СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Каким я вижу Ак-Куль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На нашей планете, в нашей стране, в нашем районе есть много прославленных и безымянных водоемов, которые дарят нам свою красоту. Но, оказалось, было среди них одно, которое было знакомо и дорого в воспоминаниях большому количеству, окружающих меня людей.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Каким я вижу Ак-Куль"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

С. КАРМАСКАЛЫ









Исследовательская работа

Каким я вижу озеро Ак-Куль









Выполнил обучающийся 4г класса

Асадулин Вадим

Научный руководитель

учитель химии

Асадулина А.Р.















Кармаскалы 2017



Содержание

Введение 3

5

7



9

10

11

  1. Теоретическая часть. Водоемы - богатство района

  2. Экспериментальная часть

  1. Опрос для сбора сведений об озере

  2. Определение реакции почвенного раствора с участка водоема

  3. Создание моего макета возродившегося озера

  1. Выводы и рекомендации
Литература

Приложения































Введение

 «Вода!.. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное…

Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного,

ты божество, которое так легко спугнуть. Но ты даёшь нам

бесконечно простое счастье. Твоим милосердием отворяются

иссякшие родники сердца…Ты не просто необходима для жизни,

ты и есть сама жизнь!»

Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей»

На нашей планете, в нашей стране, в нашем районе есть много прославленных и безымянных водоемов, которые дарят нам свою красоту. Но, оказалось, было среди них одно, которое было знакомо и дорого в воспоминаниях большому количеству, окружающих меня людей. Они все приходили сюда отдохнуть, искупаться, порыбачить, любовались видом из окна.

Несколько лет назад я переехал жить на улицу Строительная села Кармаскалы. Мои родители называют ее «райским уголком»: это тихая, красивая улочка с проселочной дорогой. В школу мой путь обычно лежит по тропинке, которая извивается вдоль ничем непримечательного бывшего водоема. Моя мама рассказала мне, что во времена ее детства здесь было красивое озеро Ак - Куль.

Я задумался об истории озера, о том с чего все начиналось, с какими проблемами столкнулся этот водоем. Ведь теперь некогда прекрасный оазис превратился в заросли камыша и заболоченный участок. К тому же, под кустами, на траве разбросан мусор: бумага, бутылки, полиэтиленовые пакеты. Можно ли все это исправить?

Чтобы ответить на эти вопросы, я осуществил исследовательскую работу: «Каким я вижу озеро Ак-Куль?»

Актуальность. Озера играют очень важную роль в создании радостного, доброго и яркого мира природы. А в жизни человека главным богатством озера является – пресная вода. К тому же, по словам моей прабабушки, из под Ак-Куля били ключи. Влияют озера и на рельеф. Но экологическая ситуация, и то ли нежелание, то ли бессилие людей, говорят об ухудшающейся обстановке.

Гипотеза: если я смогу внести вклад, пусть даже небольшой, в спасение озера Ак-Куль, то сколько же водоемов может спасти все человечество.

Поэтому я задался целью исследовать состояние заболоченного участка и поставил перед собой задачи:

1.изучить историю озера Ак-Куль;

2.исследовать разнообразие растительного и животного мира в бывшем озере и сравнить с нынешним участком;

3.оценить экологическое состояние нынешнего участка;

4.осознать значимость возрождения озера как источника жизни окружающего мира;

5.предложить макет возродившегося озера.

Проблема исследования: каким образом озеро обмелело и заболотилось и что будет способствовать его дальнейшему существованию.

Предмет исследования: экологическое состояние озера.

Практическая значимость: наши действия помогают возродить необычную и своеобразную красоту маленького озера на этой тихой улочке, так и вносят вклад в улучшении экологического состояния района.

 






Водоемы - богатство района

По территории района на протяжении 95 км протекает река Агидель, служащая северо-восточной границей Кармаскалинского района. В рекуБелая впадает река Сим.

Почти по середине района с юга на север протекает река Карламан, протяженностью 26 км, берущая свое начало у д. Карламанбаш. Она впадает в Белую на территории нашего района. На западе протекает река Уршак, а в юго-западной части района протекает река Узень.

В Кармаскалинском районе много озер. Всего насчитывается 17 крупных водоемов ( Линовая, Каракуль-1, Большой каракуль, Каракуль-2, Барауш, Урля-Урле, Сук-имен, Штан-куль, Карачаево, Каракуль-3, Каракуль-4, Старица «Маляш», Аксаковское,Кушкар, Малый Толпак, Большой Толпак, Кызылга). Среди них два озера объявлено памятниками природы Башкортостана. Это Киешки (Аксаковское) – находится около деревни Старые Киешки и Голубое озеро – находится между деревней Новомусино и селом Подлубово.

Около 80 лет назад мы имели сплошные зеркала воды( озера, реки). Берега рек были богаты растительным ( тростник, осока, тальник, ива, ольха, ива, тополь, черемуха, береза, осина, сосна ) и животным миром. Казалось, так будет всегда. Но стали мельчать реки и озера вплоть до исчезновения, уменьшилось количество рыб в водоемах.

Природные водные ресурсы использовались для перевозки продуктов и других товаров. Так же большое значение имеет антропогенный фактор: всеобщая распаханность территории, выпас стад, строительство промышленных комплексов и частных домов, которые нарушают естественную пройму рек.

О проблемах стали задумываться только тогда, когда малые реки практически обмелели: Карламан( в Кармаскалах ее называют Карламашка), Кармаскалинка, Уршак. Очень сильно страдает от влияния человечества гордость и красавица республики река Белая, которая тоже заметно обмельчала. Стала грязной вода и берега усеяны мусором.

Для решения проблемы водного баланса района предприняли ряд мер: строительство очистных сооружений в деревнях, очистка берегов рек, водоемов, благоустройство подземных источников, вынос животноводческих ферм и других хозяйственных объектов за пределы водных зон.

Когда у нас в Кармаскалах, буквально, исчезло озеро Ак-Куль, заговорили о попытках его очистки для возрождения.

 

 
































II. Экспериментальная часть

1.Опрос для сбора сведений об озере

Все сведения об истории озера Ак-Куль собраны из бесед с родителями, родными, близкими и соседями.

Примерно 90 лет назад Ак-Куль был полноводным водоемом с мягкой водой и прекраснейшими берегами. Под ним били родники, которые мои прадеды использовали для питья.

Около 30 лет назад это живописный, все еще полноводный водоем Кармаскалов, где водятся караси, но вода уже непригодна для питья. В озере купаются дети и взрослые, рядом плавают домашние утки и гуси, на берегу много местных рыбаков и просто отдыхающих. На прибрежной зоне вдоль тропинки растут береза, тополь. И лишь местами можно увидеть мусор, который обычно за собой убирали.

Лет 15 назад озеро начинает мельчать и к сегодняшнему дню это заросли камыша и заболоченный участок. (Приложение 1).

Почему же это произошло? Все видели, как к концу лета зацветают пруды и озера, особенно если это лето выдалось жарким. Скорей всего, водоросли отмирают, накапливаются. Постепенно этот слой становится таким большим, что заполняет все озеро, а если еще по разным антропогенным причинам нарушается приток подземных вод. Обычно этот процесс длительный, но так как влияние человека огромное, то он и должен помочь.

  1. Определение реакции почвенного раствора с участка водоема

На глубине от 0 до 5 см отобрали почву с участка водоема и тщательно перемешали. (Приложение 2). Затем из образцов удалили различные корни, камни, комки. Пробы почв поместили в стеклянную емкость.

Приготовили 10- процентный раствор хлорида калия. Затем к образцам добавили 10 мл раствора хлорида калия, перемешали, дали взвеси отстояться и опустили индикаторную бумагу. (Приложение 3).

Окраску индикаторной бумаги сравнил с тест полоской, принял значение рН, соответствующий ближайшему по окраске образцу шкалы.

Для природных вод значение рН составляет от 6 до 9. Изменения рН воды водоёма вызваны кислотными загрязнителями, попадающими в воду из воздуха, почвы, другого водоёма. Изменение рН воды сверх допустимых пределов создаёт среду, непригодную для существования большинства водных организмов, а также непригодную для хозяйственно – питьевых нужд.

3.Создание моего макета возродившегося озера

1. К сожалению, не сохранились какие-либо фотографии водоема. Я все время пытался представить себе озеро Ак-Куль, таким, каким оно было со слов моих родителей.

2. Тогда, я решил при помощи графического редактора Paint Tool SAI попробовать воспроизвести макет озера таким, каким его вижу я.(Приложение 4).

3. Мне бы хотелось, чтобы озеро возродилось и приносило радость.



















III. Выводы

  1. Водоемы, как и люди имеют свой жизненный цикл: тоже стареют, но в благоприятной экологической обстановке цикл занимает столетия. В данном случае, слишком большое и стремительное влияние человеческого фактора (строительство, бурение скважин), привело к тому, что озеро не справилось само.

  2. При определении реакции почвенного раствора с заболоченного участка значение рН составило 7. А для природных вод значение рН составляет от 6 до 9. Так же по моим наблюдениям летом показало, что на заболоченном участке живут комары, водомерки и слышится кваканье лягушек, что еще раз подтверждает хорошее экологическое состояние участка.

  3. Составляя макет будущего водоема, я не только осознал значимость возрождения озера как источника жизни окружающего мира, но и твердо уверился в том, что маленькая крупица моего вклада очень значительна для многих моих близких.

Рекомендации

1. Я хочу познакомить с результатами исследования своих одноклассников. Думаю, этот материал можно использовать на уроках окружающего мира. Ведь здесь затронута тема не только экология водных ресурсов, но и история и экологическая ситуация родного села.

2. Для более глубокого и тщательного изучения состояния подводных источников, необходимы геологические исследования. Но так как это дорогостоящие манипуляции, то можно призвать инвесторов и волонтеров.

Думаю, мы со своими друзьями и родителями, тоже сможем активно помочь при очистке прибрежной зоны возрождающегося водоема.

3. Можно провести конкурс на составление проекта будущего парка Ак-Куль.

Литература


  1.  Алексеев С. В. Практикум по экологии. М, АО МДС, 1996.

  2.  Ашихмина Т.А. Школьный экологический мониторинг, М: «Рандеву-АМ», 2000.

  3.  http:// megaobuchalka.ru/

4. httр:// ru.wikihpedia.org /












































Приложение 1

Нынешний водоем Ак-Куль

Приложение 2

Отбор почвы

Приложение 3

Определение реакции почвенногораствора



Приложение 4

Макет озера

9