МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЧУКОТКИ»
Направление Русский язык
«Орфоэпические ошибки в речи школьников»
Исследовательская работа
Выполнил: ученик 6 «А» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка Эгвекинот»
Бокша Кирилл Геннадьевич
Научныйруководитель: учитель русского языка и литературымуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка Эгвекинот»
Хорун Наталья Валентиновна
ГО Эгвекинот, 2024 год
| | |
2. | Основная часть | стр.1-8 |
3. | Заключение | стр. 8 |
4. | Библиографический список | стр. 8-9 |
5. | Приложение | стр. 9-10 |
| | |
| | |
| | |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
Следите за своей речью,
от неё зависит ваше будущее.
Вильям Шекспир
Правильное литературное произношение – один из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Ошибочное (неправильное) произношение затрудняет обмен информацией, так как слушатель отвлекается от содержания текста, который он слышит от собеседника. Роль хорошего произношения возросла в наше время. На уроке русского языка при изучении раздела «Орфоэпия» я пришел к выводу, что разговорная речь представляет собой своеобразную систему, существующую параллельно с книжной речью в пределах общенационального языка, что при произношении некоторых слов нужно обязательно учитывать орфоэпические правила. Я решил выяснить, почему мы, школьники, да и взрослые, допускаем ошибки в произношении слов, а также подробнее изучить нормы литературного ударения и произношения, без соблюдения которых не приходится говорить о речи грамотной в полном смысле слова.
1. Основная часть
Целью моего проекта является: выявление уровня нарушения орфоэпических норм в речи современных школьников и выяснение причин их орфоэпической неграмотности.
Для реализации поставленной цели я определил следующие задачи:
- расширить познания в области орфоэпии;
- выявить правила русского произношения;
-развить у школьников языковой вкус и чутье, неравнодушное отношение к небрежному, ненормированному произношению;
- провести мини-исследование по выявлению орфоэпических ошибок в речи школьников;
- создать орфоэпический мини-словарик со словами, постановка ударения в которых вызывает трудности.
На мой взгляд, актуальность данного проекта очевидна, потому что несоблюдение единых правил произношения (орфоэпических норм) может привести как к полной невозможности речевой коммуникации, так и к существенному ее затруднению. Также знание орфоэпических норм поможет при выполнении задания в ВПР и ЕГЭ.
Считается, что незнание орфоэпических правил свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека. Кроме того, единство произносительных норм поддерживается и орфографическими правилами, которые тем самым обеспечивают адекватное восприятие письменного текста.
Надеюсь, что моя работа будет полезной для многих.
Этапы подготовки и реализации проекта:
ЭТАП 1. Разработка проектного задания
1. Изучить теоретический материал по вопросам:
1) Что является предметом изучения орфоэпии?
2) Как сформировалось современное русское литературное произношение?
3) С чем связаны трудности русского ударения?
4) Основные особенности и допустимые литературной нормой варианты произношения отдельных грамматических форм.
2. Исследовательская работа; объект исследования: слушание сфиксированием внимания на фонетических особенностях звучащего слова в речи окружающих, анализ речи с позиций правильности-неправильности дикторов радио и телевидения.
3. Изучение орфоэпических словарей; подбор слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.
ЭТАП 2. Сбор и уточнение информации, анкетирование, консультации учителя.
ЭТАП 3. Осуществление результатов.
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе
ЭТАП 4. Защита проекта"Орфоэпические ошибки в речи школьников ".
Начиная работу над проектом, я обратился к научным источникам, чтобы уточнить значение слова «орфоэпия». Я выяснил, что орфоэпия– это правила образцового литературного произношения, что предметом изучения орфоэпии являются:
звуковые особенности речи (устная речь рассматривается не вообще, а только с точки зрения его соответствия современным литературным нормам);
правильное произношение звуков речи (гласных и согласных);
правильное произношение звукосочетаний;
правильное произношение отдельных слов и их форм
2) Как сформировалось современное русское литературное произношение?
Произносительные нормы русского языка сложились исторически. Это был длительный процесс. Современное русское литературное произношение
сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов).
Современные произносительные нормы складывались постепенно на базе вариантного столкновения произношения в разных территориальных диалектах, в разных социальных группах и частично в разных стилях. Здесь просматривается следующая ситуация: новое произношение вытесняет старое, но может быть, что и то и другое произношение сосуществуют параллельно достаточно длительное время.
Произносительные нормы по тем или иным причинам могут начать "расшатываться": возникают колебания произносительных норм, которые в случае приобретения ими массового характера приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем - к возникновению и укреплению новой произносительной нормы. Орфоэпия наряду с обязательными произносительными нормами в первую очередь изучает варианты произносительных норм, которые сосуществуют в языке в какой-то момент времени, когда старый (обусловленный историей) вариант произношения еще активно используется наряду с новым вариантом. Так, сочетание чнпроизносится как [чн] в словах цветочный, красочный, как [шн] в словах яичница, скучно, а вариативное произношение допускается (оба варианта - [чн] и [шн] - правильны) в словах булочная, прачечная, пряничный. При
этом вариант с произнесением этого сочетания как [шн] в настоящее время воспринимается как устаревший.
3) С чем связаны трудности русского ударения?
Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, — безударные.
В русском языке ударение свободное, т. е. оно не закреплено за определенным по счету слогом.
При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).
Большинство слов русского языка имеет одно ударение — основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение.
Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка.
Роль ударения в слове:
различает разные слова: мука — мука, замок — замок;
различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки — кружки;
различает формы одного слова: снега — снега, носите — носите.
Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. Для устранения ошибок необходимо обращаться к орфоэпическим словарям.
Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения. Ударение в русском языке динамическое (силовое), то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность - это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый - икОнопись, на второй - экспЕрт, на третий - жалюзИ, на четвертый - апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу. Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА - вОду, хожУ - хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.
Все эти особенности можно представить в виде таблицы.
Особенность | Пояснения | Примеры |
1. Разноместность | Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог) | на первый - иконопись, на второй - эксперт, на третий – жалюзи, на четвертый - апартаменты |
2. Подвижность | Может перемещаться при изменении слова | Вода - воды |
3. Вариантность (вариативность) | Наличие слов с разными вариантами ударения | Творог, одновременно, петля, камбала |
4.Стилистическая функция | Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению | Феномен (лит.) – феномен (разг.); прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.) |
5. Смыслоразличительная функция. Явление омографии. | Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл | Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый. |
4) Основные особенности и допустимые литературной нормой варианты произношения отдельных грамматических форм.
Как и в большинстве языков мира, гласные звуки в русском языке подразделяются на ударные и безударные, причём ударные гласные имеют наиболее отчетливое звучание. В безударном положении наблюдается менее чёткое произношение.
С ударениями в начальной форме слов можно справиться путём их запоминания (нужно чаще «читать» орфоэпические словари), для определения места ударения в производных формах слов (блúна или блинá) существуют свои правила:
1) У существительных женского рода 1-го склонения в большинстве форм косвенных падежей единственного числа ударение падает на окончание (веснóй – веснé – веснý, бронёй – бронé – бронú и т. д.), однако некоторые существительные женского рода с окончаниями на - а, - я в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение на основу (бóроду, гóру, дóску, зéмлю, зúму и др.), а в ряде слов возможны два варианта ударения: бóрону и боронý, рéку и рекý, кéту и кетý.
2) Некоторые существительные 3-го склонения при употреблении с предлогами в и на в значении обстоятельства произносятся с ударением на окончание (в горстú, в костú, в кровú, в ночú, в связú, в степú, в тенú, в честú, на грудú, на печú, на цепú и др.), другие предполагают два варианта ударения (на дверú и на двéри, в клетú и в клéти и др.).
Имена существительные 3-го склонения в форме родительного падежа множественного числа могут произноситься либо с ударением на основе, либо с ударением на окончании, а некоторые из них предполагают оба варианта ударения (см. примеры в таблице):
На основе | На окончании | Вариативность |
возвьíшенностей, глýпостей, дéрзостей, мéстностей, пáстей, пóчестей, прúбылей, прóповедей, прядей, прóрубей, рáдостей, шáлостей | горестéй, должностéй, жердéй, кистéй, крепостéй, лопастéй, мастéй, мелочéй, новостéй, областéй, очередéй, плетéй, плоскостéй, площадéй, повестéй, сетéй, ролéй, щелéй, скатертéй, стерлядéй, тростéй, четвертéй | óтраслей и отраслей, вéдомостей и ведомостéй |
3) Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени может быть разделена на три группы:
Ударение на основе во всех формах | Ударение на основе, кроме формы женского рода | Ударение на приставке, кроме формы ж. р. |
бить – бúл, бúла, бúло, бúли; по аналогии: брить, шить, дуть, жать, класть | брать – брáл, бралá, брáло, брáли; по аналогии: врать, гнать, дать (однако: дáло и далó), драть, звать, рвать, спать, быть, плыть, вить, жить, лить, пить, внять, снять, взять (однако: взяло и взялó) | донять – дóнял, донялá, дóняло, дóняли; по аналогии: замереть, занять, запереть, нанять, начать, отбыть |
Согласные звуки имеют больше особенностей (назовем основные):
а) согласный звук [г] в русском литературном языке чаще всего оглушается в звук [к] (например: «друг» - [друк]), однако в некоторых словах допускается произношение на месте оглушения звука [х]: «бог» - [бох], «господи» - [хоспад’и], в междометия – «ага» ([аха]), «угу» ([уху]) и т. п., но, как вы заметили, это происходит вовсе не обязательно в тех позициях, в которых для русского языка характерно оглушение;
б) согласные [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, а согласные [ч’],[щ’] – всегда мягкие;
в) звонкие согласные (кроме сонорных) на конце слов и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими (кроме сонорных и [в]) озвончаются;
г) в словах «скучно» - [скушна], «конечно» - [кан’эшна], «нарочно» - [нарошна] и др. буквосочетание «чн» произносится [шн];
д) буквосочетание «чт» произносится [шт] в словах «что» - [што], «чтобы» - [штобы], «ничто» - [н’ишто], но «чтение» - [ч’т’энийэ], «чтить» - [ч’т’ит’] и т. д.;
е) на стыке значащих частей слова, а также предлога с последующим словом звуки [с] и [ж], [з] и [ж] произносятся как долгий звук [ ж(___) ], а звуки [с] и [ш], [з] и [ш] как долгий глухой [ ш(___) ], например: «сжал» - [ж(____)ал], «с жиру» - [ж(____)ыру], «из жизни» - [иж(____)ыз’н’и]; «с шахматами» - [ш(___)ахматам’и], «из Шарана» - [иш(___)арана];
Образцом правильной постановки ударения в словах должны быть ведущие телевизионных программ. В течение месяца я внимательно следил за речью дикторов. Оказалось, что допускают ошибки в произношении слов и дикторы телевидения, и актеры, и ведущие различных программ.
Пример орфоэпических ошибок:
Ошибка: Нельзя считать христиАнином (Инга Юмашева, Утро России. Вести) Правильно: Нельзя считать христианИном
Ошибка: ОбеспечЕние (В. Кораблёва 1 канал Новости). Правильно: ОбеспЕчение.
Ошибка: НоворОжденная (Иван Федотов, Губернские новости). Правильно: НоворождЁнная
Ошибка: Увеличены минимальные отпускные и Оптовые цены ( Новости) Правильно: Увеличены минимальные отпускные и оптОвые цены
Ошибка: укрАинская кухня (Юлия Высоцкая, НТВ Едим дома) Правильно: украИнская кухня.
Ошибка: «квАртал» (Россия 24, «Вести», Петр Орлов) — «квартАл»,
Ошибка: «прОдали» (Россия 24, «Вести в 23:00», Дмитрий Щугалев) — «продАли»,
Ошибка: «никто такой гарантии нЕ дал» (Россия 24, «Вести«) — правильно «не дАл»
Не имея на слуху образцы, не заглядывая в орфоэпические словари, часто люди произносят слова неправильно.
На втором этапе работы над проектом мною было проведено анкетирование среди учеников нашего класса. Было задано три вопроса:
1. Чем вы объясните наличие двух произносительных вариантов в некоторых словах (с петлёй – с пЕтлей, творОг – твОрог, кулинАрия – кулинарИя, ржАветь – ржавЕть…)?
2. В чём трудность русского ударения?
3. Какую роль играет нормативное произношение в процессе общения людей?
В анкетировании приняли участие 26 человек. Проанализировав ответы, я пришел к выводу, что большинству учеников известно, что нарушение норм в области орфоэпии мешает правильному восприятию содержания высказывания, а вот, с чем связаны трудности правильной постановки ударения, как определить место ударения в формах различных частей речи, практически для всех остается загадкой. Поэтому я решил узнать это сам и рассказать другим.
Мы решили проверить, как современные школьники произносят слова, трудные с точки зрения постановки ударения. Были опрошены 30 обучающихся 5-9 классов МБОУ «СОШ п.Эгвекинот». Ниже приводится, какие слова были предложены ученикам, и сколько процентов детей произнесли их неправильно.
Свёкла – 31% | Звонит – 45% | Сливовый – 18% | Столяр – 6% |
Откупорить –38% | Оптовый – 44% | Красивее – 24% | Повторит – 6% |
Квартал – 14% | Банты – 53% | Включит – 47% | Обеспечение – 32% |
Жалюзи – 9% | Досуг – 6% | Торты – 31% | Щавель – 8% |
Как видно из проведённого исследования, ни одно из слов не было произнесено правильно всеми участниками опроса. Меньше всего затруднений вызвало слово «столяр», «досуг», а наиболее трудными с точки зрения правильной постановки ударения оказались слова «включит», «кралась», «оптовый», «откупорить».
3. Заключение.
Можно сделать вывод, что правильное произношение слов является актуальной проблемой современного русского языка. Часто слова произносят так, чтобы было удобнее, а не правильнее.
Причём, как было выявлено в ходе проекта, обучающиеся редко обращаются к словарям вне уроков.
Итоги работы над проектом:
1.Я усвоил значение понятия "орфоэпия", познакомился с колебаниями в ударении, с некоторыми правилами орфоэпии и с орфоэпическими словарями.
2.Составил подборку слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.
3. Сделал мини- словарик «Произноси правильно» (орфоэпический)
4. Библиографический список:
1. Агеенко Ф. Л. «Словарь ударений русского языка: Около 76000 словарных единиц» / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. - М. : Русский язык, 1993г.
2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! : Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник / Л.А.Вербицкая, Н.В.Богданова, Г.Н.Скляревская5-е изд.С-Пб : Филолог. факультет СПбГУ, 2003г.
3. Воронцова Л.В. «Русское литературное ударениеXVIII — XX вв: Формы словоизменения», М. 1979г.
4. Горбачевич К. С. «Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов», СПб. , 2000г.
5. Интернет-ресурсы.
6. Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. «Словарь трудностей русского произношения. 2-е изд., стереотип», М.: Рус. яз., 2001г.
7. Розенталь Д.Э. «Говорите и пишите по-русски правильно», М.:Айрис-пресс, 2007г.
8. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова, М., 1983; 4-е изд., стер. М., 1988г.
9. Словарь русского языка [Текст] : около 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : Оникс : Мир и образование, 2007г.
5. Приложение
1. Словарь-минимум. Запомните ударение в словах.
На 1-м слоге | На 2-м слоге | На 3-м слоге | На корне | На окончании |
Верба | Досуг | Договор | Сливовый | Хитра |
Банты | Недуг | Апостроф | Рыбина | Добра |
Гербовый | Квартал | Каталог | Соломина | Ловка |
Пихта | Кормящий | Несказанно | Горошина | Брала |
Кухонный | Крапива | Холоднее | Картофелина | Взяла |
Свёкла | Столяр | Мизантроп | ВодопровОд | Приняла |
Начал | Маляр | Документ | ГазопровОд | Взята |
Понял | Корысть | Поделённый | ПутепровОд | Занята |
Мельком | Поминки | Паралич | Шарфы | Принята |
Иконопись | Красивее | Временщик | Порты | Включит |
Принял | Цыган | Баловать | Грунты | Звонит |
Сваты | Ворота | Агрономия | Возрасты | Кузова |
Насмерть | Дремота | Информировать | Корпусы | Вороха |
Тотчас | Завидно | Искони | БухгАлтеров | Фронты |
Черпать | Брелоки | Диспансер | Торты | Штабы |
Пахота | Сорит | Жалюзи | Клала | Хутора |
Средства | Заплесневеть | Километр | Наверх | Нажита |
Отрочество | Закупорить | Мозаичный | Нарост | Окружит |
Статуя | Приданое | Прозорлива | СирОты | Одолжит |
2. Стихотворения, чтобы запомнить трудные ударения.
1) Долго ели тОрты —
Не налезли шоОрты!
2) Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзиИ.
3) Как у нашей Марфы
Есть в полоску ша́рфы!
4) Тяжела была работа –
В теле всём ломОта.
5) Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
3. Рифмующиеся слова
Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.
договор – приговор – разговор
каталог – диалог – некролог
шофёр – монтёр
облегчить – полечить
звонит – говорит
столяр – маляр
документ – инструмент – медикамент
портфель – щавель
средства для детства.
4. Наличие двух произносительных вариантов в некоторых словах.
С петлёй – с пЕтлей
творОг – твОрог
кулинАрия – кулинарИя
ржАветь – ржавЕть
заИндеветь – заиндевЕть
кАмбала и (разг.)камбалА
кИрзовый и (разг.)кирзОвый