СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по русскому языку " Удивительные падежи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по русскому языку " Удивительные падежи"»

Удивительные падежи.

Исследовательская работа ученицы 7 класса Худаковой Валерии

Руководитель: учитель русского языка и литературы Клишина О.В.



























Содержание



1Введение.

2. Основная часть.

2.1. Падеж. Понятие, история возникновения и современное употребление.

2.2.Значения падежей.

2.3. О чем говорят «имена» падежей ?

2.4. «Забытые» падежи в русском языке.

3. Практическая часть.

3.1. Важность знания падежей в нашей жизни ( исследование).

4. Как запомнить падежи.

5. Заключение.

6.Литература.































Введение

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Пословица.

Еще в начальных классах на уроках русского языка мы изучили падежи и правила пользования ими. Благодаря знаниям падежей мы правильно строим словосочетания и предложения, общаемся, выражаем свои мысли.

Знаем их количество – 6. Запомнили перечень и порядок следования падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Выучили падежные вопросы. Я, как и многие обучающиеся, раньше не задумывалась, откуда они пришли в русский язык, как они назывались в древности, какова их история развития. Эти вопросы заинтересовали меня.

Удивительные падежи! Мы решили заглянуть в далекое прошлое падежей и полученными знаниями поделиться с окружающими.

Объект исследования : падежи русского языка

Цель исследовательской работы: изучение информации об истории возникновения падежей в русском языке , происхождении их названий, использование в речи.

Задачи:

- дать определение « падеж» в лингвистике;

- найти интересные факты из истории появления понятия падежей в русском языке;

- научиться правильно определять падеж имени существительного;

- рассмотреть способы запоминания названий падежей;

- провести исследование среди учащихся нашей школы;

- определить важность знаний падежей в нашей жизни;

- найти способы запоминания падежей.



Гипотеза исследовательской работы: грамотный человек должен обязательно знать падежи русского языка.

Актуальность работы в том, что исследование такой языковой единицы языка как падеж поможет нам разобраться в процессе эволюции языка, вызовет интерес учащихся. Нахождение «пра – родителей» падежей расширит наши знания в этой области языкознания, поможет серьезнее относиться к русскому языку.

Методы исследования - изучение и анализ различных источников: научной литературы, энциклопедий, журналов, интернет – сайтов, анкетирование, классификация языкового материала.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при изучении падежей в начальной и средней школе. Предложенная нами система запоминания падежей облегчит усвоение материала в процессе обучения.

Основная часть.

Падеж. Понятие, история возникновения и современное употребление.

А как рождаются слова, названия? Можно ли разгадать тайну того или иного наименования? Конечно, можно! Этим занимаются ученые – этимиологи, лингвисты, создатели словарей русского языка. Как появилось в русском языке слово «падеж»? Заглянем в научную литературу.

Оказывается, что основоположником учения о падежах является греческий ученый Аристотель, который жил две с половиной тысячи лет назад. Он использовал в качестве грамматического термина греческое слово ptosis, в переводе означало « падение».

Предполагается, что слово «падеж» было взято из практики игроков в кости и подразумевало под собой падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Ученые-лингвисты Древней Греции обратили внимание на наличие некоторого сходства между тем, что при бросании костей они падают то на одну сторону, то на другую, и изменением («падением») имени существительного с получением им того или иного падежного окончания. Именно поэтому слово «падеж» и обозначает изменение окончания. Данное изменение, безусловно, важно при создании связи между словами в словосочетании и предложении. В качестве примера представим следующие сочетания слов:

Кислый и очень полезный ягода - клюква растить в болото лето, а собирать она поздний осень.

Кислая и очень полезная ягода - клюква растет в болоте летом, а собирают ее поздней осенью.

Этот пример показывает, как из набора слов с помощью окончаний мы легко строим предложение. А все происходит благодаря падежам.


В научной литературе мы встречаем разные определения падежей.

Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения.

Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова указано, что «падеж – это словоизменительная категория имени, выражаемая флексиями (т.е. окончаниями)».

Дмитрий Николаевич Ушаков отметил следующее определение: «падеж – это название форм грамматического имени, выражающих отношения между собой или имен к другим словам в речи».

Таким образом, приходим к выводу: слово «падеж» обозначает изменение окончания, благодаря которому слово становится в определенные отношения с другими словами.

Падежи появились давно: они видоизменялись, объединялись и исчезали, следуя за потребностями носителей. Древние падежные отношения в русском языке были сложнее - выделялось 15 падежей.

В современной школьной грамматике - 6 падежей.

Русское название

Латинское название

Вспомогательные слова

Вопросы

Именительный

Номинатив

Есть

Кто? Что?

Родительный

Генетив

Нет

Кого? Чего?

Дательный

Датив

Давать

Кому? Чему?

Винительный

Аккузатив

Винить

Кого? Что?

Творительный

Аблатив

Доволен

Кем? Чем?

Предложный

Препозитив

Думать

О ком? О Чем?



Основные значения падежей.

Падежи в русском языке имеют определенные значения. При этом каждый из них может выражать несколько значений.

Именительный служит: а) для наименования субъекта действия или состояния ( Сестра работает; Лошади устали); б) для определения, характеристики предмета, лица или действия ( Мой отец- шофер; Война – это бедствие для людей); в) для называния темы сообщения, предмета ( Вечер.Мороз); для обращения к собеседнику ( Вика, позвони мне вечером; Мама, расскажи нам сказку).

Родительный - для обозначения: а) принадлежности предмета ( дом бабушки); носителя свойства ( белизна снега); в) субъекта, который совершает действие ( приход врача); г) объекта, на который направлено действие ( чтение книги); части целого ( стакан молока, кусок хлеба).

Дательный обозначает : а) адресат действия ( написал письмо другу, подарил картину подруге); б) субъект действия или состояния ( родителям не спалось).

Винительный обозначает: а) объект, на который направлено действие

( читать книгу); б) меру времени, расстояния, количества ( ждать месяц, проехать километр, съесть тарелку щей).

Творительный имеет значения: а) постоянной или временной занятости какой-либо деятельностью ( работать медсестрой, был солдатом); б) субъекта действия ( построен рабочими, рассматривается комиссией); объекта действия( любоваться закатом), дышать кислородом);г) инструмента или средства действия ( прибивать молотком, обрабатывать кислотой); места действия ( идти берегом).

Предложный падеж обозначает : а) объект действия ( говорить о погоде, думать о матери); б) место действия или состояния ( сидеть на краю);

в) время после совершения некоторого действия ( по возвращении из отпуска).

О чем говорят « имена» падежей?

А всегда ли падежи носили эти имена?

Именительный падеж, оказывается, носил имя « прямой».

Он так назывался, потому что часть речи в этом падеже - это прямая форма слова. Впервые прямой падеж назвать « именительным» предложил Смотрицкий, который буквально дословно перевел слово onomastika с древнегреческого, оно означало именующий, называющий имя.

Родительный падеж назывался «родный». Получил свое название в русской грамматике только в 14 веке. Это перевод греческого слова genike, которое означает полученный с рождения. Его главная функция – обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца (сын Петра, платок сестры).

Дательный падеж так и назывался « дательный». Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike – дательный. Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом « дать, давать». Основное значение дательного падежа - название адресата, имени того, кому дают ( подарок отцу, звонок другу).

Винительный падеж называли « виновный». Название дал один из первых русских грамматиков Лаврентий Зизаний в 16 веке на базе прилагательного « виновный». Это перевод с греческого слова aitiatike , что означало « причинный». Название падежа дано по слову « вина».

В древнерусском и старославянском языках было значение « причина». Основное значение винительного « причинного» падежа - называть объект действия, который является причиной, называющей само действие ( любить брата, решать задачу).

Творительный падеж также назвал Лаврентий Зизаний еще в 1596 году. Этот падеж связан с глаголом «творить»- делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное значение творительного падежа- инструментальное, орудийное ( писать пером, рубить топором).

Предложный падеж – « сказительный». В нем объединились два падежа: местный и сказительный. М В.Ломоносов переименовал все в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак - обязательное употребление предлога ( учиться в школе, побывать в городе, думать о маме).

Лишь с выходом в свет « Российской грамматики» М.В.Ломоносова в 1775 году работа над созданием названий русских падежей была закончена.


Забытые падежи. Пропавшие падежи: как их найти и почему они исчезли?

Падежи. А сколько их на самом деле?

Падежей на самом деле больше, а не шесть. Ещё звательный, партитивный, местный, количественно-отделительный, исходный, лишительный, дательный, превратительный, счетный

Для многих будет открытием тот факт, что в русском языке оказывается не 6 падежей, а 9, а по подсчетам некоторых лингвистов и все 15. Дело в том, как считать, и как классифицировать. Некоторые падежи похожи, а некоторые вымирают и редко используются.

До реформы русского языка 1918 года было официально 7 падежей.

Помимо привычных нам именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного падежей есть ещё звательный, партитивный ,местный и другие падежи.

Звательный падеж

Помимо тех шести, которым нас учат в школе сейчас, чуть больше ста лет назад в учебниках по грамматике был ещё седьмой — звательный. Например, «боже», «друже», «старче». Он также используется при обращениях типа «Мам, я голодный», «Дим, сходи в магазин!», «Ребят, бежим на улицу». Сюда можно отнести также новозвательные формы с нулевым окончанием и окончание на «а»: дедА вместо дед, дочА вместо дочь. И так далее.

В ходе реформы 1918 года от звательного падежа решили избавиться, аргументировав это тем, что согласно Правилам для любого падежа характерно склонение всех частей речи в единственном и множественном числе, а звательный падеж был только у существительных в единственном числе. В общем, теперь все вышеперечисленные примеры — это не звательный падеж, а особая форма.

Хотя во многих других грамматиках славянских языков (сербском, чешском, словацком, польском, украинском) и даже в классическом древнегреческом звательный падеж есть.

Партитивный падеж

Партитивный падеж используется для обозначения свойства частичности (от латинского pars — часть). Его ещё называют вторым родительным падежом. Например, «чашка чаЮ» (обычный родительный — чашка чая), «прибавить ходУ», «добавить сахарУ». Или «достать чеснокУ», «прибавить кипяткУ».

Сегодня говорить в партитивном падеже как бы не принято, в разговорной речи допускается, но звучит «по-деревенски». Родительный падеж всё основательнее вытесняет партитивный, хотя ещё 50 лет назад спокойно можно было говорить как «чашка чая», так и «чашка чаю».

А ещё в русском языке есть такое уникальное слово «щец». Например, «Налей-ка мне щец!» или «Щец не жалеете?». Понятно, что слово образовано от слова щи, но у него нет никакой другой формы, кроме партитива множественного числа.

Местный падеж

Его ещё называют локативом или вторым предложным. Это падеж со значением места. Например, «на краю», «в лесу», «в полку», «на носу». В древнерусском этот падеж был полноценным, но сейчас он всё чаще заменяется предложным, потому что отвечает на тот же вопрос. Хотя есть целый ряд слов, где мы в некоторых ситуациях всё же используем окончание местного, а не предложного падежа: лес, год, рай, снег, нос и другие.

Учебник грамматики Михаила Ломоносова 1755 года. Например, мы говорим, что гуляли в лесУ, а не в лесЕ; пальто висит в шкафУ, а не в шкафЕ; экзамены на носУ, а не на носЕ; раз в годУ, а не в годЕ. Но при этом в других ситуациях эти же существительные будут уже в предложном падеже: вспоминать о лесе, думать о шкафе, говорить о своем носе, мечтать о Новом годе.

Ещё один повод не забывать о когда-то существовавших падежах — фразеологизмы, которые всё ещё остаются в употреблении и уже вряд ли изменятся: без годУ неделя; нашего полкУ прибыло; с мирУ по нитке; моя хата с краЮ; беситься с жирУ. В них мы, сами того не замечая, употребляем падежи, которых уже как бы не существует.

Исходный падеж.

Существительное в исходном падеже означает место начала движения, например: «вышел из лесу» ( отличается от местного падежа только ударением).

Лишительный падеж.

Такой падеж встречается при употреблении отрицательных глаголов. Например, « не знать правды», « не иметь права». Формы этого падежа могут соответствовать формам родительного или винительного падежей.

Ждательный падеж.

Ждать, бояться, остерегаться мы можем кого-то или чего-то. В этом случае он похож на родительный падеж. И вдруг этот родительный принимает форму винительного. Например, мы ждем ( кого? чего?) письма, но ( кого?) маму.

Счетный падеж.

При сочетании некоторых существительных с числительными мы встречаем счетный падеж. Например, мы говорим « в течение ( кого? чего?), часа ( ударение падает на первый слог существительного) – родительный падеж. Но три ( кого? чего?) часа (ударение падает на второй слог) – счетный падеж.

Превратительный падеж.

Он используется во фразах вроде « пошел в космонавты», « баллотироваться в президенты».



Это не всё, можно выделить и другие падежи.







Важность знания падежей в нашей жизни

На этом этапе работы был проведен опрос среди учащихся 4,5,6 классов

( 18 человек) по теме « Употребление падежей в речи», а также было дано задание просклонять некоторые существительные: луна, солнце, кино, отец, ученики. Составить словосочетания из предложенных слов.


Вопросы были следующими:

1.Нужно ли в жизни знание падежей?

2. Какой падеж вызывает у вас наибольшие трудности?

3.Какой падеж вы считаете самым легким?

4.Часто ли вы допускаете ошибки в падежных окончаниях?

5.Знаете ли вы другие падежи русского языка, кроме шести изученных? 6.Хотели бы вы узнать больше о падежах?

На первый вопрос 100 % учащихся ответили положительно. Отвечая на второй вопрос, учащиеся отметили, что трудности встречают при употреблении дательного, предложного падежей -61%. Другие испытывают трудности при употреблении родительного, творительного падежей – 26 %. Остальные не испытывают трудностей – 13 %.

Самым легким падежом обучающиеся назвали именительный падеж – 100%. На вопрос: часто ли вы допускаете ошибки в падежных окончаниях? многие ответили, что допускают ( 27%).

Пятый вопрос был для всех интересным. Никто не знает о существовании других падежей. Все опрошенные хотели бы знать больше информации о падежах.

Практическая часть не вызвала затруднений, хотя были допущены ошибки при склонении существительных -17 % среди учащихся.

Задание: составить словосочетания из предложенных слов не вызвало затруднений.

Выводы: в целом учащиеся нашей школы знают падежи и умело пользуются ими в речи.

Заключение.

Знание и правильное употребление падежей - важная составляющая грамотной речи каждого, кто желает в совершенстве владеть русским языком.

В своей работе я рассмотрела историю такой грамматической категории как падежи. Узнала, что в русском языке не 6 , а более падежей. Некоторые ученые выделяют 15 падежей, другие – 20. Считаю, что для детей, обучающихся в школе, достаточно шести. Из всех малоизвестных падежей, на мой взгляд, более полноценные падежи: звательный, партитивный, местный. Другие падежи в каких-то словоформах встречаются в русском языке, но выделять их в отдельную категорию не стоит. Мы видим, что порой они заменяются другими падежами . Звательный падеж мы часто используем в разговорной речи при обращении. Работать по теме было интересно. Цель исследовательской работы: изучение информации об истории возникновения падежей в русском языке , происхождении их названий, использование в речи- достигнута.

Гипотеза исследовательской работы: грамотный человек должен обязательно знать падежи русского языка- подтверждена.













Стихи и поговорки для заучивания падежей



Стихотворение Илюшовой Татьяны Алексеевны.

Сегодня поговорим о падежах

Я - Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы - кто? и - что?

Ни с чем не спутает никто.

А я - падеж Родительный,

Характер мой общительный.

Кого? Чего? И вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

И "с", и "до", и "у", и "из",

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный

бываю иногда,

но в тексте различите вы

два падежа всегда.

Я- называюсь Дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом "к" порой дружу.

Но и один гулять хожу.

А я Винительный падеж,

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них пятёрки я ловлю.

Кого позвать?

Во что играть?

Готов ребятам подсказать,

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

- А я Творительный падеж

Исполнен всяческих надежд.

Творите!- Чем? Творите! -С кем?

Я подскажу вам, нет проблем.

Предлогом "перед", "под" и "над"

В любой момент я очень рад.

А я падеж Предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём? я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

без них мне нет дороги.

Пусть будет "в", и "о", и "при"

- ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять.




Самый распространенный вариант для заучивания падежей звучит так:


Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.


Каждое слово в этом стишке начинается с буквы, которая соответствует одному из падежей в установленном порядке. Иван – именительный падеж, Родил – родительный, Девчонку – дательный, Велел – винительный, Тащить – творительный и Пеленку – предложный.


Обычно этот стишок запоминается очень легко, и дети больше не имеют проблем с заучиванием последовательности падежей.


Существует и другой вариант:


Иван Рубил Дрова, Василиса Топила Печь.


Этот вариант запоминается хуже, поскольку в нем отсутствует рифма, но он считается более литературным. По этой причине многие учителя предлагают школьникам для запоминания именно его.

Следующий вариант:


Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.


Есть варианты, более сложные для запоминания, но сохраняющие последовательность падежей:


Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.


Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.

Ирина Родила Двойняшек, Весёлых Трогательных Пташек



Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.


Ирина Родила Девочку Верочку, Толстую, Пузатую.


Можно придумать такую поговорку самостоятельно. При этом вы можете использовать имена и события, которые будут близки и понятны детям.


Как запомнить вопросы к падежам


Каждый падеж должен с чем-то ассоциироваться, чтобы в уме появлялась картинка или история, связанная с его названием. Тогда вопросы к падежу будет просто запомнить.


✅Вопросы к именительному падежу


Именительный падеж запоминается очень легко: это обычные вопросы "кто?" и "что?". В большинстве случаев он не вызывает затруднений.


✅Вопросы к родительному падежу


Родительный падеж немного сложнее, но и его можно запомнить раз и навсегда. Представьте себе родителей, которые дали своей дочке почитать книжку и ушли. Вернувшись, они не обнаружили ни дочки, ни книжки. Родители задают вопрос: "нет кого?" – "дочки", "нет чего?" – книжки. Оказывается, дочка убежала вместе с книжкой на улицу.


✅Вопросы к дательному падежу


Дательный падеж тоже прост в запоминании. Дать кому? Дать чему?


✅Вопросы к винительному падежу


Винительный. Виню кого? Например, сестру, они забрала игрушки. Виню что? Дождь за то, что он испортил мне прогулку на улице.


✅Вопросы к творительному падежу


Творительный. Чаще всего для запоминания этого падежа используют слово "горжусь" – "кем?", "чем?". Но можно использовать и слово "творю" – "чем?". Обычно мы творим карандашами, красками, инструментами.


✅Вопросы к предложному падежу


Предложный падеж можно запомнить следующим образом. Предлагаю подумать – "о ком?", "о чём?". Предлагаю подумать о погоде, о друзьях, о новом задании.


Используемая литература.

  1. Л.Т.Григорян. Язык мой - друг мой. 2- издание. М.: Просвещение, 1988.

  2. Л.М.Козырева. Путешествие в страну падежей.// Академия развития.2004.

  3. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка под редакцией

Н. Ю. Шведовой. М. « Русский язык», 1990.

4.Интернет- ресурсы:

1.

































Опрос.

1.Нужно ли в жизни знание падежей?

2. Какой падеж вызывает у вас наибольшие трудности?

3.Какой падеж вы считаете самым легким?

4.Часто ли вы допускаете ошибки в падежных окончаниях?

5.Знаете ли вы другие падежи русского языка, кроме шести изученных? 6.Хотели бы вы узнать больше о падежах?

Задания

Дорогой друг! Приглашаем Вас принять участие в исследовательской работе. Просим выполнить представленные задания.

_____________________класс

Задание 1. Просклоняйте имена существительным по падежам:

Наименование падежа

луна

солнце

кино

отец

ученики

Именительный падеж






Родительный падеж






Дательный падеж






Винительный падеж






Творительный падеж






Предложный падеж








Задание 2. Составьте словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже:

- школа, посетить _____________________________________________________

- к, ответ, подготовиться _________________________________________________

- за, работа, поблагодарить _______________________________________________

- медаль, наградить ______________________________________________________

- в, память, сохранить ____________________________________________________