Исследовательская работа : «Как Азбука к детям пришла…»
Тезисы
Автор:Трубицина Оксана Ивановна, МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны, 1 класс.
Руководитель: Тупикина Валентина Иосифовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны
Мы прочитаем книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Мне Азбука хорошим другом стала,
Работу эту посвящаю ей!
Я первоклассница! Мне очень интересно учиться в школе!
На уроках обучения грамоте мы изучаем буквы.
Меня заинтересовало: когда и как появились первые буквы?Кто их придумал? Что такое азбука?
Так появилась моя исследовательская работа: «Как Азбука к детям пришла…»
Цель моей работы: выяснить всегда ли Азбука была такой, какой мы видим её сейчас.
Я определила задачи:
Выдвинула гипотезу: если знать алфавит, то можно быстро найти нужную информацию.
Объект исследования: история азбуки.
Предмет исследования:азбука.
Я стала искать информацию.
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «буква» обозначает «знак азбуки». Значит буква – это знак. Сначала люди использовали знаки для рисования.
Потом в Древнем Египте появились, буквы-рисунки.
Шли века, и писцы стали заменять рисунки значками. А первые буквы появились в Греции. Их было 24 знака. На основе греческого алфавита создана славянская азбука. Ее создателями считают Кирилла и Мефодия, двух византийских монахов. В Х веке азбука проникла в Древнюю Русь.
При Петре1 азбука была видоизменена – исчезли буква кси и буква зело. Вместо них ввели букву Я, а самой последнейв азбуке появилась Ё.
Во время Октябрьской революции из азбуки убрали еще несколько букв. В результате в ней осталось всего 35.
Сегодня русский алфавит содержит 33 буквы (21 согласную и 10 гласных).
Определённый порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука.
Я решила выяснить: как же правильно говорить?
В «Словаре школьника» я узнала, что слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. «альфа», и «вита», первые буквы - получилось слово «алфавит».
Слово «азбука» - из древнерусского алфавита: «аз» и «буки». Так образовалось слово «азбука».
Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в определённом порядке.
Я сравнила современный и старославянский алфавит. Теперь мне понятна пословица: «Сначала аз да буки, а потом и науки.»
Выяснила, азбука не всегда была такой, как мы её видим сегодня.
Самые древние азбуки и буквари не дошли до нас.
Первая печатная учебные книга, «Азбука» Ивана Федорова. Она была издана в 1574 году.
Вторым учебником была «Азбука» Василия Бурцова.
Карион Истомин для обучения Петра I, составил первые иллюстрированные буквари.
В XIX веке лучшими книгами для детей считались "Родное слово" К. Д. Ушинского и "Азбука" Льва Николаевича Толстого.
В советское время были разработаны буквари, которые ставили своей задачей воспитание нового человека.
В настоящее время начальная школа располагает целой серией азбук и букварей разных авторов.
Я узнала, что есть ещё и специальные Азбуки-книги:
Морская азбука.
Азбука Морзе.
Шрифт Брайля (азбука слепых)
Дактильная азбука (азбука для глухонемых)
Таким образом: изучив и сравнив различные виды азбук, я пришла к выводу, что все азбуки разные, но все они служат для обучения детей грамоте, чтению и письму.
Я задумалась, а где в жизни можно применять азбуку?
Для ответа на этот вопрос оправилась к секретарю нашей школы, посетила медицинский кабинет, посмотрела списки моего класса у своей учительницы,оказывается, списки обучающихся располагаются в алфавитном порядке.
Ольга Николаевна - технический инженер, показала нам алфавитную книгу в электронной базе данныхнашего класса.
В школьной библиотеке мне показали, как можно облегчить поиск книги по алфавитному каталогу.
Побывала у Мемориала погибшим воинам и выяснила, что фамилии героев Великой Отечественной Войны собраны в том же алфавитном порядке.
С мамой я люблю рассматривать Атлас мира. Все географические названия в нем расположены по алфавиту.
А папа рассказал, что автомобильные коды городов России так же расположены в алфавитном порядке.
В справочниках, словарях, энциклопедиях используют алфавитный ряд.
Это подтвердило мою гипотезу: знать алфавит нужно для удобства поиска нужной информации.
Для того, чтобы выяснить, что мои одноклассники знают о роли азбуки в жизни человека, мною было проведено анкетирование.
В анкетировании участвовало 30 человек. Результаты вы можете увидеть в таблице.
Таким образом можно сделать вывод, что роль азбуки в повседневной жизни велика.
Изучив историю создания Азбуки и алфавита, у меня возник вопрос: «А смогу ли я создать свою Азбуку?» За помощью я обратилась к своим родителям и одноклассникам. Они помогли мне. В результате у нас появилась своя Азбука.
Теперь я точно знаю, что азбука и алфавит необходимы человеку в работе и учёбе.
Своё выступление хочу закончить известными всем словами поэта Яна Гольцмана: « Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Ведь азбука – начало всех начал».
.