Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Барановская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«Читательский интерес и литературные предпочтения учеников
МКОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа»»
Подготовили:
Ильичева Елена, обучающаяся 9 класса,
Гребенкина Виктория, обучающаяся 10 класса
Руководители работы:
Жемчужникова Наталья Владимировна,
Дагаева Любовь Михайловна,
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа»
Бараново, 2017
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………. 3
. Актуальность исследования читательского интереса и литературных предпочтений школьников……………………………………………………… 5
. Анализ уровня читательского интереса и литературных предпочтений школьников …………………………………………………………………..….. 8
. Пути решения проблемы повышения читательского интереса…………..14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы и интернет-источников…………………………………...18
Приложение………………………………………………………………………19
Введение
Что помогает нам сформировать свои представления о правде и лжи, о правильности и ошибочности, что может принести умиротворение и радость или, наоборот, вызвать возмущение и гнев? Именно книги и чтение заставляют нас задуматься о вечных истинах: добра, любви, мужественности, храбрости, справедливости, верности.
Последнее десятилетие в России ознаменовалось снижением читательской активности населения, особенно молодежи, книга перестала быть повседневным атрибутам образа жизни людей. Наши родители и учителя говорят о том, что мы читаем «не то» и «не так». Проблема стала настолько серьезна, что о ней заговорили и на самом высоком уровне власти.
Президент Российской Федерации В.В. Путин во время своего участия в Российском литературном собрании констатировал факт: наша страна больше не является самой читающей в мире». В доказательство он сослался на статистические данные: «По статистике, российские граждане – наверное, вы и на круглых столах уже об этом говорили – отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причём отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут». [3]
Что же положено в основу процесса изменения читательских привычек юных читателей, попробуем немного приблизиться к пониманию вышеупомянутой проблемы.
Целью исследования является формирование представления о читательском интересе и литературных предпочтениях учащихся МКОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Барановская СОШ»).
Мы попытаемся составить читательский портрет современного юного читателя, это в свою очередь поможет нам выявить проблемы в исследуемой сфере и найти пути их решения. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
формирование представления о читательском интересе и литературных предпочтениях;
организация исследовательской работы путем проведения анкетирования и последующего анализа читательских пристрастий школьников;
оценка состояния читательского интереса сверстников;
выявление проблем и методов их решения;
характеристика путей воздействия на школьников для привлечения их внимания к книгам и чтению.
Объектом исследования является анализ читательского интереса и литературных предпочтений школьников.
Предметом исследования выступает выявление путей регулирования читательского интереса и литературных пристрастий учащихся.
Исследованием было охвачено 44 респондента в возрасте 11-17 лет, учащиеся 5-11 классов.
. Актуальность исследования читательского интереса и литературных предпочтений школьников
Проблемы современного общества, а именно: безграмотность, малообразованность, бескультурье - уходят своими корнями в низкий читательский интерес, отсутствие литературных предпочтений, а следствием является смутное представлений о мире, истории, общественном устройстве, социальном развитии и т.д. Мы полагаем, что от начитанности, образованности, а значит, развитости общества зависит наше будущее: как будут учить наших детей, кто будет нас лечить, строить дома, развивать науку, руководить страной.
Разберемся в основных понятиях исследовательской работы: читательский интерес и литературное предпочтение.
Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг.
Литературное предпочтение - преимущественное внимание, одобрение, уважение к одному или нескольким жанрам произведений литературы. [5, С. 81]
В современной действительности меняются практически все характеристики чтения: статус чтения, его длительность, характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Но все это в совокупности является «ключом» к образованности нации.
Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра, с одной стороны, значительно облегчила наше существование, решила множество информационно-образовательных проблем, а, с другой, послужила катализатором падения престижа чтения, снижения читательского интереса.
Общественность страны уже осознала возникшую проблему низкого уровня читательской культуры, от решения которой зависит будущее России, ее положение в мире в век информации. Именно поэтому формирование у подрастающего поколения читательского интереса становится важнейшей задачей. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
«Не знаю, удастся ли возродить интерес к книге с учетом развития Интернета, но к чтению точно нужно побуждать людей, обращаться чаще. Но на самом деле, может быть, и к книге, потому что это же не планшетник, она сама по себе может быть произведением искусства», - так говорил глава нашего государства В.В. Путин в ходе открытия заседания президентского совета по культуре и искусству по проблемам читательского интереса. [4]
Из-за того, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, происходит искажение ценностных ориентиров, стиль разговорного языка становиться лексически скуден и примитивен. [5, С. 83]
Во введении была приведена цитата В.В. Путина о потере нашей страны звания самой читающей державы, датированная 2013 годом. Именно тогда родилась идея - объявить 2015 год «Годом литературы». Возродить ценность хорошей книги, сохранить свою культуру, язык и литературу, а значит, сохранить себя как нацию, как народ. [4]
Какова же ситуация сегодня, в 2017 году Международный институт маркетинговых исследований «GfK» – самая крупная и популярная площадка изучения общественного мнения в мире - опросила своих респондентов. В результате Россия в тройке государств, где читают практически каждый день. Первым стал Китай (70%), после нас Испания (57%) и Италия (56%). [2]
Интересны предпочтения наших соотечественников. Выяснить, каковы литературные пристрастия россиян, решилось агентство Zoom Market, проведя федеральный социологический опрос в августе 2017 года. Самыми популярными жанрами оказались фантастика (12 %), детективы (9,5 %) и современная проза (9%). Также зачитываются фэнтези, литературой о доме и семье (8%), интересуются зарубежной литературой и любовными романами (7-6%). Классику читают меньше. Самыми читающими городами являются Москва, Санкт-Петербург, Новгород и Волгоград.
По итогам конкурса, организованного Российским книжным союзом и Федеральным агентство по печати и массовым коммуникациям в мае 2017 года, победителем объявлен город Санкт-Петербург. Он получил почетное звание «Литературный флагман России». [ 3]
Примечательно, что в прошлом году самым читающим регионом стала Воронежская область.
. Анализ уровня читательского интереса и литературных предпочтений и школьников
В ходе проведения исследовательской работы учащимся пятых-одиннадцатых классов было предложено ответить на 8 вопросов анкеты «Мои литературные предпочтения». (см. Анкету в Приложении) Мы надеемся, что проведенный анализ результатов анкетирования поможет выявить круг читательских интересов школьников, составить читательский портрет современного школьника. Работу по изучению читательских интересов учеников 5-11-х классов старшеклассники из 9 и 10 классов осуществляли в содружестве с учителями русского языка и литературы МКОУ «Барановкая СОШ».
Всего было опрошено 44 респондента. Изучив результаты анкетирования, мы увидели, что подавляющееся большинство респондентов читают регулярно, нечитающих школьников нет. Вопрос о количестве времени, которое тратит обучающийся на чтение ежедневно, дал результаты, представленные в рисунке 1.
Рис. 1. Регулярность ежедневного чтения.
Причиной выявленных результатов, по мнению опрошенных, является загруженность домашними заданиями (70,37%), трудности с выбором литературы (11,35%), отсутствие интереса к чтению (11,35 %), лень (6,81 %). ( Рисунок 2)
Рис. 2. Что мешает чтению
Рисунок 3 отражает результаты жанровых читательских предпочтений. Респонденты давали несколько ответов, указывая свои любимые жанры. Мы узнали, что наши сверстники любят приключения, детективы, фантастику и фэнтези, книги о природе, которые интересны ученикам 5-7 классов, школьная литература актуальна для всех, читают юмористические рассказы, стихи и поэмы. Востребованной оказалась историческая литература, к ней активно обращаются обучающиеся 9-11 классов, которые готовятся к итоговой государственной аттестации.
Рис.3 Литературные предпочтения
Следующий вопрос анкеты – где ты берёшь литературу для чтения – дал такие результаты, которые мы представляем в таблице 1.
Таблица 1.
Места нахождения книг | Процент, % |
Школьная библиотека | 20,43 |
Домашняя библиотека | 36,32 |
Интернет | 49,94 |
Домашние библиотеки сверстников | 11,35 |
Вероятно, читательские предпочтения сверстников оказывают определённое влияние на выбор произведения обучающимися.
С
81,96 %

амые интересные результаты принес вопрос о любимом авторе. (Рис. 5) Оказалось, что большинство обучающихся с удовольствием читают произведения русской классической литературы. Из общего объема школьников читают А.С.Пушкина(79,63%), М.Ю.Лермонтова (64,84%), Л.Н.Толстого (73, 48%), С.А.Есенина (81,29%), Р.И.Рождественского (34,27 %).
79,63 %
С.А.Есенин
73,48 %
А.С.Пушкин
68,64 %
Л.Н.Толстой
34,27 %
М.Ю.Лермонтов
Р.И. Рождественский
Рис. 4 Литературные предпочтения
Среди зарубежных писателей 73,57% опрошенных читали Г.Х.Андерсен, 68,57% Ж. Верна, 47,21% Джона Р. Толкина.
Опрос показал, что обучающиеся нашей школы в основном читают книги на бумажных носителях. (рис. 5) Мы думаем, что это связано с материальным положением родителей школьников, трудностями доступа к ресурсам Интернета, которые характерны для нашей местности, и привычкой к бумажным книгам.
Рис. 5 Распределение предпочтений между бумажной и электронной литературой
Следующий вопрос был направлен на выявление мотивов, побуждающих школьников к чтению и отношения к этому процессу. Для 40,86% опрошенных школьников чтение – способ поиска необходимой информации, 30,05% читают лишь потому, что это «задано», и только для 24,97% чтение – это любимое занятие, в процессе которого они отдыхают.
Рис.6 Мотивы, побуждающие к чтению
В ходе проведения исследования мы пришли к выводу, что читающей молодежи много, однако на чтение тратится очень мало времени (от 5 до 10 минут в день), а основными мотивом, побуждающим к чтению, является необходимость выполнения домашнего задания и поиск нужной информации. Основной причиной, мешающей чтению, по мнению опрошенных, является загруженность домашними заданиями. Анкетирование помогло узнать, что школьники предпочитают классическую литературу и читают ее на бумажных носителях.
Проведенная нами работа подтвердила актуальность проблемы снижения читательского интереса применительно и к нашей школе. Для преодоления столь негативных тенденций необходимо принятие незамедлительных и эффективных мер, направленных на повышение интереса к чтению, расширение литературного кругозора школьников.
. Пути решения проблемы повышения читательского интереса
Очень велико значение книги в жизни современного школьника. В век компьютеров и высоких технологий человек не должен обходиться без чтения. Однако результаты исследования приводят нас к выводу, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к старшим классам теряют читательский интерес, а литературные предпочтения сильно скудеют.
Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к художественной литературе приводит к тому, что интеллектуальная деятельность тоже замедляется.
После осмысления результатов анкетирования, нельзя не согласиться с высказыванием В.В. Путина: «Безусловно, русский язык слишком велик, слава Богу, чтобы его традиции можно было разрушить. Но, повторю, мы всё чаще сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом». [3]
На наш взгляд, пути решения возникшей проблемы снижения читательского интереса должны иметь веерный характер, т.е. проведение мотивационной политики воспитания любви к книге должно затрагивать все сферы жизни школьника:
взаимодействие с родителями;
учебная деятельность;
организация досуга;
общение со сверстниками и т.д.
Естественно, привитие интереса к литературе и чтению должно начинаться в детстве (это задача родителей), продолжиться в школе (это задача учителей) и в дальнейшем перерасти в сознательную потребность к получению информации, саморазвитию, повышению уровня культуры по средствам чтения литературы: художественной, научной, публицистической и др. [1, С. 87]
Конечно, в решении проблемы повышения читательского интереса важна поддержка со стороны государства, т.е. принятие и реализация государственных программ, проведение политики стимулирования интеллектуально развитых, начитанных юных граждан.
Большое подспорье в этом деле могут внести средства массовой информации, теле- и киноиндустрия, так как подчас пренебрежение нормами богатейшего родного языка, культурой общения школьник видит с экрана телевизора.
Необходимо воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду ее создателей.
Хотим предложить несколько практических идей решения проблемы повышения читательской активности:
1) введение практики «семейного чтения», в рамках общественных организаций возможно создание «Клуба семейного чтения»;
2) в сфере учебной деятельности создание стенда «Советуем прочитать», где учащиеся могли бы положиться на опыт сверстников при выборе интересной литературы;
3) стимулирование со стороны учителей, снижение объема домашнего задания читающим школьникам.
Реализация данных мероприятий позволит провести переоценку кругозора, литературных пристрастий, повысит степень восприимчивости художественной литературы, а значит, повысить уровень читательской грамотности школьников.
Заключение
В ходе проведения исследования было сформировано представление о литературном портрете ученика МКОУ «Барановская СОШ».
Юные читатели нашей школы предстают как читатели достаточно разносторонние, с разнообразным кругом чтения, куда входят как русские, так и зарубежные авторы. В целом мы наблюдаем присутствие познавательного интереса к книге, хотя сегодня чтение далеко не приоритетное направление деятельности школьника. У большинства учащихся читательский интерес появился в начальной школе, который к старшей школе стал на порядок менее выражен из-за компьютеров, Интернета, активного отдыха и так далее.
Все труднее ученику становится ориентироваться в книжном окружении, выбрать поистине интересную книгу во всем многообразии современных литературных направлениях. Здесь на помощь приходит классическая литература, мощный нравственный потенциал которой отличается от многих легковесных произведений современности.
Мы выяснили, что часть школьников стремится поделиться прочитанным, обсудить прочитанное произведение с друзьями, одноклассниками. Книгами из домашней библиотеки со своими сверстниками делятся 11,35% опрошенных.
К какому же выводу мы пришли, анализируя ответы учеников на вопросы анкеты? Юные читатели живут в новое, динамичное время. В процессе самоутверждения в обществе на первое место, к сожалению, выходит не духовное и культурное обогащение, а стремление к «легкой» жизни с отсутствием душевных переживаний, необходимости к накапливанию информации. Потребность в развлечениях растет, но проведение досуга с помощь книг отходит на второй план. Необходимость в получении новых знаний компенсируется за счет других источников информации, ориентирующихся на компьютер, новое учебное и развлекательное оборудование, интернет.
Если мы не обратим свое внимание на решение этих проблем, то в скором будущем мы будем читать только то, что «задано», а грядущие поколения потеряют чтение как способ развития человека, отдыха и досуга – его вытеснят музыка, видео, компьютерные игры.
Наши сверстники, воспитываясь в семьях, с нечитающими родителями, вырастут духовно и интеллектуально опустошенными. Здесь, стоит задуматься всем: и школьникам, и родителям, и учителям, и руководству нашей стремительно развивающейся страны.
Список литературы и интернет-источников
1. Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 86-90.
2. Журнал moiarussia.ru . - О России познавательно! [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moiarussia.ru/samye-chitayushhie-goroda-rossii/
3. Путин - о русском языке и литературе / Деловой Петербург. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blog.dp.ru/post/6499/
4. Путин поделился своими мыслями о книгах и чтении / Аргументы Недели. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://argumenti.ru/society/2015/12/428646
5. Симакова Е.С. Художественный текст глазами старшего школьника//Педагогика.-2015.-№2.- С. 80-85.
6. «Федеральное агентство новостей» - официальный сайт https://www/riafan.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
«Мои литературные предпочтения»
1) Охарактеризуй регулярность своего чтения:
А. каждый день; В. раз в месяц;
Б. раз в неделю; Г. реже, чем раз в месяц.
2) Сколько времени в день ты тратишь на чтение?
А. от 5 до 10 минут; В. от 30 минут до 1 часа;
Б. от 10 до 30 минут; Г. более 1 часа.
3) Выберите из перечня жанры произведений, которым вы отдаете предпочтение.
А. Приключения Д. Книги о природе
Б. Детектив Е. Школьная литература
В. Фантастика, фэнтези Ж. Юмористические рассказы
Г. Историческая литература З. Стихи, поэмы
4) Где ты берешь литературу для чтения?
А. в школьной библиотеке; В. в интернете;
Б. в домашней библиотеке; Д. у сверстников.
5) Назови своего любимого автора (авторов)_________________________
6) Как ты относишься к чтению?
А. любимое занятие;
Б. во время чтения я отдыхаю;
В. чтение для меня - способ найти необходимую информацию;
Г. необходимость выполнения школьных заданий.
7) Какие книги ты читаешь чаще?
А. Бумажные книги Б. Электронные книги
8) Что мешает читать тебе чаще?
А. загруженность домашним заданиями; В. отсутствие интереса;
Б. трудность с выбором литературы; Г. лень.
20