Пояснительная записка по внеурочной деятельности биологи в 7 классе «Исследователи природы»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации. Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.
Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора
Задачи:
- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;
- развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;
- воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Место данного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Содержание курса внеурочной деятельности биологи в 7 классе «Исследователи природы»:
Раздел 1. Мир живой природы (8ч.)
Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, растения. Экскурсия в природу «Живые организмы». Гербарий. Сбор гербарного материала. Правила обработки гербария. Экскурсия в Детско- юношеский центр экологии, краеведения и туризма.
Раздел 2. Бактерии, грибы, растения (26 ч)
Бактерии – самые древние и простые организмы. Методика приготовления культуры сенной и картофельной палочки. Многообразие бактерий. Микроскопическое исследование культуры сенной и картофельной палочки. Многообразие грибов.
Методика выращивания плесневых грибов.
Кто поселяется на хлебе? Дрожжи – это тоже грибы? Викторина «Все ли грибы съедобны» Грибы: доклады учащихся о проделанной работе, оформление отчетов
Царство растения. Многообразие растений. «Секреты» каждой группы растений.
Строение одноклеточных водорослей и спирогиры. Строение листа мха сфагнума
Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений. Строение покрытосеменных растений. Корень. Строение покрытосеменных растений. Побег. Изучение внутреннего строения побега. Почка растений- зачаточный побег. Строение почки. Расположение почек на стебле. Определение экологического качества воды с помощью растений. Зеленая энергетическая станция растений – лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Цветок. Строение цветка. Разнообразие цветов. Математика в биологии: формула и диаграмма цветка. Распознавание растений своей местности. Работа с определителем растений. Что мы узнали нового о растениях… Оформление проектной работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
- использование разных видов моделирования.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 7 класс «Исследователи природы»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся. | Формы организации занятия и виды деятельности учащихся |
Раздел 1. Мир живой природы (8ч.) |
1 | Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, растения. | 1 | Учатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологических знаний в жизни человека |
2-3 | Экскурсия в природу «Живые организмы». | 2 | Определяют основные методы биологических исследований в биологии, наблюдают за сезонными изменениями в природе. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы | Экскурсия в природу. |
4 | Гербарий. Сбор гербарного материала. Правила обработки гербария | 1 | Учатся правильно собирать растения для гербария. Осваивают правила обработки и оформления гербария. | Экскурсия в природу. Выполняют работу под руководством учителя |
5-8 | Экскурсия в Детско- юношеский центр экологии, краеведения и туризма. | 4 | Знакомятся с экологическим центром г. Калининграда | Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
Раздел 2. Бактерии, грибы, растения (26 ч). |
9 | Бактерии – самые древние и простые организмы. Методика приготовления культуры сенной и картофельной палочки | 1 | Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека; применять полученные знания в самостоятельной работе, выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов | Беседа, обобщение полученных раннее знаний |
10 | Многообразие бактерий. Микроскопическое исследование культуры сенной и картофельной палочки. | 1 | Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий. | Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
11 | Многообразие грибов. Методика выращивания плесневых грибов. | 1 | Учатся распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям; описывать признаки грибов из разных отделов. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов |
12 | Кто поселяется на хлебе? | 1 | Готовят микропрепараты и проводят наблюдение и сравнение строения гриба мукора и пиницилла под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями | Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
13-14 | Дрожжи – это тоже грибы? Викторина «Все ли грибы съедобны» | 2 | Готовят микропрепараты и проводят наблюдение под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями. Распознают съедобные и ядовитые грибы по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении грибами | Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
15-16 | Грибы: доклады учащихся о проделанной работе, оформление отчетов | 2 | Описывают признаки грибов из разных отделов; приводят примеры грибов из разных отделов; распознают и классифицируют представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Оформляют работы. | Защищают свои работы. Обсуждают работы выполненные другими учащимися |
17 | Царство растения. Многообразие растений. «Секреты» каждой группы растений. | 1 | Учатся выделять основные черты организации растительного организма и различных групп растений | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль растений в природе |
18 | Строение одноклеточных водорослей и спирогиры | 1 | Выявляют и описывают существенные признаки строения клеток зеленых водорослей и спирогиры. Работают с лабораторным оборудованием, готовят микропрепараты для исследования. | Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
19 | Строение листа мха сфагнума | 1 | Знакомятся с особенностями клеточного строения листа мха сфагнума. Выявляют характерные признаки этой группы растений. | Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают вводы |
20 | Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений | 1 | Наблюдают за растениями (когда набухают почки и распускаются листья, период цветения и т.д.). Фотографируют наблюдаемые изменения. | Экскурсия по пришкольному участку |
21 | Строение покрытосеменных растений. Корень. | 1 | Называют органы цветкового растения. Называют виды корней и корневых систем, описывают и сравнивают их. Описывают внутреннее строение корня. | Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
22 | Строение покрытосеменных растений. Побег. Изучение внутреннего строения побега. | 1 | Называют органы цветкового растения. Называют части побега, видоизменения побегов, описывают и сравнивают их. Описывают внутреннее строение побега. | Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
23 | Почка растений- зачаточный побег. Строение почки. Расположение почек на стебле | 1 | Сравнивают и описывают два вида почек, их характерные особенности строения. Рассматривают разное расположение почек на разных побегах. | Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
24-27 | Определение экологического качества воды с помощью растений | 4 | Определяют растения произрастающие на берегу водоема и в воде. Определяют качество воды по группе растений, наиболее многочисленной по количеству видов-индикаторов | Экскурсия. Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями. |
28 | Зеленая энергетическая станция растений – лист. Внешнее и внутреннее строение листа. | 1 | Изучают внешнее строение листа. Учатся определять простые и сложные листья, типы жилкования. Наблюдают особенности внутреннего строения листа. | Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
29 | Цветок. Строение цветка. Разнообразие цветов. | 1 | Выясняют особенности строения цветка, значение его составляющих, их многообразие, биологическое значение. | Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы |
30 | Математика в биологии: формула и диаграмма цветка | 1 | Учатся определять и записывать формулы и диаграммы цветов различных групп растений | Выполняют работу под руководством учителя |
31-32 | Распознавание растений своей местности. Работа с определителем растений | 2 | Знакомятся с правилами работы по определению растений. Определяют растения своей местности по определительным карточкам или атласу-определителю | Выполняют работу под руководством учителя |
33-34 | Что мы узнали нового о растениях… Оформление проектной работы. | 2 | Обобщают полученные знания, подводят итоги своей работы. Оформляют свои исследовательские работы. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Выполняют работу под руководством учителя |