СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Узорные полотенца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Узорные полотенца"»

РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ КАРГОПОЛЬЯ»


Направление Краеведение









Узорные полотенца



Исследовательская работа






Выполнена обучающейся 4 класса муниципального образовательного учреждения «Ошевенская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Каргопольский муниципальный район»

Третьяковой Валерией Алексеевной



Научный руководитель – учитель муниципального образовательного учреждения «Ошевенская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Каргопольский муниципальный район»

Грамотина Светлана Владимировна








г. Каргополь, 2016



Оглавление.

  1. Введение с. 3-4

  2. Основная часть с. 4-10

  1. Из истории полотенец с . 4-5

  2. Значение узоров на старинных полотенцах с. 5-8

  3. Виды вышивок, используемых на полотенцах Каргополья с. 8-9

  4. Полотенца Ошевенска с. 9-10

  1. Заключение. с. 11

  2. Библиографический список. с. 12

  3. Приложения:

  1. Полотенца

  2. Анкета









































I. Введение.

Актуальность: Ежедневно нас окружает большое количество вещей. Они красиво украшены, нарядны и по-своему неповторимы. О их происхождении мы часто не задумываемся. Среди таких вещей почетное место занимает полотенце. Мы используем полотенца на кухне, вытираем руки и лицо, ходим в баню. Современные полотенца отличаются от старинных узорных полотенец, украшению которых в русской деревне придавали особое значение. Эти ярко-красные узоры на белом фоне и сегодня привлекают наше внимание. А сколько труда, старания, любви в них вложено! Но, к сожалению, таких полотенец сохранилось немного и о назначении узоров на их концах мало кто знает.


Целью моего исследования было познакомиться с вышитыми и вытканными узорами на старинных полотенцах и раскрыть их значение.

Гипотеза: узоры на старинных полотенцах вышивали не только для красоты, но они имеют определенное значение.

В соответствии с этой целью мною были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу по исследуемой теме;

  • познакомиться с историей старинных полотенец;

  • определить значение узоров на полотенцах Каргопольского района;

  • выяснить, сохранились ли в Ошевенске старинные узорные полотенца, кому они принадлежат;

  • провести анкетирование среди школьников о том, знают ли они, где использовались такие полотенца, и что обозначают узоры на них;

  • рассмотреть различные виды вышивки;

  • придумать узор для полотенца и вышить его.

Объектом исследования: полотенце как предмет народного ткачества, красиво украшенный вышивкой.

Методы исследования:

  1. анализ литературы;

  2. беседа с жителями Ошевенска;

  3. анкетирование учащихся;

  4. составление узора для полотенца.

Практическая значимость исследования: данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в школьном курсе истории, краеведения, во внеурочной деятельности, на классных часах.

Структура работы: Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений.


II.Основная часть

  1. Из истории полотенец.

Полотенце – это полотнище белой ткани домашнего, реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, тесьмой, бахромой.

Размеры полотенца были раз­личны. При постоянной ширине в 39—42 см его длина могла достигать 500 см. Полотенце украшалось, как правило, на концах. Полотнище полотенца орнаментировалось редко. Характер и количество украшений, расположение их, цвет, материал — все это определялось местной традицией, а также назначением полотенца.

Полотенца использовались для праздничного уб­ранства избы. Они вывешивались на иконы (полотенца-убрусы или божники), стены, зеркала, к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово, Пятидесятница (день Святой Троицы), к престольным праздни­кам деревни, т. е. праздникам в честь святого покровителя деревни, к заветным дням — празд­никам, справлявшимся по поводу важных со­бытий, происшедших в деревне. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы сына или приезда долгожданной родни. Полотенца раз­вешивали на стенах, составляющих красный угол избы, и в самом красном углу. Их надевали на деревянные гвозди — «крюки», «спички», вбитые в стены. Кроме того, полотенцами де­корировались рамки с фотографиями. Полотен­ца изготавливали обычно в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его так, как это было принято в ее деревне. По обычаю, полотенца являлись необходимой частью деви­чьего приданого. Их было принято демонстри­ровать родственникам мужа на второй день свадебного пира. Молодуха развешивала поло­тенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться на ее работу. Количе­ство полотенец, качество полотна, мастерство вышивки — все это позволяло оценить трудо­любие, аккуратность, вкус молодой женщины. Ко дню своей свадьбы девушке приходилось заготавливать до ста по­лотенец.

Полотенце вообще играло большую роль в об­рядовой жизни русской деревни. Оно было важным атрибутом свадебного, родинного, по­гребально-поминального ритуалов.

В день свадьбы полотенце использовалось не­вестой в качестве фаты. Накинутое на голову, оно должно было предохранить ее от дурного глаза, порчи в самый ответственный момент жизни. Полотенце применялось в обряде «со­единения молодых» перед венцом: им связывали руки жениха и невесты «на веки вечные, на годы долгие». Такое полотенце называется ширинка. (Приложение 1, рис.2) Полотенцем одаривали бабку-по­витуху, принимавшую роды, кума и куму, крес­тивших младенца. Полотенце присутствовало в обряде «бабина каша», происходившем через несколько дней после рождения ребенка. Им прикрывали горшок с кашей, совместное по­едание которой рассматривалось как закрепле­ние родственного союза и включение в него новорожденного.

Однако особую роль играло полотенце в по­гребально-поминальной обрядности. По пове­рьям русских крестьян в полотенце, вывешенное в день смерти человека на окно, сорок дней находилась его душа. Малейшее движение ткани рассматривалось как знак ее присутствия в доме. В сороковины полотенце встряхивали за околицей деревни, отправляя тем самым душу из «нашего мира» в «иной мир». Все эти действия с полотенцем были широко распространены в русской деревне. В их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в них в качестве оберега.

Такая символика полотенца исключала исполь­зование его для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником, которые были меньше полотенца и мало украшены. [4,103]


  1. Значение узоров на старинных полотенцах Каргополья.

Искусство ткачества и вышивания имеет многовековую историю. О распространении вышивки в Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 векам, времени крещения Руси. К 19 веку на Руси уже все женщины владели искусством вышивки, вышивали ширинки и полотенца шерстью, льном, шелком, золотом. В фольклорных текстах находим упоминания об этом:

Она шила вышивала шириночку,
Шила вышивала чистым серебром,
Она строки строчила красным золотом. [8]

 Мотивы вышивок Каргополья разнообразны: фигура женщины в различных сочетаниях с растениями и животными, чудо-птицы с разноцветным пышным оперением, сказочные быстроногие кони, загадочные цветы, деревья.

Женская фигура на полотенцах часто величава, стоит в центре узора и главенствует над окружающими её животными и растениями. В представлении крестьян издавна олицетворяла она Мать - Землю, которая для людей – словно живое существо, пьет воду и родит урожай, засыпает на зиму и просыпается по весне. Иногда величавая женская фигура в центре и всадницы по бокам окружены узорчатой рамкой, а сверху и снизу вышиты ряды строк. В них академик Б.А. Рыбаков прочел изображения цветущих и проросших растений и голов животных, по его мнению, это заговор на урожай и приплод скота, запечатленный в орнаменте и тесно связанный с обрядовым циклом народного календаря [1, 133].

Так же концы полотенец украшают дивные жар-птицы. Верили в народе, что стоит ей прилететь, расправить крылья, распустить пышный хвост, как таяли снега, зеленели травы и листва на деревьях, зацветали полевые цветы. Сложили про неё загадку:

Большая светлица,

Горит жар-птица,

Всяк её знает

И обожает.

Большая светлица в поэтическом представлении народа – образ мира, горящая жар-птица – вешнее солнце. На одной из вышивок птицы-павы стоят по сторонам от Матери-Земли, и она бережно берет их на руки: (Приложение 1, рис.1) Солнце своими внешними лучами согрело Землю, и теперь она зародит свой урожай. Иногда женская фигура стоит подбоченясь, с достоинством: природа полна животворящих сил и готова принести людям свои плоды.

Встречаются на полотенцах образы орла (Приложение 1, рис.4), петуха, сокола, которые связываются со стихией огня. «Летит орел - дышит огнем», - говорит один из заговоров. «Бег» огня по дереву сравнивали с сокольим полетом, прилет сокола – с началом дня. Петух своим криком вызывает на небо вешнее утреннее солнце. Петух олицетворял собой и огонь земной [1, 134].

На иных вышивках с двух сторон от женской фигуры в охранительной позе стоят не то львы, не то сказочные барсы. В мировой мифологии лев – символ высшей божественной силы, мощи, власти и величия, с ним связывали такие качества, как ум и благородство.

Среди вышитых каргопольских львов-барсов (Приложение 1, рис.3,6) встречаются изображения двух типов: с поднятой передней лапой, то есть «геральдический», и «бегущий» - с двумя поднятыми лапами. Почти всегда льва изображали с подчёркнуто длинными когтями, высунутым из пасти непомерно длинным языком и задранным хвостом, который вместо кисточки нередко завершался растительным побегом. [2, 478]

В Ошевенской волости Каргопольского уезда были распространены вышитые на полотенцах, подзорах, передниках растительные орнаменты, которые местные жители называли месяцесловы. (Приложение 1, рис.8) Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи «бурого» (бордового) цвета чаще бумажными нитками, тамбурным швом. На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах — по три — семь малых кругов в ряд. Орнамент состоит из цветка с шестью лепестками, один из которых, самый верхний, несколько отличается от других, и шести побегов, так называемых кудрей, заменяющих лепестки. В сердцевине солнышка - крест с загнутыми концами (заюшка). Цветок окружен круглой полосой, не сомкнутой наверху и разделенной на мелкие ячейки, от которых отходят отростки с завершениями в виде петелек, сердечек, крестов в круге и других.

Г.П.Дурасов увидел в данной схеме связь с природными условиями Северного края, периодами культивирования озимой ржи и предложил оригинальную трактовку: лепестки и кудри – это 12 месяцев; январь – самый верхний лепесток, далее счет идет по часовой стрелке, по солнцу. «Петельки указывают на дни посева и уборки озимых, сердцевидные значки отмечают наиболее ответственные периоды их развития. Кружки с крестами – солнечные дни, связанные с годичным циклом полевых работ, некоторые из них – главные праздники земледельческого календаря, по которым запоминали приметы на будущий год». Это толкование поддержали некоторые исследователи, однако далеко не все специалисты с ним согласны. [2, 482-484]

Среди геометрических узоров старинной вышивки самыми распространенными являются ромб-лягушка, ромб-засеянная земля и ромб-репей. Все они символизируют плодородие.
Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его «лягушка» или «ромб-лягушка».
Наши предки видели в природе и в жизни человека регулярные повторения явлений. Не изменение, не исчезновение, а повторение являлось определяющим мотивом их сознания и поведения. Это мироощущение передается еще в одном популярном узоре — «репей» — ромб с крючками с четырех сторон. Это и бесконечность во все четыре стороны, это и движение, и Родина, и дом. Репей цепляет счастье. Так же он считается оберегом от злых душ исподнего мира, являясь решеткой, преграждающей путь всему злому. (Приложение 1, рис.11)

Ромб-засеянное поле, Макошь. (Приложение 1, рис.12) Богиня Макошь издревле считалась покровительницей домашнего хозяйства и рукоделия. Оберег с вышитой хозяйкой домашнего очага давал своей владелице умение скоро разрешать хозяйственные дела и раскрывал как кулинарные способности, так и талант к рукоделию. Набор символов, который выражался в древней Руси понятием «роженицы», «макоши» – покровительницы, как рождаемости, так и урожайности. [6]

  1. Виды вышивок, используемых на полотенцах.

Искусство вышивания – одно из самых выдающихся явлений традиционной культуры Русского севера. Общей отличительной особенностью каргопольской вышивки является её сюжетное и орнаментальное богатство, разнообразие техники. Каргопольские мастерицы владели практически всеми приёмами шитья: древним двусторонним швом «роспись», «набором», ажурной строчкой «перевить», «счетной гладью», а так же стебельчатым «тамбуром».

  1. «Счетная гладь» бывает одно- и двусторонней. Это одна из наиболее древних техник вышивания. Характерной ее особенностью является то, что вышивание ведется по счету нитей ткани параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить.

Вышивалась счетная гладь в старину нитками белого и серого цвета, оставшимися от тканья полотна. Вышивали счетную гладь также красными и черными нитками. Она может быть многоцветной с хорошо подобранным цветовым сочетанием ниток. Нитки для работы должны быть мягкими, слабокручеными, чтобы стежки хорошо покрывали ткань.
Односторонняя счетная гладь выполняется по лицевой стороне ткани, а на изнанке остаются мелкие (в одну нитку) стежки по контуру узора, двусторонняя настилается одновременно с лица и изнанки ткани. (Приложение 1, рис.5) [7]

  1. «Роспись» — одна из самых древних техник вышивания.

Древнее, устаревшее его название — «досюльный» (т.е. — прежний, бытовавший «доселе», старинный) шов. Шов создает кружевной узор, состоящий из тонких линей, образуемых мелкими стежками по горизонтали, вертикали и диагонали. Каждый из стежков заключен в правильный квадрат с определенным количеством нитей ткани по основе и утку. С лицевой и с изнаночной стороны вышитое изделие выглядит одинаково, что позволяет этим стежком вышивать скатерти, занавески, полотенца, украшать одежду. 

Традиционно «роспись» выполняют красными нитями, также возможно включить в орнамент синий, зеленый, черные цвета. Нитки для вышивания используются хлопчатобумажные, но можно вышивать и шерстяными. Шов очень прост в выполнении - это стежки «вперед иголку», выполненные двукратным ходом рабочей нити. Сначала делают ряд стежков. На изнанке получаются стежки между лицевыми. Обратным ходом заполняют просветы на лицевой стороне, одновременно закрывая пропуски и на изнанке. Надо следить чтобы проколы каждого следующего стежка делались в проколы предыдущего. Дважды ни одна линия не должна перекрываться. «Роспись» хорошо сочетается с другими швами — «набор», «счётная гладь», «крест», «косичка». (Приложение 1, рис.7) [7]

  1. «Тамбурный» шов, как правило, выполняется по рисованному узору на льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканях любой структуры. На Руси тамбурный шов известен с 18 века. Им вышивали не только по холсту, но и расшивали валяные изделия, кожу и тулупы. Выполняли тамбурный шов хлопчатобумажной или льняной нитью, шерстью или шелком. Ткань заправляли в круглые пяльцы, напоминающие бубен (тамбурин). Считается, что поэтому шов получил название тамбурный. По внешнему виду этот шов напоминает непрерывную цепочку петель, где каждая следующая берет начало из середины предыдущей. (Приложение 1, рис.10) [9]

  2. «Набор» - двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество (бранье), выполняется стежками разной длины шва «вперед иголку» по счету нитей в зависимости от узора. Прямыми стежками ведут непрерывную рабочую нить в одном направлении - вдоль (по горизонтали) или поперек (по вертикали) узора, от одного конца до другого и обратно, переходя по счету нитей ткани то на лицевую, то на изнаночную сторону. На изнаночной стороне образуется негативный узор. (Приложение 1, рис.9) [5]

Диковинные узоры на старинных полотенцах не только вышивали, но и ткали на специальных станках. Узор – «забор» был обычно геометрический и состоял из ромбов, треугольников, крестов, схематизированных оленьих рогов и женских фигур. Тканье цветных узоров отнимало много времени. А. Я. Сысоева говорила: «Конец полотенца в день не соткёшь».

  1. Полотенца Ошевенска.

В нашем Ошевенске мы тоже нашли старинные полотенца с разнообразными узорами, но информации о них очень мало.

На полотенце Сысоевой Екатерины Васильевны геометрические узоры с использованием золотого шитья выполнены в технике «набор», «гладь». Оно досталось ей от матери Чулковой Евдокия Фёдоровна. (Приложение 1, рис.13)

Пять полотенец достались в наследство Поповой Людмиле Борисовне от её свекрови Поповой Марии Александровны из д. Большой Халуй. Все полотенца вытканы красными нитками по белому льняному холсту ромбами, крестами. Предположительно полотенце №15 свадебное, т.к. вышивка занимает его большую часть. (Приложение 1, рис.14,15,16,17,18,)

Три полотенца перешли по наследству Березиной Екатерине Егоровне от её свекрови Березиной Марии Павловны. Одно из полотенец очень яркое, геометрические узоры вышиты разноцветными нитями. На одном из полотенец, выполненное в технике «перевить», кроме ромбов мы видим цветы, женские фигуры и птицы-павы с пышными хвостами. (Приложение 1, рис.19,20,21)

На полотенце Богдановой Татьяны Николаевны предположительно «тамбуром» вышит причудливый цветок, а снизу растительный орнамент. Некоторые элементы вышивки не сохранились, т.к. полотенце часто использовали в быту. (Приложение 1, рис.22)

«Тамбурным» швом разноцветными нитями по красному полотну вышиты жар-птицы, петухи в сочетании с образами солнца, цветов на полотенце, которое мы нашли у Оксовой Любови Сергеевны. (Приложение 1, рис.23)

У Латышевой Валентины Дмитриевны сохранилось полотенце, вышитое в технике «роспись». В центре восседает женская фигура с воздетыми руками, она едет как будто прямо на вас, а по бокам скачут фантастические кони, снизу и на головах – птички. Полотенце вышивала бабушка Валентины Дмитриевны – Окулова Ольга Яковлевна.

(Приложение 1, рис.24)

Одно полотенце хранит в своей семье Грамотина Светлана Владимировна, оно досталось ей от её бабушки Кошелевой Изосимы Александровны. (Приложение 1, рис.25)

Владельцы еще нескольких полотенец, которые оказались в музее у Березиной Екатерины Егоровны неизвестны. (Приложение 1, рис.26,27,28,29)












III. Заключение.

В ходе исследовательской работы мы узнали много нового и полезного. Мы познакомились с историей полотенец, узнали, где они использовались, как назывались. Попытались раскрыть значение узоров на полотенцах Каргополья, а также выяснили, какие виды вышивок использовали северные мастерицы на своих полотенцах.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Узоры на полотенцах имеют не только эстетическое значение. В каждом узоре заключен глубокий смысл.

Проведя анкетирование учащихся, мы выяснили, что в их семьях сохранились старинные полотенца с вышитыми птицами, цветами, женским образом, квадратами, треугольниками, ромбами. Они знают, что полотенца вешали в красном углу, украшали иконы, зеркала, стены, подавали хлеб, использовали на свадьбах и похоронах, на полотенце принимали новорожденного ребенка, давали девушкам в приданое. (Приложение 2)

В нашем Ошевенске мы нашли старинные полотенца, очень красивые, аккуратные, передаваемые из поколения в поколение. На основе рассмотренных вышивок мы составили свой узор для полотенца и вышили его с применением техники «роспись». (Приложение 1, рис.30)


















IV. Библиографический список.

  1. Каргополье: Художественые сокровища./ Составитель Дурасов Г.П. – Издательство «Советская Россия», 1984г. – 206с.

  2. Каргопольское путешествие. Семь маршрутов по севернорусской земле с Каргопольским историко-архитектурным и художественным музеем.-М.: Программа «Первая публикация» Некоммерческой благотворительной организации «Благотворительный фонд В.Потанина», 2014г.-836с.

  3. Памятники Архангельского Севера. Куратов А.А. – Северо-Западное книжное издательство, 1991г. – 286с.

  4. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. /Составители Баранов Д.А., Баранова О.Г. и др. – Издательство «Искусство – СПБ», 2001г. – 376с.

  5. http://art-stitch.com.ua/vyshivka/shvy/prostye-i-dekorativnye-shvy/12

  6. https://vk.com/muspell

  7. https://vk.com/vishivka_rus_sever

  8. http://www.k-istine.ru/base_faith/piety/peity_timonina.htmо

  9. http://artlifebazar.ru/vidyi-shvov-tamburnyiy-shov-chast-1/




















Приложение 1












Рис. 1



Рис. 2















Рис. 4




Рис. 3




















Рис. 5

Рис. 6


Рис. Счетная гладь








Рис. 7

Рис. 8






















Рис. 10

Рис. 9










Рис. 11











Рис.12

















Рис.13

Рис.14





















Рис.15

Рис.16


















Рис.17

Рис.18
















Рис.19

Рис.20




















Рис.21

Рис.22

















Рис.23


Рис.24
















Рис.25

Рис.26



















Рис.27

Рис.28




















Рис.29

Рис.30




Приложение 2


Анализ анкет

Всего отвечало 25 человека


  1. Есть ли в Вашей семье старинные узорные полотенца?

Да -14 чел. Нет – 11 чел.

  1. Знаете ли Вы, где они использовались?

Ответы учащихся: на свадьбах встречали молодоженов с хлебом-солью, вешали в красном углу, для украшения зеркал, икон, стен, использовали на похоронах, на полотенце принимали новорожденного, давали в приданое девушкам.

  1. Какие узоры вышиты на ваших полотенцах?

Ответы учащихся: птицы, цветы, квадратики, треугольники, ромбы, в центре женщина с поднятыми руками, по бокам головы лошади, внизу птички.

  1. Что они могут обозначать?

Не знаю – 20 чел. Ответы учащихся: узоры несли силу добра и оберегали от зла, веру, доброту, свободу.

  1. Увлекаетесь ли Вы вышивкой?

Да – 9 чел. Нет – 16 чел.

  1. Какие виды швов используете в вышивке?

Крестиком – 9 чел. Вперед иголкой – 1 чел. Тамбурным швом – 4 чел.

  1. Умеют ли вышивать Ваши родственники (мама, бабушка, тётя)

Да -18 чел. Нет – 7 чел.