22
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
с углубленным изучением отдельных предметов
Темы работы:
«Олимпийское движение как фактор формирования здорового образа жизни и физической подготовленности обучающихся»
Автор: Акусок Кристина Сергеевна
ученица 10 «Б» класса
МОАУ СОШ № 11
Руководитель исследовательской работы:
Шашкина Вера Павловна
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МОАУ СОШ № 11
г. Благовещенск
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Олимпийское движение …………………………….....................................7
2. Формирование мотивации обучающихся к самостоятельным занятиям спортом………………………………………………………………………….9
3. Развитие физической подготовленности школьников …………………....10
4. Практическая работа………………………………………………………....10
Заключение…………………………………………………………………........14
Литература…………………………………………………………………...…..15
Приложение № 1. ………………………………………………….…………....16
Приложение № 2. ………………………………………..………………….…..18
Приложение № 3. ………………………………………………………….…....19
Введение
«Нет ничего благороднее солнца,
Дающего столько света и тепла.
Так и люди прославляют те состязания,
Величественнее которых нет ничего,
- Олимпийские игры»
Пиндара
На 119 сессии МОК в Гватемале президент России В.В. Путин представил заявку в Сочи на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года.
Он связал это с тем, что Россия всегда была страной пропагандирующей здоровый образ жизни и высоких спортивных результатов.
Город Сочи – это именно то уникальное место, где по словам Путина должны пройти зимние Олимпийские игры 2014г. Этот город славится не только красивыми горными местностями, но и красотой природы, а также создает дух античных игр древности, т.к. древние греки жили как раз в окрестностях нынешнего Сочи.
Миллионы россиян объединяет олимпийская мечта. Наши спортсмены стали победителями многих соревнований и внесли огромный вклад в олимпийское движение.
Олимпийское движение является средством развития физических и моральных качеств, которые воспитывают молодёжь в духе лучшего взаимопонимания и дружбы, способствуют укреплению мира во всём мире; широко пропагандируют олимпийские принципы создания доброй воли между людьми; объединяют спортсменов всех континентов развивая дружеские отношения.
Сегодня мы слышим лишь призывы быть здоровым, а социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья молодежи, увеличении веса, обострении сердечно - сосудистых заболеваний, хронических и инфекционных заболеваний. Повышение уровня научно-технического прогресса стало причиной хронического «двигательного голода» среди подрастающего поколения.
В последнее время многие ученые и педагоги обращают внимание на необходимость существенного повышения доли информационной, разъяснительной работы на уроках физической культуры, все более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые для этих целей — «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний», «олимпийские часы», различные методические материалы, включая кино и видеофильмы направленные на разъяснение и пропаганду идей олимпизма.
Мы считаем, что работа, пропагандирующая Олимпийское движение, направленное на повышение мотивации обучающихся к самостоятельным занятиям спортом является направляющим звеном по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения, а основным фактором сохранения здоровья детей станет физическая активность, которая влияет на деятельность, благосостояние общества, ценностные ориентации их поведения. Данная работа имеют ярко выраженную гуманистическую направленность, выдвигая на передний план интересы, потребности, личность человека и человеческие отношения. Она призвана обеспечить целостное позитивное воздействие спортивной деятельности в интеграции с другими видами творческой деятельности на личность и человеческие отношения и тем самым содействовать решению широкого круга задач применительно к подрастающему поколению.
Молодежи свойственен поиск своего места в жизни, формирование установки на сознательное построение собственной жизни, ее планирование, включение в разнообразные практические виды жизнедеятельности. Но подрастающему поколению необходимо помогать и направлять их на правильный путь, повышая их интерес к формированию здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью.
Исходя из этого была выбрана тема нашего исследования «Олимпийское движение как фактор формирования здорового образа жизни и физической подготовленности обучающихся»
Объект исследования – процесс формирования мотивации обучающихся к самостоятельным занятиям спортом через знания об Олимпийском движении.
Предмет исследования – Олимпийское движение как фактор формирования здорового образа жизни и физической подготовленности обучающихся.
Цель исследования – формирование здорового образа жизни и физической подготовленности обучающихся через знания об Олимпийском движении.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Рассмотреть историю Олимпийского движения.
Выявить отношение обучающихся к Олимпийскому движению и к олимпийским играм.
Определить мотивацию обучающихся к самостоятельным занятиям и достижения высоких спортивных результатов.
Определить физическую подготовленность обучающихся.
Определить уровень сплочения детского коллектива.
Были проведены классные часы в экспериментальных классах по теме «Олимпийское движение», виды Олимпийских игр, развитие Олимпийского движения в мире, участие Российских спортсменов в Олимпиадах, анкетирование среди обучающихся.
Гипотеза: если обучающиеся будут владеть достаточными знаниями об Олимпийском движении, то:
увеличиваться мотивация обучающихся к самостоятельным занятиям и к достижениям высоких спортивных результатов, через занятия в спортивных секциях, кружках по интересам;
увеличится физическая подготовленность обучающихся;
будет формироваться высокий уровень сплоченности детского коллектива;
обучающиеся станут относиться к собственному здоровью как к важнейшей ценности, данной им природой;
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы.
Диагностические (анкетирование).
Соцопрос через интернет (сайт школы № 11).
Методы математической и статистической обработки экспериментальных данных.
1. Олимпийское движение
Изучая литературные источники мы узнали, что олимпийские игры - крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.
Современное Олимпийское движение имеет большое социальное значение, способствует установлению связей между спортивными организациями различных стран. В этом социально, политически и идеологически сложном общественном движении основополагающими являются такие прогрессивные олимпийские принципы, как недопустимость политической, расовой и религиозной дискриминации в спорте, признание суверенитета и равноправия национальных спортивных организаций, невмешательство в их внутреннюю жизнь, демократические основы организации движения, участие в борьбе за достижение всеобщего мира. Неуклонное соблюдение этих принципов - главное условие, обеспечивающее единство Олимпийского движения, прогресс Олимпийских игр.
Олимпийское движение объединяет миллионы спортсменов, независимо от их политических и религиозных взглядов, расовой принадлежности. Борьба за претворение в жизнь прогрессивных Олимпийских принципов выражает общедемократическую сущность Олимпийского движения. Идея мирных спортивных состязаний молодёжи, международное сотрудничество, достижение взаимопонимания и дружбы между народами находят своё конкретное выражение в Олимпийских играх.
Олимпийское движение и политический протест - диалектически связанные между собой явления. Акты демонстративного публичного политического протеста в ходе подготовки или проведения очередных Олимпийских игр неизбежно привлекают внимание мирового общественного мнения и изменяют политическую повестку дня. Поэтому такие протесты служат действенным, хоть и далеко не всегда конвенциональным, инструментом постановки перед властью и обществом тех или иных актуальных, по мнению организаторов протеста, проблем. Современные Олимпийские игры – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые четыре года.
Концепция современного Олимпизма принадлежит французскому общественному деятелю, историку и литератору, барону Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 г. в Париже состоялся Международный атлетический конгресс, на котором было принято решение об организации Игр по образцу античных и о создании Международного олимпийского комитета (МОК).
Существуют Летние Олимпийские игры и Зимние Олимпийские игры. Летние Олимпийские игры проводились каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением лет, пришедших на мировые войны. В 1924 оду были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 года время проведения Зимних Олимпийских игр, сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.
Современные Олимпийские Игры имеют свои особенности и традиции.
Многие традиционные элементы сопровождают церемонию открытия Олимпийских игр. Церемонии эти обычно начинаются с поднятием флага принимающей страны и исполнения национального гимна. Традиционная часть действа начинается с парада народов, в течение которого большинство атлетов маршируют по стадиону, страна за страной. Один почетный спортсмен от каждой страны держит флаг своего народа, ведя за собой группу атлетов своей страны.
2. Формирование мотивации обучающихся к самостоятельным занятиям спортом.
По определению К.К. Платонова, мотивация - совокупность мотивов, побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива.
Мотивационная сфера обучающихся способна руководствоваться в своем нравственном поведении теми требованиями, которые они сами к себе предъявляют, и теми задачами и целями, которые перед собой ставят.
У детей интерес к чему-либо часто приобретает характер увлечения. Увлечения ребенка сильные и часто сменяют друг друга, но иногда принимают «запойный» характер; как правило, они не связаны с учебной деятельностью. Некоторые из этих увлечений могут способствовать развитию личности подростков, так как удовлетворяют их познавательную потребность, способствуют формированию полезных навыков.
Мотивация ребенка формируется с помощью разнообразных форм работы и предусматривает три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое.
Первое решает задачи формирование знаний об Олимпийских играх, истории Олимпийского движения, гуманистических ценностей спорта и т.д.
Второе обеспечивает формирование потребности в физкультурно – спортивной деятельности, развивает интерес к спорту и т.д.
Третье способствует практическому освоению принципов и ценностей олимпизма путем активного привлечения детей к самостоятельным занятиям спортом через кружковую и секционную деятельность.
3. Развитие физической подготовленности школьников
В Древней Греции и в Древнем Риме различались типы, имелись разработанные методики развития физических качеств (поднятие груза в различных положениях туловища, бег в воде на различной глубине и т.п.).
В настоящее время целевые установки физической культуры в большей степени переориентированы на то, что она должна быть направлена, прежде всего, на решение оздоровительных задач школьников. На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.
Под «физическим совершенством», понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность.
Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности - это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие строки при наименьших затратах сил.
Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, т.к. в этих движениях участвуют одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов
В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность (развитие двигательных навыков и физических качеств)
4.Практическая работа
С целью выявления знаний обучающихся по Олимпийскому движению нами было проведено анкетирование среди обучающихся экспериментально й и контрольной группы. Показатели знаний обучающихся сравнили со знаниями общественности через интернет опрос
Группа | До эксперимента % | После эксперимента, % | Разница в единицах |
В ед. |
Экспериментальная | 15 | 87 | 72 |
Контрольная | 17 | 19 | 2 |
Опрос в сети интернет | 80 | 86 | 6 |
Вывод: По результатам анкетирования видно, что на начало эксперимента не все обучающиеся экспериментальной группы знакомы с историей Олимпийских игр и Олимпийским движением и результат значительно ниже результата опрос интернета. Поэтому, мы считаем необходимым знакомить обучающихся с историей, развитием Олимпийских игр и с достижениями Российских спортсменов, что будет способствовать формированию интереса обучающихся к спорту и занятиям физической культурой. А соответственно формировать у обучающихся активную жизненную позицию по сохранению своего здоровья, здорового образа жизни и физической подготовленности.
Сплочение детского коллектива
Нами было проведено анкетирование среди обучающихся экспериментального 4 «а» (к концу эксперимента 5 «а») и 4 «б» контрольного классов для определения уровня сплоченности детского коллектива. Анкетирование проводилось в начале и в конце эксперимента. Проанкетировано 56 человек обучающихся экспериментального касса 5 «а» и контрольного 5 «б»
В процессе анкетирования были получены результаты, представленные в таблице 1.
Группа | До эксперимента % | После эксперимента, % | Разница в единицах |
В ед. |
Экспериментальная | | | |
Высокий | 37 | 49 | 12 |
Средний | 51 | 45 | 6 |
низкий | 12 | 6 | 6 |
Контрольная | | | |
Высокий | 35 | 38 | 3 |
Средний | 49 | 48 | 1 |
низкий | 16 | 14 | 2 |


Вывод: Следует отметить, что если до эксперимента в экспериментальном классе преобладал средний уровень сплочения детского коллектива, то после эксперимента в экспериментальном классе преимущественно высокий уровень сплочения коллектива. В контрольной группе средний уровень сплоченности детского коллектива. Повышение уровня сплоченности детского коллектива мы связываем с влиянием агитационной работы через Олимпийское движение.
Мотивация обучающихся к занятиям
физической культурой и спортом в процессе эксперимента
Группа | До эксперимента баллы | После эксперимента, баллы | Разница в единицах |
В ед. |
Экспериментальная | 27 средняя | 57 высокая | 30 |
Контрольная | 26 средняя | 37 средняя | 11 |
Выводы: до эксперимента в экспериментальном классе мотивация была на среднем уровне, то после эксперимента мотивация увеличилась на 30 единиц и стала соответствовать высокому уровню. Увеличение мотивации мы связываем с влиянием целенаправленной работы пропагандирующее Олимпийское движение. В контрольной группе также произошло увеличение мотивации – на 11 единиц однако в экспериментальной группе этот показатель был значительно выше.
Определение уровня физической подготовленности
Прыжки через скакалку (количества раз) (30сек)
Группа | До эксперимента Кол -во | После эксперимента, Кол -во | Разница в единицах |
В ед. |
Экспериментальная | 71 | 92 | 21 |
Контрольная | 72 | 81 | 9 |
Отжимание от пола (количество раз)
Группа | До эксперимента Кол -во | После эксперимента, Кол -во | Разница в единицах |
В ед. |
Экспериментальная | 12 | 32 | 20 |
Контрольная | 11 | 20 | 9 |
Челночный бег 3х10(сек.)
Группа | До эксперимента Кол -во | После эксперимента, Кол -во | Разница в единицах |
В ед. |
Экспериментальная | 7.0 | 6.3 | 0.7 |
Контрольная | 7.2 | 6.9 | 0.3 |
Выводы: В результате применения разных форм работы с целью активизации обучающихся через знания Олимпийского движения в экспериментальной группы увеличились следующие показатели: челночный бег – на 0.7 ед.; прыжок через скакалку на 21 ед.; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на 20 ед. В контрольной группе показатели изменились значительно меньше (см. таблицы). Это еще раз доказывает, что знания об Олимпийском движении и повышения интереса к Олимпийским играм и выдающимся спортсменам повышает мотивацию обучающихся к урокам физической культуры, активность и желание заниматься физическими упражнениями, а, следовательно, способствует повышению физических качеств.
Заключение
Социальная среда и реальная практика современной жизни свидетельствует об ухудшении здоровья молодежи. Поэтому актуальными задачами общеобразовательных учреждений являются: привитие детям интереса к занятиям физической культурой и спортом; повышение двигательной активности и совершенствование физической подготовленности обучающихся через кружковую и секционную работу и агитационную работу.
Эксперимент показал, что физическое развитие ребенка неразрывно связано с умственным совершенствованием.
В ходе эксперимента было установлено, что формирование мотивации ребенка к познанию, физическому совершенствованию, укреплению здоровья возможны через разные формы работы, пропагандирующие Олимпийское движение, которое имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, выдвигая на передний план интересы и потребности ребенка. Данная работа должна предусматривать познавательное, мотивационное, практическое направление.
Литература
К.А.Андрианова. М., 1970. Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2004
Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2002
В. Барвинский, С. Вилинский «Рождено Олимпиадой»; Москва 1985.
Б. Базунов «Эстафета олимпийского огня»; Москва 1990.
Очерки по истории физической культуры. Под ред. Е.Н.Петрова. М., 1938
Олимпийские игры в древности. М., 1967
Олимпийские игры. Маленькая энциклопедия. Под редакцией
Павсаний. Описание Эллады. М., 2002
Л. Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»; Москва 1987
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2001
Равкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969
Соколов Г.И. Олимпия. М., 1980
Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989
Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2001
Шабель Г. Олимпия и ее игры. Пер. с нем. Лейпциг, 1971
Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2001
Ю. Шанин «От эллинов до наших дней»; Москва 1975.
18. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-
эстетического отношения к спорту //Проблемы олимпийского движения: Сб. /Подред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138.
19. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского
образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994.
20.Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных
спортсменов: Канд. дис. М., 1984.
21.Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный
конгресс «Спорт в современном обществе»: Сб. научн. матер. М., 1974, с. 122-130.
Приложение № 1
Анкета
Определение мотивации обучающихся к урокам физической культуры
1. Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движение доставляет мне радость
-Да
-Нет
-Не всегда
-Затрудняюсь ответить
2. В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой
-Да
-Нет
-Не всегда
-Затрудняюсь ответить
3. В спортивной секции есть все условия для общения с интересными людьми
-Да
-Нет
-Я не посещаю спортивные секции
4. Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем
-Да
-Нет
-Не всегда
5. Интерес к физической культуре у меня не пропадает даже во время школьных каникул
-Да
-Нет
6. Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством
-Да
-Нет
-Не всегда
7. Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом
-Да
-Нет
-Не всегда
8. Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой
-Да
-Нет
9. Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно.
-Да
-Нет
10. На занятиях физическим упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину
-Да
-Нет
-Не всегда
11. Общение с друзьями во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет мне большое удовольствие
12. Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие
Приложение №2
Анкетирование
Учащимся были заданы следующие вопросы:
Какое современное государство считается родиной Олимпийских игр?
Когда состоялись первые олимпийские игры?
Какой награды удостаивался победитель состязаний в Олимпии?
Как называли победителя Игр в Древней Греции?
Когда и где были проведены первые Олимпийские игры современности?
Из скольких слов состоит олимпийский девиз?
Как называется организация, возглавляющая олимпийское движение в мире?
В каком году прошли Iзимние Олимпийские игры?
XXIIлетние Олимпийские игры состоялись в Москве. В каком году?
Назовите талисман Олимпийских игр в Москве?
Ваше отношение к Олимпийским играм?
Назовите талисман Олимпийских игр в Сочи?
Приложение №3
Викторина на знания Олимпийского движения
В каком году состоялись первые Олимпийские игры?
а) 776 г. до н.э.
б) 778 г. до н.э.
в) 771 г. до н.э.
2. Сколько дней длились Олимпийские соревнования в Древней Греции?
а) 2 дня
б) 5 дней
в) 8 дней
3. Перед началом Олимпийских игр спортсмены:
а) Приносят присягу
б) Произносят Олимпийскую клятву
в) Загадывают желание
4. Возрождение Олимпийских игр связано с именем:
а) Пьера де Кубертена
б) Жанна Жореса
в) Николая II
5. Что такое МОК?
а) Международное общество кинематографистов
б) Международный Олимпийский комитет
в) Молодёжный оздоровительный комплекс
6. Город Сочи в 2014 году претендует на проведение:
а) XXX Зимних Олимпийских игр
б) XXV Летних Олимпийских игр
в) XXII Зимних Олимпийских игр
7. Назовите город, которые претендуют на проведение Олимпиады
2014 года:
а) Сочи б) Пхёнчан в) Мюнхен г) Париж д) Зальцбург
8. Где и в каком году уже проводились Олимпийские игры в России?
9. Какой был символ этих игр?