СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Нацизм-прошлое и настоящее"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Нацизм-прошлое и настоящее"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛОСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ







«НАЦИЗМ - ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ…»





Выполнил:

ученик 9 класса,

Киселев Егор Олегович,

Руководитель проекта:

Исаченкова Мария Владимировна,

учитель истории и обществознания













2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. НАЦИЗМ И ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ФАШИЗМА 5

2 УЖАС ВОЙНЫ  12

3. СТРАШНЫЕ ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАЦИСТОВ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ……………………………………..........................................................13

4. НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС………………………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

ПРИЛОЖЕНИЯ































ВВЕДЕНИЕ

Нацизм — это болезнь, которой мир переболел в прошлом веке, но нацисты живы до сих пор и исповедуют ту, же ущербную идеологию, но уже под названием неонацизм, национализм и много ещё разных названий. Расизм, национализм, нацизм, фашизм, антисемитизм какими словами не называй, всё равно ведёт к геноциду, холокосту.

Мы с удовольствием слушаем украинские песни, смотрим с восторгом на исполнителей кавказкой лезгинки, а как вкусны фрукты, выращенные заботливыми руками узбеков, таджиков.… Все народы должны быть равны в своих правах, иметь право на самоопределение, автономию.

Всего 75 лет назад мир захлестнула сокрушительная война, но уже сегодня последователи Гитлера заявляют о своих претензиях на политический олимп. Они пытаются прорваться в парламенты и кабинеты министров под видом националистов, утверждая, что на самом деле оберегают интересы народа. Есть ли у нас право на повторения войны, от которой вновь вздрогнет всё человечество.

«…Чтобы в корне задушить недовольство русских, и чтобы утвердить авторитет окружающих властей, необходимо по первому же поводу применять самые жестокие меры. Например, искуплением за жизнь одного немецкого солдата должна служить смертная казнь пятидесяти коммунистов. Способ казни должен увеличить степень устрашающего воздействия. Войска имеют право и обязаны применять в этой войне любые средства, без ограничения, так же – против женщин и детей, если только это способствует успеху».

Предписание фюрера германской армии от 16 сентября 1941 года:

Эту мысль развил и восполнил Генрих Гиммлер в 1942 году: «Мы хотим добиться того, чтобы на Востоке жил народ чисто НЕМЕЦКОГО происхождения». 

Нацизм несёт расовую дискриминацию, идею превосходство одного народа над другими.

АКТУАЛЬНОСТЬ: в последнее время на разных континентах можно наблюдать реставрацию и ревизию националистических идей. И в качестве примеров можно назвать стремление молодёжи вступить в ряды чистильщиков нации, например, таких как скинхеды. Нацисты очень обострили ситуацию в Украине и странах Прибалтики. Холокост продолжается и сегодня.

ЦЕЛЬ: Показать опасность идей нацизма для общества в прошлом и настоящем. Изучение трагических страниц истории Великой Отечественной войны, воспитание у подрастающего поколения активной гражданской позиции и ненависти к нацизму.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: если уроки нацистской политики усвоят сегодня, то в будущем это поможет избежать искуса, использовать методы человекоубийства для решения различных сложных проблем, избежать роста этнической и религиозной нетерпимости, признаки которой отчётливо видны в современном мире.

ЗАДАЧИ:

  • Выяснить, что такое нацизм.

  • Выяснить, насколько популярны идеи нацизма на Западе и в России в 21 веке.

  • На конкретных примерах из истории Великой Отечественной войны показать воплощение идей нацизма.

  • Выяснить каково число невинно погибших.

МЕТОДЫ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД 

  • изучение архивных материалов;

  • воспоминания ветерана Великой Отечественной войны;

 






























1. НАЦИЗМ И ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ФАШИЗМА

В современном обществе часто путают термины «национализм» и «фашизм». Однако это совсем не верно (смотреть приложение №1). Эти два понятия были объединены в годы Великой Отечественной войны в СССР. В Советском Союзе национал-социалистов стали называть «фашистами», что вызвало недоумение у многих пленных немцев.

На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга.

В теории нацизма расовая принадлежность является принципиальной. Враг определяется в соответствии с его национальностью. Утверждается невозможность его переубеждения и воспитания, требуется только полное физическое устранение. В фашизме ничего подобного не было. Во времена Третьего Рейха нацисты серьёзно конфликтовали с Церковью, в то же время в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции. Нацисты были по сути своей язычниками и мистиками.

Фашизм – идеология, политическая система, основой которой является тотальное подчинение личности гражданина социуму. Власть фашистского государства на своей территории поистине безгранична.

Характерные черты фашизма:

  • Культ личности правителя страны.

  • Однопартийная управленческая система.

  • Пропаганда превосходства одной из наций над остальными народностями.

Фашизм зародился в Италии во времена правления Бенито Муссолини. Символ фашистской идеологии – древнеримская фасция, атрибут власти высших магистратов времён означенной республики. Она украшала флаг Италии времён Муссолини. Также данная идеология имела место в истории Бразилии, Румынии, Португалии и других государств.

Нацизм, или национал-социализм – соединение социалистического государства с пропагандой националистических взглядов. Такое государство формирует правительство с крайне правыми политическими взглядами. Впоследствии правящая элита страны крайне враждебно относится и к другим народам, и к конкурентам за место у «кормушки» власти.

Чистейшей воды нацизм имел место только в одной стране – Германии во времена Третьего Рейха. Символом нацизма являлась свастика, которая у древних ассоциировалась с жизнью и солнцем. Она присутствовала на флаге и гербе Германии. Кроме того, нацистские власти вовсю эксплуатировали символ креста. Он изображался на военной технике, был знаком Вермахта. Сегодня рассматриваемая идеология признана незаконной мировым содружеством.

Обе идеологии знамениты своим наплевательским отношением к человеку. И для фашистов, и для нацистов отдельно взятый гражданин – не что иное, как расходный материал. Если понадобится, пушечное мясо. Несмотря на такую схожесть во мнениях, оценки роли наций в истории у проповедников рассматриваемых политических систем в значительной мере отличны.

В нацистской доктрине чётко прописывается неоспоримое превосходство одной нации над другими. Все народы, кроме носителя означенной идеологии, считаются второсортными, недоразвитыми, «грязными». Фашистская картина мира, напротив, не отрицает возможность межгосударственного сотрудничества. С любыми странами, со всеми народами.

 2. УЖАС ВОЙНЫ 

22 июня 1941 года 4 ч. утра - начало наступления немецких войск. В боевые действия вступили 153 немецких дивизий, 3712 танков и 4950 боевых самолётов. Силы противника в несколько раз превосходили силы Красной Армии, как в численности, так и в оснащении боевой техникой.

22 июня 1941 года 3 ч. 30 мин. утра - налёты немецкой авиации на города Белоруссии, Украины, Прибалтики.

Началась Великая Отечественная война. Тогда ещё никто не знал, что в историю человечества она войдёт как самая кровопролитная. Никто не догадывался, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие испытания, пройти и победить. Избавить мир от фашизма, показав всем, что дух солдата Красной Армии не дано сломить захватчикам. Никто и предположить не мог, что названия городов-героев станут известны всему миру, что Сталинград станет символом стойкости наших людей, Ленинград — символом мужества, Брест — символом отваги. Что, наравне с мужчинами-воинами, землю от фашистки чумы, геройски станут защищать старики, женщины и дети.

И мы обязаны помнить тех людей, о которых не написаны книги. Которых не называют торжественно героями, но которые волею судьбы оказались в самой гуще кровопролитных событий. Концентрационные лагеря, специально оборудованные места превентивного заключения для противников нацистского режима. Были известны жестоким обращением с узниками и нечеловеческими условиями их содержания.

 3. СТРАШНЫЕ ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАЦИСТОВ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Концлагеря фашистской Германии располагались по всей стране и служили разным целям. Они занимали сотни гектаров земли и приносили ощутимый доход в экономику страны. К началу Второй мировой войны система концлагерей в фашистской Германии была уже хорошо отлажена. Фашисты не были изобретателями этого способа борьбы с большими массами людей. Первые концлагеря появились на базе старых заброшенных казарм и заводских цехов. Но к началу Великой Отечественной войны их уже возводили на любом открытом месте, удобном для транспортировки туда узников.

Общее количество концентрационных лагерей, их филиалов, тюрем, гетто в оккупированных странах Европы и в самой Германии, где в тяжелейших условиях содержались и уничтожались различными методами и средствами люди - 14 033 пункта. (Смотреть приложение №2)

В начале нашего исследования мы решили разобраться, что означает понятие «концентрационный лагерь».

Концентрационный лагерь (сокращённо концлагерь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:

  • военнопленных различных войн и конфликтов;

  • политических заключённых при некоторых диктаторских и тоталитарных режимах правления;

  • заложников, обычно во время гражданских войн или оккупации;

иных лиц, лишённых свободы (как правило, во внесудебном порядке).

Концлагеря фашистов печально прославились нечеловеческой жестокостью к узникам и невозможными условиями содержания. Появляться эти места заключения стали ещё до прихода Гитлера к власти, и уже тогда делились на женские, мужские и детские. Содержались там, в основном, евреи и противники нацистского строя.

На территориях Германии, союзных и захваченных стран создавались фашистские концлагеря.

Список их немал, но назовём основные: На территории Германии – Галле, Бухенвальд, Котбус, Дюссельдорф, Шлибен, Равенсбрюк, Эссе, Мюлуз; Польши – Майданек, Красник, Радом, Освенцим, Пшемысль; Литвы – Димитравас, Алитус, Каунас; Чехословакии – Кунта-гора, Натра, Глинско; Эстонии – Пиркуль, Пярну, Клоога; Беларуси – Минск, Барановичи; Латвии - Саласпилс. И это далеко не полный список всех концентрационных лагерей, что были построены фашистской Германией в довоенные и военные годы.

Унижения и издевательства для заключённых начинались уже с момента транспортировки. Людей перевозили в товарных вагонах, где не было даже проточной воды и отгороженного отхожего места. Естественную нужду узники должны были справлять публично, в бак, стоящий посреди вагона. Но это было только начало, множество издевательств и мучений готовили для неугодных нацистскому режиму концлагеря фашистов. Пытки женщин и детей, медицинские эксперименты, бесцельная изнуряющая работа – вот далеко не весь перечень.

Наша с вами землячка Кумерданк Зоя Кузьминична испытала на себе все ужасы фашистских лагерей и как никто знакома с истинным лицом войны. (Смотреть приложение №3)

Подобными издевательствами прославились все фашистские концлагеря.

«Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган. Для этого они оснащались душегубками, газовыми камерами и др. средствами массового истребления людей, крематориями».

Были даже специальные лагеря смерти (уничтожения), где ликвидация узников шла непрерывным и ускоренным темпом. Эти лагеря проектировались и строились не как места заключения, а как фабрики смерти. Предполагалось, что в этих лагерях обречённые на смерть люди должны были проводить буквально несколько часов. В таких лагерях был построен отлаженный конвейер, превращавший в пепел по нескольку тысяч человек в сутки. К ним относятся Майданек, Освенцим, Треблинка и другие.

Но был один Саласпилс, можно сказать, самый страшный концлагерь фашистов, потому что, кроме военнопленных и евреев, в нем содержали и детей. Располагался он на территории оккупированной Латвии и был центральным восточным лагерем. Находился недалеко от Риги и функционировал с 1941 (сентябрь) по 1944 год (лето). Детей в этом лагере не только содержали отдельно от взрослых и массово уничтожали, а использовали как доноров крови для немецких солдат. Каждый день у всех детей забирали около полулитра крови, что приводило к быстрой гибели доноров. Саласпилс не был похож на Освенцим или Майданек (лагеря уничтожения), где людей сгоняли в газовые камеры, а затем сжигали их трупы. Он был направлен на медицинские исследования, в ходе которых погибло более 100 000 людей. Саласпилс был не такой, как другие концлагеря фашистов. Пытки детей здесь были обыкновенным делом, которое проходило по расписанию с тщательной записью результатов.

 Показания свидетелей и результаты расследований выявили следующие способы истребления людей в лагере Саласпилс: избиение, голод, отравление мышьяком, впрыскивание опасных веществ (чаще всего детям), проведение хирургических операций без обезболивающих, выкачивание крови (только у детей), расстрелы, пытки, бесполезный тяжёлый труд (перенос камней с места на место), газовые камеры, закапывание заживо. 

В целях экономии боеприпасов уставом лагеря было предписано убивать детей только прикладами. Зверства фашистов в концлагерях превзошли все, что видело человечество в Новом времени. Подобное отношение к людям не может быть оправдано, потому что нарушает все мыслимые и немыслимые моральные заповеди. Дети недолго оставались с матерями, обычно их быстро забирали и распределяли. Так, дети до шестилетнего возраста находились в специальном бараке, где их заражали корью. Но не лечили, а усугубляли заболевание, например, купанием, отчего дети гибли за 3 – 4 дня. Таким способом немцы умертвили более 3 000 человек в течение одного года. Тела умерших частью сжигали, а частью закапывали на территории лагеря. В Акте Нюрнбергского процесса «об истреблении детей» приводились следующие числа: при раскопке только пятой части территории концлагеря было обнаружено 633 детских тела в возрасте от 5 до 9 лет, расположенных слоями; также была найдена площадка, пропитанная маслянистым веществом, где были найдёт останки несгоревших детских костей (зубы, ребра, суставы и т.д.) Саласпилс поистине самый страшный концлагерь фашистов, потому что описанные выше зверства – далеко не все мучения, которым подвергались заключённые. Так, зимой привезённых детей босыми и голыми гнали до барака полкилометра, где они должны были вымыться в ледяной воде. После этого тем же способом гнали детей в следующее здание, где их держали в холоде по 5-6 дней. При этом возраст старшего ребёнка не достигал даже 12 лет. Все, кто выжил после этой процедуры, подвергались ещё и травлению мышьяком. Детей грудного возраста держали отдельно, проводили им впрыскивания, от которых ребёнок в мучениях погибал за несколько дней. Давали кофе и отравленные каши. От экспериментов в день умирало около 150 детей. Тела погибших выносились в больших корзинах и сжигались, сбрасывались в выгребные ямы или были закопаны недалеко от лагеря.

4. НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС

Из 18 млн. граждан, прошедших через лагеря различного назначения, уничтожено более 11 млн. человек.

Система концентрационных лагерей в Германии была ликвидирована вместе с разгромом гитлеризма, осуждена в приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге как преступление против человечности.

Процесс проходил в зале заседаний №600 Дворца правосудия Нюрнберга. Он начался 20 ноября 1945 года и продолжался около 11 месяцев. Состоялось 403 открытых судебных заседания. Было допрошено в общей сложности 360 свидетелей и рассмотрено порядка 200 тыс. письменных показаний. (Смотреть приложение №4)

Всего суду были преданы 24 государственных и военных деятеля гитлеровской Германии. Они обвинялись в преступлениях, определенных уставом трибунала, а также "в участии в создании и осуществлении общего плана для их совершения".

В процессе участвовали 27 адвокатов, которым помогали 54 ассистента и 67 секретарей. Им были предоставлены отдельная комната для работы и библиотека.

Оглашение приговора длилось с 30 сентября по 1 октября 1946 года.

Приговор был вынесен в отношении 22 подсудимых

12 человек были приговорены к смертной казни через повешение.

В ночь на 16 октября 1946 года 10 нацистских лидеров были казнены в здании Нюрнбергской тюрьмы.

Трое подсудимых были приговорены к пожизненному заключению.

Свою вину не признал ни один из обвиняемых на этом процессе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Война.… Сколько горя она приносит всему человечеству, всему живому! Во время Второй мировой войны погибло во много раз больше людей, чем за все предыдущие войны, вместе взятые. Только народ нашей страны потерял убитыми около 30 миллионов человек. Жестокость нацизма, они не жалели никого, даже детей.

Концентрационные лагеря остаются впечатляющими символами бесчеловечности, которую люди способны проявлять по отношению к своим собратьям — таким же человеческим существам.

Нацисты и философия нацистов предрекали закат миру, Европе. Люди остались людьми, они не приняли морали и законов нацизма, борясь с ними всеми способами.

Глубокая вера в победу над фашизмом помогала людям бороться и побеждать даже за колючей проволокой гитлеровских концентрационных лагерей и тюрем.

Подрастающее поколение должно знать и помнить, какою ценой завоёвано счастье мирной жизни на Земле.

Надеемся, данная исследовательская работа для кого-то послужит поводом для глубоких размышлений и сострадания, источником новых знаний.  Каждый человек сегодня обязан перед своей совестью, перед своим сыном и своей матерью, перед родиной и перед человечеством во всю силу своей души и своего ума ответить на вопрос: что родило расизм, что нужно, чтобы нацизм, фашизм, гитлеризм не воскрес никогда, ни по эту, ни по ту сторону океана, никогда, во веки веков!

После того как мы провели анкетирование мы поняли, что судьбы узников концлагерей очень поучительны для нас и сегодня. Они учат нас целеустремлённости, настойчивости, трудолюбию.

Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории взывают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизма. (Смотреть приложение № 5)

Задача молодого поколения знать о том, что неофашизм поднимает голову и пробует прочно встать на ноги. Казалось бы, после такой прививки, как Вторая мировая война, бациллы фашизма должны навсегда исчезнуть. Однако они не только благополучно перенесли шок, но и серьёзно мутировали, приспособившись к новым для себя условиям. Угроза новой коричневой чумы сегодня настолько велика, что антифашистские организации европейских стран серьёзно обеспокоены тенденциями и скоростью её распространения. Антинацистская резолюция представляется каждый год Россией в ООН (Организация Объединённых Наций). Третий комитет Генассамблеи ООН 7 октября 2019 года принял российский проект резолюции о борьбе с "героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, способствующими эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости". По уже сложившейся традиции против выступают две страны Украина и США. За документ голосовала 121 страна, 55 воздержались.

Итог:

  • в результате исследовательской работы был изучен и накоплен материал по теме;

  • подготовлены стенды, посвящённые преступлениям нацизма;

  • найдены ответы на поставленные вопросы;

  • проведена и проанализирована анкета;




































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архивные источники

  2. Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах - 2014 г.

  3. История второй мировой войны. 1939-1945. В 12 томах. М., 1960-1965 гг.

  4. История второй мировой войны. 1939-1945. В 10 томах. М., 1960-1965 гг.

  5. Брицкий П.П. Интернациональный характер антифашистского сопротивления в гитлеровских концентрационных лагерях (Бухенвальд, Маутхаузен, Миттельбау-Дора) 1917 г.

  6. Дембицкий Н.П. Советские военнопленные в годы Великой Отечественной войны. 2016 г.

Интернет источники:

  1. https://pamyat-naroda.ru

  2. http://portal.rusarchives.ru

  3. http://militera.lib.ru

  4. https://search.rsl.ru

  5. http://www.kremlin.ru

  6. https://biblio-online.ru

  7. https://search.rsl.ru































Приложение №1

(Различие нацизма и фашизма таблица)

Фашизм

Нацизм

Государство создает нацию, в целом все в государстве и ничего против него

Нация первична, а государство – средство ее сохранения, от него можно оказаться

Отсутствие

Расовая теория, антисемитизм

Корпоративизм

Государственно-монополистический капитализм

Поддержка традиционной религии, как правило, католичества

Гонения на верующих и атеистов, оккультизм, элементы язычества





























Приложение №2

(Расположение концлагерей фашистской Германии)



































Приложение №3

(Из воспоминаний Зои Кузьминичны Кумерданк)







































Приложение №4

(Нюрнбергский процесс)



















Приложение №5

(Анкета)

ПРИЛОЖЕНИЯ

АНКЕТА - ОПРОСНИК

«ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…»

О фашистских концентрационных лагерях

  1. Знаком ли Вам термин «Концентрационный лагерь»

Да Нет

  1. Ваше отношение к возникновению фашистских концлагерей

Положительное Отрицательное

  1. Вам известно, как фашисты издевались над узниками концлагерей

Да Нет

  1. Ваше отношение к медицинским экспериментам, проводившимся над узниками

Положительное

Отрицательное

Нейтральное

  1. Слышали ли о концлагере Освенцим?

Да Нет

  1. Знаете ли Вы где располагался лагерь смерти Саласпилс?

______________________________________________

  1. Чем Саласпилс отличался от других фашистских концлагерей?

______________________________________________________________________________________________

  1. Какое отношение к бывшим узникам концлагерей в близком Вам окружении

Знают о них

Не знают ничего о бывших узниках

Игнорируют эти сведения

Анализ результатов социологического опроса (анкетирования)

Отсюда можно сделать вывод, что знания о бывших узниках очень краткие и поверхностные, в основном, из-за недостатка информации. Подростки слишком далеки от проблемы, даже изучив события 1941-1945гг. на уроках истории. Результаты анкетирования еще раз подчеркивают актуальность рассматриваемой темы.