СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Духовные наставники игуменьи Сергии, настоятельницы Свято-Сергиевского женского монастыря"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа десятиклассницы для защиты на Международных Мартыновских  чтениях.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Духовные наставники игуменьи Сергии, настоятельницы Свято-Сергиевского женского монастыря"»

V Международные Мартыновские чтения



Направление «Моя малая родина»

«Роль наставника в жизни человека»




Исследовательская работа

Духовные наставники матушки Сергии –

игуменьи Свято-Сергиевского женского монастыря



Работу выполнила:

Калистратова Мария Александровна, обучающаяся 10 класса МБОУ «СОШ с. Алексеевка

Базарно-Карабулакского муниципального района

Саратовской области»


Научный руководитель:

Горбунова Наталья Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ

с. Алексеевка

Базарно-Карабулакского муниципального района

Саратовской области»


Петровск

2023

Содержание


Введение……………………………………………………………………..


с.3

1.Теоретическая часть.

Что такое «духовность», «духовно-нравственное воспитание»………..



с. 5

2. Практическая часть…………………………………………………..


с. 6

2.1 Храм в селе Алексеевка……………………………………………


с. 6

2.2 Духовные наставники игуменьи Сергии (Плахотник)


с. 8

2.3Наставники в моей жизни………………………………………..


с. 15

Заключение…………………………………………………………………


с. 17

Список используемых источников и литературы………………………..


с. 19

Приложение ………………………………………………………………...


с. 20









Введение

Моя Родина – Россия. В этой большой замечательной стране у каждого из нас есть место, где он родился, где все кажется особенным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина.

Для меня малой родиной является село Алексеевка, где я живу вот уже 16 лет. Это место я люблю всей душой. Мне кажется, что моя малая родина – это нето село, в котором живу я и мои родные, а то, что живет во мне.

Главнаядостопримечательность Алексеевки – Свято-Сергиевский женский монастырь. Наш храм похож на лебедя, величественно плывущего по океану времен. А многие называют его Алексеевской жемчужиной.Сюда приходят верующие молиться, это место, где происходит общение с Богом, место, где можно остановиться на мгновения и задуматься, как и зачеммы живем.

Правильно ли мы живем? Вот мои мысли на этот счет: в современном мире существует недостаток моральных ценностей, особенно у моих ровесников, подрастающего поколения; наметилась четкая тенденция к падению нравственности, очерствению человеческих душ и сердец, ухудшению духовного здоровья общества.Я это наблюдаю в школе, на улице, в путешествиях. Думаю, очень важно с юных лет закладывать правильные жизненные основы в души и сердца детей.

Кого можно считать духовными наставниками? Может ли Церковь стать одним из источников решения данной проблемы? Важен ли метод примеравдуховном воспитании молодежи? Это и есть круг проблемных вопросов, которые я попыталась решить на материале данной работы.

Гипотеза.

Считаю возможным предположить, что для повышения сознательности, нравственности, уровня культуры современной молодежи важно иметь духовного наставника; дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Когда я была совсем маленькой, бабушка отвела меня в храм, и мне там сразу понравилось, я почувствовала душевное спокойствие. Чувствую его всегда, когда прихожу на службы. Именно бабушка была моим первым духовным наставником, примером веры. Она до сих пор не пропускает почти ни одной службы, регулярно молится дома и старается вести себя с людьми как истинная христианка.Я попросила ее записать меня в воскресную школу при монастыре, потому что видела там детей, занимающихся чем-то интересным. Мне поскорее хотелось все это узнать. Занятия с нами проводила женщина с большим сердцем - Репина Людмила Алексеевна. [Приложение, рис. 1]Она нас никогда не ругала, ее голос был мягким, но требовательным. Ведь мы должны были и понять основы православной веры, и выучить молитвы, и успеть подготовиться к праздникам. Как и моя бабушка, Людмила Алексеевна была для меня примером. Мне всегда казалось, что ее любовь к детям безгранична. Она обращала нас ко Христу, мы впитывали ее рассказы о спасении души.

В то время настоятельницей монастыря была игуменья Ксения(Афанасьева), почившая 12 августа 2020 года. Благодаря стараниям и самоотверженности этой монахини и сестер на наших детских глазах преображался полуразрушенный храм (подробнее об этом я расскажу в одной из глав работы). Сколько тепла и заботы вкладывала эта хрупкая женщина в наши встречи в воскресной школе. Много бесед у нас было на эту тему с Людмилой Алексеевной.

В настоящее время настоятельницей монастыря является игуменья Сергия.Мне стало интересно узнать, как сложился путь к Богу у преемницы матушки Ксении.

Тема моей работы: «Духовные наставники матушки Сергии –игуменьи Свято-Сергиевского женского монастыря».

Цель исследования: изучение роли наставника в жизни человека на примере игуменьи Сергии, настоятельницы Свято-Сергиевского женского монастыря.

Объект исследования:биография игуменьи Сергии (Плахотник) (в крещении - Александры).

Предмет исследования: люди, духовные наставники, повлиявшие на выбор жизненного пути игуменьи Сергии (Плахотник) (в крещении - Александры)

В ходе написания работы мною решались следующие задачи:

  • дать определение таким понятиям, как «духовность», «духовно-нравственное воспитание»;

  • изучить историю Свято-Сергиевского женского монастыря;

  • собрать из разных источников информацию о жизненном пути игуменьи Сергии (Плахотник);

  • оценить роль наставников в жизни человека, проанализировав биографию матушки игуменьи Сергии (Плахотник) (в крещении – Александры);

  • понять, является ли Церковь одним из источников воспитания, который закладывает правильные жизненные основы в души и сердца детей.

Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет, интернет-ресурсов;
2. эмпирический: интервью.

Актуальность темы не вызывает сомнения. Нашему обществу очень не хватает добрых, самоотверженных людей, умных и вдумчивых поступков. Современную молодежь обвиняют в бездуховности, нацеленности только на материальное обеспечение своего земного бытия.В ходе работы я узнала много новых примеров безграничного служения Богу; заметила за собой,пусть и небольшие, положительные изменения. Хочется познакомить и других юношей и девушек с нравственными урокамиматушки игуменьи Сергии.

В ходе написания исследовательской работы были использованы печатные источники, воспоминания и рассказы прихожан нашего храма, интервью с матушкой Сергией, газетные статьи и интернет-ресурсы.

Изучение жизненного пути настоятельницы Свято-Сергиевского женского монастыря поможет мне в очередной раз осознать и оценить свое предназначение в жизни, ведь через год я окончу школу, и передо мной встанет выбор дальнейшего пути.

Определив цели и задачи, могу перейти к исследованию.


Глава 1. Теоретическая часть

Что такое «духовность», «духовно-нравственное воспитание»?

«Человек состоит из души и тела, а потому и жизненный путь его должен состоять из действийтелесных и душевных - из деяния и созерцания».

ПреподобныйСерафим Саровский

За время своего существования человечество приобрело огромный опыт, изменился материальный уровень его жизни. Но неизменными остаются духовные ценности, которые, к сожалению, утрачиваются.

В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей. Многие люди не понимают, что в жизни нет места лжи, зависти и лести; что лишь добро, ответственность и взаимопомощь сделают нас счастливее.Подростки часто слышат от учителей и других взрослых людей слова «нравственность», «духовность», но не всегда понимают их значение. Поэтому первый вопрос, на который я попыталась ответить в данном исследовании: что такое «нравственность» и «духовность».

Духовно-нравственное воспитание во все времена и эпохи являлось и является важнейшей частью воспитания и образования, потому что учит насдоброте, справедливости, чести. Это «особая форма общественного сознания и общественных отношений, один из способов регуляции действий человека с помощью норм».1Мне показалось интересным проследить истоки духовно-нравственного воспитания.

Корни его лежат в православии. Все наши нравственные ценности - родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и к Родине, бескорыстность, скромность, честность, готовность признавать свои ошибки, терпение,умение уступать и прощать…

В самом слове «воспитание» заложен глубокий и сокровенный смысл. Воспитывать – значит «питать» духовно. Питало душу, воспитывало слово Божие. В былые времена, когда в семьях и учебных заведениях светом Евангельских истин питали, наполняли душу, изначально закладывали в человеке его высокое предназначение: рожденный по образу и подобию Божию человек всей своей жизнью, всем своим поведением должен был уподобиться Господу. Личность формировалась под воздействием строгих христианских норм морали, им обязан был следовать каждый христианин, независимо от происхождения. Воспитание на Руси всегда основывалось на христианских заповедях: почитай отца своего и мать свою; не убий; не укради; не судите, да не судимы будете…

В наше время в повседневной жизни мы часто используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», но далеко не всегда употребляем их в истинном значении.2

Что же такое духовность? «Духовность – духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности).Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными», - такое определение дает Толковый словарь С. Ожегова.

Если рассматривать происхождение этого слова, то изначально оно имело точный христианский смысл: говорить о духовности – значило говорить о Духе Святом.Все начинается с детства и юности, когда душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней семена любви к Богу и ближним.[Приложение, рис.2]

Заботясь о развитии личности, люди не должны забывать о главном, что выделяет человека из всего окружающего мира — его духовной и нравственной составляющей.

Воспитывать разумное, доброе, вечное, духовное в человеке необходимо с самого рождения, используя уже созданные и проверенные средства, которые помогут вырастить достойного человека.

Содержание этой главы доказывает, что Церковь – один из источников духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Далее в работе будет описана история Монастырского храма преподобного Сергия Радонежского в селе Алексеевка. Для этого я брала интервью у жителей села, использовала интернет-источники, статью Н.Хомяковой из газеты «Православный вестник».




























Глава 2. Практическая часть

2.1 Жемчужина села Алексеевка

«...Бог устроил церкви в городах, как пристани на море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских смятений, наслаждались величайшею тишиною... это — духовная пристань душ».

СвятительИоанн Златоуст


В живописном месте нашей области, в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района, располагается Свято-Сергиевский женский монастырь. Монастырский храм преподобного Сергия Радонежского является одним из самых больших сельских храмов Саратовской области. Здание этого храма является объектом культурного наследия нашего региона.3

Историческая справка свидетельствует, что храм был построен в 1884 году. Изначально главный престол был освящён в честь Святителя и Чудотворца Николая, а два придела – во имя преподобного Сергия Радонежского и Вознесения Господня. 4

В советские годы здание храма не подверглось масштабным разрушениям, благодаря тому, что в нем находился колхозный зерновой склад5.

В 1990 году в Алексеевке был зарегистрирован православный приход и после долгих лет забвения была проведена первая служба. Но восстановление храма из-за многих препятствий началось намного позже.

Монахиня Ксения приехала в Алексеевку в 2004 году: по благословению епископа (ныне митрополита Симбирского и Новоспасского) Лонгина она приступила к возрождению полуразрушенного Сергиевского храма.[Приложение, рис.3] Те задачи, которые встали перед ней, казались непосильными. Однако молитва и твердое упование на Богасделали свое дело: появились добровольные помощники, стали присоединяться жертвователи, а вокруг матушки Ксении собралась небольшая сестринская община.

Служащим священником в храме Преподобного Сергия Радонежского с 2005 года является протоиерей Владимир Мишагин.[Приложение, рис.4]

12 октября 2007 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода в Саратовской епархии был учрежден Свято-Сергиевский женский монастырь. Монахиня Ксения была определена его настоятельницей. 30 марта 2011 года возведена в сан игумении.

За годы несения игуменьей Ксенией послушания настоятельницы в обители было многое сделано: отреставрирован внутри и снаружи  храм преподобного Сергия Радонежского, изготовлена звонница, построены келейный корпус, монашеская трапезная, просфорня, канцелярия, паломническая гостиница. [Приложение, рис.5]По ее инициативе великими трудами был восстановлен из руин храм святителя Иоанна Златоуста в с. Ивановка, где было устроено подворье монастыря. В последние годы матушка мужественно боролась с неизлечимым заболеванием и продолжала нести свое послушание. 12 августа 2020 года она отошла ко Господу.

14 августа митрополит Саратовский и ВольскийЛонгин[Приложение, рис.6] совершил отпевание настоятельницы обители игумении Ксении. Владыка поделился в тот день воспоминаниями о том, что с Божией помощью и благодаря неустанным трудам матушки здесь были налажены и быт, и богослужение.

«Эта болезненная скромная тихая монахиня как-то смогла найти дорогу к сердцам очень многих людей, которые помогали ей все эти годы. Это означает, что было нечто в ее словах, что побуждало людей относиться к ним как к благословению, которое им нужно исполнить», – отметил архиерей.6

Среди этих многих людей оказалась и Александра Плахотник(будущая Игуменья Сергия) которая сначала ездила помогать восстанавливать храм по субботам и воскресеньям, а потом решила оставить мир и приехала сюда насовсем.

Для того, чтобы глубже понять, как шла по пути духовного совершенствования игуменья Сергия, я взяла у нее интервью, на основе которого строится повествование следующей главы.


2.2. Духовные наставники игуменьи Сергии (Плахотник)



Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но всё в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Николай Гумилев

14 мая 1979 годав городе Балаково родилась обычная девочка. Родители нарекли ее Сашенькой;вкладывали в ее воспитание все, что могли, ведь Александра была их единственной дочерью. Росла,жила, «как все живут»в миру. Ее отрочество и юность пришлись на 80-е и «лихие 90-е»годы, время сложное и неоднозначное. Родители, познавшие тяготы этого периода, нацеливали дочь на получение хорошего образования, с помощью которого, как им казалось, можно найти «достойную» работу и «хорошо устроиться» в жизни.

В Балаковскойгимназии №1 было все заточено на получение хорошего аттестата с последующим поступлением учеников в престижные ВУЗы страны. Из воспоминаний этих лет – постоянная максимальная внутренняя собранность,особая усидчивость по профильным предметам, сидение за книгами: благо педагоги научили трудолюбию. Матушка Сергия с теплом вспоминает своих учителей:преподавателяхимииКаршинуТатьяну Евгеньевну, русского языка и литературы - Райзвих Галину Николаевну, и многих других, которые уже в то время показывали личным примером красоту цельности личности.

По окончании школы Александра поступила в весьма престижное учебное заведение - Поволжскую академию государственной службы в г. Саратове. Получила диплом по специальности «менеджер государственного и муниципального управления». Закончила аспирантуру, успешно защитив кандидатскую диссертацию по экономической кафедре. Студенты этого ВУЗа рано начинают трудовую деятельность: со 2-3 курсов они начинают проходить практику в управленческих структурах с последующим трудоустройством. Так и Александра начала свой «карьерный» путь. Время шло, росли должности и оклады. Появилась материальная стабильность. Но ощущения полноты жизни не было. Душа ощущала пустоту, достигнутые цели не радовали. Ни напряженная трудовая, ни активная общественная деятельность, ни широкий круг общения и «яркость жизни» не могли заполнить эту пустоту. Жизнь без Бога становилась все более невыносимой.

Господь «не хочет смерти грешника, но чтобы …обратился …и жив был» (Иезекииль 33:11)7. Он стучит в сердце каждого человека и смиренно ожидает нашего обращения к Нему. Помыслы о тленности земного бытия, суетности земных попечений, поиске истинного назначения человека все чаще стали посещать Александру. Внешним толчком к покаянию стала сильная болезнь мамы, которая сподвигла ее впервые поехать в паломничество по монастырям. Так 2004 год стал переломным в ее жизни. Господь открыл ей удивительный мир православия, Свою Церковь, показал путь к истинной свободе от рабства страстям. Бальзамом для израненной грехом души стали покаяние, молитва, посещение Храма и чтение трудов святых отцов.

Со всею ревностью новоначального она стала все свободное время посвящать добрым делам, молитве и духовному чтению. Душа искала внешнего проявления служения Богу и ближним. В то время Александра начинает посещать собрания епархиального молодежного православного общества (под руководством иеромонаха (ныне – игумена) Нектария) и общества милосердия (под руководством иерея Сергия Кляева). Она начинает посещать обездоленных в больницах, помогает в крещении детей-отказников, дежурит в отделениях с больными отказничками.

Она много читает и в святоотеческой литературе находит совет молиться о даровании духовного отца. Господь посылает такового, хотя и весьма необычным способом. Через книгу. В Свято-Никольском мужском саратовском монастыре, который Александра часто посещает, ей рекомендуют книгу о схиигумене Савве (Остапенко), известном духовнике, старце Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря,8[Приложение, рис.7]почившем в 1980 году. По свидетельству его духовных чад, это был строгий, но добрый и любящий пастырь, делатель Иисусовой молитвы, неутомимый труженик, чья жизнь была полна тяжких испытаний. Он получил от Бога множество духовных дарований. Это был удивительный человек, который многим помогал укрепиться на духовном пути, это был старец, который «творил любовь».Его образ настолько поразил тогда Александру, что она стала обращаться к нему в мыслях и ощущать его присутствие в своей жизни. Он незримо помогал ей сражаться со своими внутренними страстями, когда она обращалась к его помощи. Спустя годы, анализируя свою жизнь, матушка игумения Сергия видит влияние этого человека, которого считает своим духовным отцом. И приход в монастырь и первый (иноческий) постриг, и некоторые другие значимые события духовной жизни так или иначе были связаны с памятными датами отца Саввы. До сих пор в келье матушки на столе лежит книга жизнеописания и поучений этого великого старца. Та самая, что вошла в ее жизнь 18 лет назад.

Однако поиск воли Божией о себе продолжался. Служить Богу и ближним можно ведь по-разному. Поле деятельности здесь весьма обширно. Где именно нужно сосредоточить свои усилия? В какой сфере это будет максимально «моим». Кто из людей сможет явить собой наиболее яркий пример жизни во Христе и научить этой жизни? Такие вопросы задавала начавшая воцерковляться душа. Господь ответил на это сердечное вопрошание: в феврале 2006 года Он посылает Александре духовную мать –монахинюКсению (Афанасьеву).

Родственница из Саратова, которая работала в больнице, попросила о том, чтобы ее знакомаямонахиня временно пожила в квартире девушки (уже в то время матушка Ксения боролась с неизлечимым недугом; саратовские врачи, понимая всю сложность нахождения монахини в стационаре, разрешали ей лечение на дому). Эта родственница рассказала еще и о том, что иногда ездит в село Алексеевку, что там много дел по восстановлению храма, и любые рабочие руки важны.

Матушка Ксения сразу поразила Александру своим смирением, глубиной и житейской мудростью. Покаяние было смыслом ее жизни. Оно выражалось в ярком стремлении ко Христу, несмотря ни на что, вопреки многому. Ни болезнь, никакие иные материальные или духовныеискушения не могли победить желание искать и творить волю Божию. Казалось, что весь ее образ был соткан из тишины и света. Ее хотелось слушать, на нее хотелось смотреть. О многом тогда разговаривали эти две женщины. Из всего того, чем стала наполняться жизнь Александры в тот период, эта маленькая монахиня, почти в одиночестве восстанавливавшая в сельской глубинке большой Храм, казалась «самой настоящей». Как вспоминает матушка Сергия, Господь тогда давал дивное состояние души, тишины и уверенности:«это – мой путь».

Было принято решение помогать,по возможности, восстановлению храма в Алексеевке. Матушка Ксения стала привлекать Александру к разным делам, а сама при этом горячо молилась Господу о том, чтобы еще одна душа могла спастись. Монахиня мечтала, чтобы всё, что делают здесь люди, делалось не по принуждению, а только потому, что человек хочет этого от любви к Богу и людям.  С большимусердиемдевушка приезжала сюда, общалась с матушкой и по мере сил трудилась, а в декабре этого же годаона, избрав для себя монашеский образ жизни, переезжает в монастырь насовсем. Это было ее добровольное становление на путь духовного и нравственного обновления. 

Монашеский подвиг начинается с послушничества.Александра становится послушницейпри Свято-Сергиевском храме(статус монастыря община получит только через полтора года).Дни проходят в трудах и постоянной молитве.Путь в монашество - это путь покаяния. Другим он и не может быть.

Александра понимала, что выбрала трудный путь, но Господь укреплял её силы, посылал нужные встречи, события. Образцом служения Богу был Владыка Лонгин, под руководством которого расцвела и Саратовская митрополия, и Симбирскаясейчас преображается. Он вышел из обители Троице-Сергиевой Лавры,9 очень любил Преподобного Сергия, его заветы претворял в жизнь. Как и этот святой, Владыка Лонгин – человек великого труда и молитвы. Он ставит для себя и других высокую планку. Любит говорить, что «Богу и людям нужно служить изо всех сил», что и старалась делать начинающая монахиня, берясь за любое послушание. Она убирается в Храме после строительных работ, принимает паломников, служит в трапезной, ухаживает за цветами, готовит букеты для храма, поет на клиросе (не зная музыкальной грамоты, старается выучить хоровые партии). Сейчас, по прошествии многих лет, удивляется, как могли сестры выдерживать ее нестройное пение.

В октябре 2007 года община при Храме преподобного Сергия получает статус монастыря.В 2013 году в Свято-Сергиевском женском монастыре произошло знаменательное событие – первый постриг. До этого времени среди насельниц монахиней была лишь Матушка Ксения. 21 августа Митрополит Саратовский и ВольскийЛонгин постригает в иночество двух послушниц, одной из которых была Александра.[Приложение, рис.8] Еще одна послушница приняла сразу мантийный постриг, минуя иноческий, из-за преклонного возраста.

Во время пострига инокиняотрекается от мирской жизни, получает новое имя, дает обещание пожизненно оставаться в монастыре, служа Богу, сестрам и людям. Незримая духовная связь инокини Манефы с обителью преподобного Сергия становится еще крепче.

В тот период продолжается внутреннеепреображениедуши, посвятившей себя Богу. Инокиня Манефа много читает. Творения святителя Игнатия Брянчанинова, преподобныхПаисияСвятогорца, Иосифа Исихаста, Силуана Афонского, Софрония (Сахарова), архимандрита Эмилиана (Вафидиса) становятся для нее школой духовного делания. Внешнее проявление правильности духовного развития продолжала контролировать матушка игуменья Ксения.

Но с постригом, как считала матушка Ксения, торопиться не надо. Жизнь инокини должна девушку проверить и закалить, чтоб потом было легче. Конечно, игуменья понимала, что нужно готовить себе преемницу: болезнь прогрессировала.

В мае 2019 года инокиня Манефа была назначена старшей сестрой подворья монастыря в с. Ивановка.В ее обязанности входила организация уставного монашеского правила и богослужения в Храме святителя Иоанна Златоуста, благоустройство территории, уход за огородом.[Приложение, рис.9]

Тяжелые испытания принес август. Двенадцатого числа игуменья Ксения отошла ко Господу. Сильным потрясением для инокини стала утрата духовной матери; она понимала, что забота о монастыре ляжет на ее хрупкие плечи, что такова воля Божия.

23 августа в Свято-Сергиевском женском монастыре с. Алексеевка Базарно-Карабулакского района Митрополит Саратовский и Вольский (ныне – Симбирский и Новоспасский)Лонгин совершил монашеский постриг: инокиня Манефа (Плахотник) была пострижена в мантию с именем Сергия, в честь преподобного Сергия Радонежского (мантийный монах отрекается от прежней жизни, получает новое имя, дает обет сохранения целомудрия, послушания и нестяжания).

Гости монастыря, матушка игумения Феодосия и сестры Саратовской обители, написали стихотворение, посвященное этому торжественному событию.


Как быстротечна эта жизнь!

То солнышко, то вновь ненастье.

Премудро нас Господь ведёт

К блаженству вечному и счастью.


Велик Господь - в руках Его

Наш путь, надежда и дыханье.

Всё - от Него и для Него,

И в Нём всё наше упованье.


И вера в промысел Его,

В Его любовь ко мне святую.

Я перемены все приму,

Всё с благодарностью целую!


Благослови меня, Господь,

На новый путь. Тебя прославлю

И с помощью святой Твоей

Креста до смерти не оставлю.10


Имя при постриге обычно дает архиерей по своему выбору. Но в случае с инокиней Манефой было не так. В июле, на престольном празднике монастыря, когда Владыка Лонгинслужил в обители, уже тяжелобольная Матушка Ксения попросила его при постриге Манефы наречь её именно Сергией. Великое значение имеет для монастыря имя Преподобного Игумена земли русской.Преподобный Сергий становится главным наставником, покровителем, учителем монахини Сергии.Он имеет особую благодать помогать просящим о даровании смирения и укрощения гордыни.Монахиня понимала, что новый статус и имя накладывает и новую ответственность перед Богом.

Это был последний постриг Владыки Лонгина в Саратовской епархии, так как 25 августа Священный Синод постановил назначить его главой Симбирской митрополии. Сейчас встречи с ним редкие, но и одной встречи в год, в День его тезоименитства, хватает, чтобы почувствовать духовное родство.Матушка Сергия признается, что в трудных ситуациях в мыслях ее часто звучит фраза «а как бы поступила матушка Ксения, что бы сказал Владыка Лонгин?», ведь для духовного роста, стяжания духовных плодов так важно иметь пример.

28 ноября вновь назначенным митрополитом Саратовским и Вольским Игнатиеммонахиня Сергиябыла возведена в сан игуменииСвято-Сергиевского женского монастыря. [Приложение, рис. 10, 11, 12] Трудно было начинать, ноГосподьникогда не оставляет стремящихся исполнить Его волю.

К нынешнему Владыке Игнатию у Матушки Сергии особое отношение. Если владыка Лонгин стал духовным отцом по постригу, то владыка Игнатий –наставником в игуменском служении. Матушка чувствует его доброту, заботу и проницательность. Однажды случилось попасть к нему без предварительной записи, так как была проездом в Саратове и накопилось несколько вопросов, требующих безотлагательных решений. Проблемы были не из простых, но Владыка Игнатий, к удивлению игуменьи Сергии, смог буквально двумя фразами разрешить их.

Встав на путь настоятельского служения, матушка Сергия стала посещать монашеские обители нашей митрополии. Ездила такжев Свято-Троицкий Стефано-Махрищскийженскиймонастырь, в МалоярославецкийЧерноостровский Свято-Никольский монастырь, в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Беседовала с матушками игуменьями и духовниками. В свое время матушка игумения Ксения также обьезжалавосстанавливающиеся в ее время обители, изучала уставы, духовный опыт, практику организации хозяйства. Это было в конце 90-х годов. С того времени многое изменилось, поэтому такие поездки были для матушки Сергии очень полезны.

До сих пор матушка Сергия часто прибегает к советам других игумений: игуменьи Феодосии, игуменьи Еликониды, игуменииМакарии. В первый год они взяли матушку Сергию под свое крыло и по сей день помогают делом и словом. Она с большим теплом рассказывала о них.

В духовной жизни нельзя останавливаться. Любое удовлетворение собой – откат назад, а иногда и жесткое падение. Поэтому и сама матушка Сергия и сестры обители нуждаются в ежедневном духовном руководстве. В наше время оно не ограничивается чтением духовной литературы, исповедью у священника монастыря и обращением за советом к наставникам из близлежащих монастырей. Возможности дистанционного общения расширили способыизучения духовного опыта истинных служителей Божиих, выявления среди них близких по духу и духовного окормления у этих людей.

Первым из них стал протоиерей Андрей Лемешонок, [Приложение, рис. 13]духовник Свято-Елисаветинского монастыря города Минска. Этот монастырь был построен батюшкой на окраине Минска, на пустыре, «с нуля», 20 лет назад. Сейчас это место подвига как почти сотни монашествующих, так и многих сестер милосердия, окормляющих «сложные» больницы Минска (психиатрические отделения, паллиативные, онкологические и проч.). Два больших подворья этого монастыря (женское и мужское) принимают людей, оступившихся в жизни, дают им возможность начать свой путь к Богу. Его известное высказывание «Умирать надо, чтобы что-то живое получилось»,  запоминается надолго. Батюшка в своих беседах с монахинями, сестрами милосердия, прихожанами всегда делал акцент на самопожертвовании христианина, на борьбе с эгоизмом. Очень простыми словами, он мог утешить, обличить, вдохновить на борьбу с грехом.11

Глубоко в сердце западают беседы, документальные фильмы еще одного близкого по духу батюшки – протоиерея Сергия Баранова, [Приложение, рис. 14] который является духовником Иверского монастыря г. Орска. Этот скромнейший священник – человек удивительной судьбы, ярчайшего таланта, иконописец, автор и режиссер множества православных фильмов, человек, посещающий больных в хосписах и военных на передовой, окормляющий сотни людей, желающих научиться Иисусовой молитве. Его ум и сердце всегда устремлены ко Христу. Господь дает ему силы и возможность привести к Богу многие души.12

Одним из лучших толкователей Священного писания и святоотеческих творений для современного человека матушка Сергия считает иерея Константина Корепанова, [Приложение, рис. 15]клирика Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга, духовника Екатеринбургской духовной семинарии и детской церковно-приходской школы при Свято-Троицком кафедральном соборе, старшего преподавателя екатеринбургского Миссионерского института. Все лекции, беседы, проповеди отца Константина проникнуты не только глубочайшим познанием основ православной веры. Приводимые им примеры из жизни современных христиан раскрывают его личный духовный подвиг, глубину его духовной жизни. 13

Все эти батюшки принадлежат к так называемому «белому духовенству», то есть имеют семьи (все – многодетные). Но степень их приближения ко Христу, достигнутая многолетним подвигом самоотвержения, позволяет им давать советы, необходимые и монашествующим.

На сегодняшний день в Свято-Сергиевском женском монастыре села Алексеевка проживает 9 насельниц: четыре монахини, три инокини и две послушницы. Игуменьей монастыря является Матушка Сергия. Также она занимает должность настоятельницы двух подворий монастыря  – храма святых мучеников Адриана и Наталии в Саратовеи  храма святителя Иоанна Златоуста в селе Ивановка.

Подводя итогипараграфу 2.2 необходимо подчеркнуть, что наставники игуменьи Сергии направляли и давали новые знания, опыт, понимание выбранного пути.Они оберегали от ошибок, помогали восстать в падениях.Учили не возноситься трудами и не отчаиваться в своем спасении. Они советовали идти «Царским» средним путем, не уклоняясь ни в нерадение, ни в чрезмерные, непосильные подвиги. Все они были разными в своих личностных проявлениях людьми, но в главном они были единодушны: в своей безграничной любви ко Христу и людям. Эта любовь изливалась из их сердец. Она была главным источником преображения всех, соприкасавшихся с ней.







2.3 Наставники в моей жизни

Без памяти – нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности – нет воспитания,

Без воспитания – нет Человека.

Без Человека – нет Народа!      

В. А.Караковский

Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. По моему мнению, возродить страну способны только верующие люди. Настоящего верующего человека можно вырастить тогда, когда единыЦерковь, школа и семья. И я благодарна Богу, что в моей жизни есть это единство воспитания.

Из рассказов бабушки я знаю, что мои предки были глубоковерующими людьми. Благодаря любимой бабушке, Миловзоровой Валентине Ивановне,[Приложение, рис. 16] мама, папа и я стали частью большой семьи Свято-Сергиевского женского монастыря. В Воскресную школу при монастыре меня записала тоже бабушка.

Наставники нашей воскресной школы (правильное название - «Воскресная воспитательная разновозрастная группа») – те люди, которые дают мне необходимые знания по основам Православия и христианской жизни.Матушка Сергия вместе с нашим воспитателем Людмилой Владимировной Земляковой[Приложение, рис. 17]стараются сделать наши занятия не просто изучением основ православной веры, сбором и подготовкой к праздникам,[Приложение, рис. 18, 19, 20, 21]они делают их островком тепла и любви. Каждый, кто занимается здесь по воскресеньям, это чувствует.

Как рассказала Людмила Владимировна, основные направления воспитательной деятельности нашей группы ничем не отличаются от воскресной школы. Вот эти направления:

  • катехизическое, главная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;

  • культурно-просветительское, в рамках которого проводится просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие;

  • социальное, которое служит развитию у воспитанников христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других);

  • досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемое участием в богослужебной жизни Церкви и обучением основам Православия);

  • паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам Православия.

Нам рассказывают о Боге, Святых Отцах, ангелах, церковныхпраздниках и постах. Также проходят  занятия,  посвященные нравственному воспитанию. На этих занятиях нас учат уважению к старшим, заботе о младших, чуткому отношению к близким, моральным и нравственным законам. Мы учимся понимать особенности христианского мировосприятия, ответственному отношению к порученным делам, самостоятельному принятиюрешений, знакомимся с устоями, традициями Православной церкви и Древней Руси. Это помогает лучше понимать и различать добро и зло, что для современного мира очень важно.

Отрадно, что сейчас на высшем государственном уровне осознаётся необходимость духовно-нравственного воспитания. Об этом говорят нормативные документы, по которым работают все школы Российской Федерации. Любой разумный человек должен осознавать, что достижения в образовании могут быть растрачены человеком, если не будет заложено прочной основы его духовной сущности, которая является своеобразным фундаментом, на котором строится всё здание нашей жизни.14

В общеобразовательной школе мне тоже Господь послал замечательных наставников. Учитель истории Озернова Елена Анатольевна[Приложение, рис. 22] на своих уроках подчеркивает, что без знания истории взрослеющему человеку трудно сложить свою картину мира, понять, что сейчас в нем происходит; еще сложнее научиться правильно реагировать на происходящее. Она считает, что уроки истории и обществознания - это огромный воспитательный потенциал. Я с ней согласна. Готовясь вместе с Еленой Анатольевной к экзамену, я все больше убеждаюсь, что история, культура, духовность русского народа – это звенья одной цепи.

Уроки литературы невозможно представить без обсуждения нравственных ценностей. Проникновенно и ярко об этом нам рассказывает учитель русского языка и литературы Горбунова Наталья Евгеньевна. [Приложение, рис.23]Примеры духовных исканий героев для меня очень важны. Важно для меня и то, что с Натальей Евгеньевной мы встречаемся не только в школе, но и в нашем храме на службах.

В начале учебного года я попросила ее быть руководителем моей исследовательской работы. Тогда мы еще не знали, какая интересная тема нас ждет.Именно она предложила мне взять направление «Роль наставника в жизни человека», ведь 2023 год объявлен годом педагога и наставника.

Думаю, духовное наставничество очень нужно для любого человека, если душа постоянно трудится. Я стремлюсь к тому, чтобы душа и дела мои были обращены к Богу.



 



Заключение

«Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль — река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее».

Преподобный Ефрем Сирин


Заботясь о развитии личности, нельзя забывать о главном, что выделяет человека из всего окружающего мира — его духовной и нравственной составляющей.Я считаю, что духовно-нравственное воспитание человека состоит в том, чтобы окружить его правильными людьми, которые и будут задавать дальнейший вектор развития личности.Своей работой я доказала, что Церковь становится одним из источников решения данной задачи, так как принцип жизни Воскресной школы – радость. Радость от встречи с храмом, с Богом, с друзьями. И этому нужно учиться с малых лет. Я еще только учусь, порой допускаю ошибки, но готова их исправлять, работать над собой. Учусь понимать,  что каждый человек достоин любви, ему надо всегда протягивать руку помощи. Очень важно не быть безразличным к окружающим. Учусь прощать и не стыдиться самой просить прощения. И здесь важен пример наставника.

Проанализировав роль наставников в жизни матушки Сергии, я по-новому взглянула на многие вещи, нашла ответы на некоторые свои сокровенные вопросы. Меня заинтересовали лекции интернет-проповедников, стали ближе и понятнее наставления святых отцов.

Работа помогла мне взглянуть под другим углом и на школьные уроки. Во всем мне хочется найти части мозаики, в которую сложится мое мировоззрение, мироощущение.

Результаты данного исследования могут быть использованы учителями и классными руководителям при составлении уроков по основам православной культуры и подготовке классных часов. Верные идеалы, приобщение к духовному опыту и работа над своим духовным состоянием преобразят жизнь моих сверстников – очень хочется в это верить.

Завершаю свою работу словами российского писателя Олега Роя: «Молитва – это разговор по душам с Богом. Но не приятельский. Это разговор с наставником. Который не просто выслушает, но и подскажет, куда идти и что делать…» .

То есть истинным наставником всех православных христиан является сам Христос.«Аз есмь Путь, Истина и Жизнь», – говорит Господь. Вечным ориентиром в мире служит Его вечное Слово, Евангелие, и молитва – одна из заповедей Евангелия. Оно определяет систему ценностей, неизменную шкалу, по которой измеряются все реальности жизни. Блаженны люди, познавшие это, и подчинившие свою волю воле Божией. Господь тогда отображается в их сердцах, позволяя и другим людям видеть в них этот отблеск вечной жизни.15 Эти люди могут стать истинными наставниками для многих.

Благодарю Бога, что в моей жизни такие люди есть.

















Список используемых источников и литературы

Источники

  1. Воспоминания Миловзоровой В.И.

  2. Интервью с Игуменьей Сергией (Плахотник)

  3. Интервью с Л. В. Земляковой

Интернет-ресурсы

  1. Алые паруса. Проект для одаренных детей: г. Москва. – Обновляется в течение суток. - URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/11/15/voskresnaya-shkola (дата обращения 17.02.2023)

  2. Иверский женский монастырь: официальный сайт. – г. Орск. – Обновляется в течение суток. - URL:https://ivermon.ru/duhovnik (дата обращения 10.02.2023)

  3. Лемешонок, А., Протоиерей. Умирать надо, чтобы что-то живое получилось. - Азбука веры: [портал]. – URL: https://azbyka.ru/way/protoierej-andrej-lemeshonok-umirat-nado-chtoby-chto-to-zhivoe-poluchilos/ (дата обращения 10.02.2023)

  4. Монастырский вестник: официальный сайт. – г. Москва. – Обновляется в течение суток. - URL:https://monasterium.ru/doklady/smilensk-2021/az-esm-put-istina-i-zhizn-in-14-6-o-chtenii-evangeliya-kak-khristianskoy-i-monasheskoy-dobrodeteli/ (дата обращения 20.02.2023)

  5. Свято-Алексиевский женский монастырь: официальный сайт. – г.Саратов. – Обновляется в течение суток. - URL: http://www.svyatalm.ru/index.php/component/k2/1111-11-29-2020-svyato-sergievskii-monastyr (дата обращения 12.02.2023)

  6. Свято-Сергиевский женский монастырь: официальный сайт. – Алексеевка. – Обновляется в течение суток. - URL: http://svyat-sergm.cerkov.ru/ (дата обращения 17.02.2023)

  7. Свято-Троицкий кафедральный собор: официальный сайт. – г. Екатеринбург. – Обновляется в течение суток. - URL: https://stks-ekb.ru/hram/korepanov/ (дата обращения 17.02.2023)

  8. Симбирская Епархия: официальный сайт. – Ульяновск. – Обновляется в течение суток. - URL: https://mitropolia-simbirsk.ru/biografiya (дата обращения 17.02.2023)

  9. Словари и энциклопедии на Академике. – Философский словарь. - URL: https://philosophy_dictionary.academic.ru/537/МОРАЛЬ (дата обращения 10.02.2023)


Литература

  1. Осипов, А.И.. Бог/А.И.Осипов.4-е издание. – Москва: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2014.

  2. Чугреева, Н. Преподобный Сергий Радонежский/ Н.Н. Чугреева. – Санкт-Петербург: ООО «Метропресс», 2014.

  3. Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее. : Сборник научных трудов / изд-во Саратовской митрополии: Саратов, 2014.

  4.  Хомякова, Н. Тишина и чистый разум. / Хомякова Н. // «Православная вера». – 2022. –октябрь. - № 20 (712).












Приложение

Рис.1 Репина Л.А., преподаватель Воскресной школы при Свято-Сергиевском женском монастыре с воспитанниками.



Рис.2 Вербное воскресение с мамой и бабушкой. 2017 год

Рис.3 Храм Преподобного Сергия Радонежского

в начале восстановительных работ.




Рис.4 Игуменья Ксения (Афанасьева) и протоиерей Владимир Мишагин.

Рис.5 Восстановленный Свято-Сергиевский женский монастырь

Рис.6 Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (2020 г.)

Рис.7. Схиигумен Савва (Остапенко)

Рис.8 Первый монашеский постриг в монастыре

Рис.9.Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста в селе Ивановка.

Рис.10. Игуменья Сергия (Плахотник)

Рис.11. Игуменья Сергия (Плахотник) в Храме Свято-Сергиевского женского монастыря



Рис.12 Игуменья Сергия(Плахотник) и Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий

Рис.13.Протоиерей Андрей Лемешонок.

Рис.14Протоиерей Сергий Баранов.

Рис.15Иерей Константин Корепанов

Рис.16 Валентина Ивановна Миловзорова, прихожанка храма

Свято-Сергиевского женского монастыря.


Рис.17. Землякова Людмила Владимировна (справа),

преподаватель воскресной воспитательной группы.




Рис.18. Праздник в Воскресной школе. Престольный праздник

в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.


Рис.19. Праздник в Воскресной школе. Престольный праздник

в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.


Рис.20. Праздник в Воскресной школе. Рождество.



Рис.21. Праздник в Воскресной школе. Пасха

Рис.22. Озернова Е.А., учитель истории МБОУ «СОШ с.Алексеевка»

Рис.23. Горбунова Н.Е.., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с.Алексеевка»






1https://philosophy_dictionary.academic.ru/537/МОРАЛЬ

2https://infourok.ru/material.html?mid=8321

3Хомякова, Н. Тишина и чистый разум.[4]

4http://svyat-sergm.cerkov.ru

5 Из воспоминаний Миловзоровой В.И., жительницы с.Алексеевка.

6Источник: сайт Саратовской епархии

7 https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-vasilija-velikogo/269

8 https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/

9https://mitropolia-simbirsk.ru/biografiya

10http://www.svyatalm.ru/index.php/component/k2/1111-11-29-2020-svyato-sergievskii-monastyr


11https://azbyka.ru/way/protoierej-andrej-lemeshonok-umirat-nado-chtoby-chto-to-zhivoe-poluchilos/

12https://ivermon.ru/duhovnik

13https://stks-ekb.ru/hram/korepanov/


14https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/11/15/voskresnaya-shkola


15https://monasterium.ru/doklady/smilensk-2021/az-esm-put-istina-i-zhizn-in-14-6-o-chtenii-evangeliya-kak-khristianskoy-i-monasheskoy-dobrodeteli/