла 90°», где прирост составил 20,8%, 49,8%, 44,5%. Соответственно также хорошие показатели были получены в скоростно – силовом задании - «прыжок в длину с места», где прирост составил 4,6%, в вестибулярной устойчивости – 125,5%. Уровень достоверности на высоком уровне значимости. Значительно улучшился прирост по оценке, где интегральный исходный результат составлял 4 балла, а в конце эксперимента достиг 4,9 балла.
Таким образом, подводя итоги исследовательской работы можно констатировать, что индивидуальные комплексы специальных упражнений, исходя из «стартовых» возможностей испытуемых позволяют существенно, на высоком уровне достоверности различия, повысить их двигательных потенциал.
Проведенные исследования подтвердили правильность подбора методологического аппарата, что позволило достичь целевой установки (цели), решить поставленные задачи и утвердиться в правильности выдвинутой рабочей гипотезы.
Библиографический список
2 Алексеев А.М. Ферулёв Н.И. для развития физических качеств // ФК в школе. 1989 № 3.
Благуш П.К. Теории тестирования Двигательных способностей: Сокр. Пер.с чешск. Предисл. Изд-ва – М.: ФиС, 1982 – 165с.
Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселёва Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность.-М.: Советский спорт,1991.- (Серия «спорт, здоровье, настроение»).-96с.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС,1970, 200 с.
Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки.- М.: Советский спорт, 1991.- 64с.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО, «Фирма». Изд-во «АСТ», 1998. – 272с.
Михеев А.А., Туманян Г.С. Обоснование учебных нормативов и оценки физической подготовленности учащихся // ТиПФК 1980. №2. с.44.
Современная система спортивной подготовки./ Под ред. В.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. М.: ФиС,1995.- 445с.
Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики ,2002 \448с.
Филин В.П., Семёнов В.Г. Алабин В.Г. Современные методы исследования в спорте : Учебное пособие/ Под общ. Ред. В.П. Филина. Харьков : Основа, 1994. – 132с.
Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта.- М.: ФиС, 1980.- 265с.
Сведение об авторе: Леонтьева Ольга Александровна, учитель физической культуры, МБОУ СОШ № 76, город Барнаул, Россия, телефон 89132786151, E-mail: [email protected]