СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский-информационный проект по обществознанию "Подготовка к осознанному выбору профессии. Актуальные профессии."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа 9 класс по теме : " Подготовка к осознанному выбору профессии. Актуальные профессии".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский-информационный проект по обществознанию "Подготовка к осознанному выбору профессии. Актуальные профессии."»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22








Исследовательский-информационный проект по обществознанию

«Подготовка к осознанному выбору профессии. Актуальные профессии»













Работу выполнила:

ученица 9 б класса

Руководитель:

учитель истории и обществознания

Таитова М.В.



г. Южно-Сахалинск

2022 г

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

3 стр.

Глава 1. Информация о профессиях.……………………………………………..

5 стр.

1.1. История возникновения профессии……………………………………….

5 стр.

1.2. Для чего нужна хорошая работа?.................................................................

1.3. Профессии, находящиеся под угрозой исчезновения ……………………

6 стр.

7 стр.

1.4. Атлас будущих профессий.………………………………………………..

9 стр.

Глава 2. Как правильно выбрать профессию, чтобы работать в удовольствие..

16 стр.

2.1. Что поможет тебе ответить на вопрос, кем ты хочешь стать....................

2.2 Тесты по профориентации.……….................................................................

16 стр.

16 стр.

2.2. Опросники и методики по определению профессии.…………………….

19 стр.

Заключение…………………………………………………………………………

21 стр.

Список использованных источников…………………………………………..

Приложение №1……………………………………………………………………

Приложение №2……………………………………………………………………

22 стр.

23 стр.

24 стр.


















Введение

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека на который влияют: личные качества, характер и темперамент человека. От выбора профессии будет зависит его будущая жизнь. Так как все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила удовольствие и хорошо оплачивалась, ведь большую часть своего времени люди посвящают именно работе.

Чтобы подготовится к выбору своего дела, полезно узнать, как можно больше информации: где можно получить информацию о современных профессиях, как относятся родители к вашим профессиональным намерениям, где и кто сможет оказать вам помощь в оценке своих возможностей. Ведь выбор профессии зависит не только от интереса к ней, но и от ваших личных способностей и склонностей. Знания о профессиональной карьере – это основа развития умений, личностных качеств будущего участника профессиональной деятельности.

Актуальность: В жизни каждого из нас одним из важнейших выборов –является выбор профессии. Именно он и обуславливает удовлетворенность жизнью. На сегодняшний день профориентация школьников – это одна из самых актуальных тем. Выбор профессии необычайно важен для выпускников, ведь он определит их дальнейшую жизнь.

Каждый век в истории человечества ознаменован новыми возможностями и открытиями в разных сферах жизнедеятельности человека. Мы все прочувствовали приход нового времени с его стремительным развитием новейших технологий, глобальной компьютеризацией, цифровизацией, медицинскими открытиями. Новому миру нужны, новые профессии, а также профессионалы. Нас ждёт общество, которое активно использует инновации и всё больше стремящееся удовлетворять свои потребности в информации. Здесь важна ориентация не только на сегодняшний день, но и на ближайший прогноз развития страны, вашего региона.

Проблема: В наше время поток информации касающийся выбора профессии, учебного заведения и трудоустройство очень большой и за счёт этого выбор сделать очень трудно. Во всем мире появилась потребность в специалистах, о которых несколько лет назад никто и не слышал, а если о них и заходила речь, так только как о нечто фантастическом и маловероятном.

Также проблемой является, то что некоторые подростки включаются в деятельность по примеру друзей. Другие примеряют на себя престижные роли например такие как: программисты, банкиры, юристы и др.. Однако незнание требований к той или иной деятельности, неумение оценить свои способности могут в последствии привести к неудаче, разочарованию в данной профессии.

Объект исследования: Профессиональная карьера выпускника.

Предмет исследования: Процесс выбора профессии, выпускникам школы.

Цель: Помочь выпускникам сделать осознанный выбор профессии, а также изучить мир профессий и определить, какие профессии можно считать профессиями будущего и какие актуальными.

Гипотеза: Поймём, как сделать осознанный выбор профессии, узнаем какие новые профессии будущего появятся, и какие будут востребованы.

Задачи:

  • Изучить дополнительную литературу по данной теме;

  • Выявить профессии, которые находятся под угрозой исчезновения;

  • Узнать какие новые профессии, появятся в ближайшее время или уже появились;

  • Определить актуальные профессии и специальности;

  • Выяснить, какие есть тесты и методики по теме: «выбор профессии»;

  • Выяснить, какие факторы определяют профессиональный выбор;

  • Создать буклет о том, «как подготовится к осознанному выбору профессии». (см. Приложение №2)

Методы исследования: Изучение литературы и интернет ресурсов по данной проблеме, исследования, сбор и анализ информации, практическая работа.

Практическая значимость: Полученные в ходе работы данные, могут быть полезны для подготовки классных часов по «выбору профессии» выпускников.










Глава 1

Информация о профессиях

1.1. История возникновения профессии

Самые первые профессии появились еще в древнюю эпоху, но современного понятия профессия как такового не существовало. Одни люди посвящали себя охоте, другие собирательству при этом постоянно мигрируя в наиболее пригодные места с наиболее подходящими условиями. В тот период было деление трудовой деятельности по половому признаку в связи с биологическими признаками полов. То есть, мужчины занимались изготовлением орудий для труда и охоты, занимались тяжелым физическим трудом, охотой и рыбалкой, а женщины занимались воспитанием детей, приготовление пищи, собирательством, земледелием, обработкой шкур и пошивом одежды.

Профессиональная деятельность стала зарождаться в момент появления первых оседлых поселений, когда и появилось сельское хозяйство.

Постепенно структурированное развитие деятельности предрасполагает развитию управления и образования общин, а затем и централизованной власти, что послужило появлению первых государственных образований. Их лидеры набирали управляющих для своих земель и воинов для их охраны, а отсюда зарождаются и формируются военное дело, структура для будущих армий и государственные посты. Со временем появляются новые профессии и новое развитие в распределении труда в будущих государствах. Большую роль в деятельности человека играл социальный статус и положение, а трудовая деятельность стала делиться на умственную и физическую. Самостоятельными профессиями в то время считались творческие и управленческие. Считается, что рабство в тот период поспособствовало в развитии общества, его культуры, архитектуры и даже искусства. Именно при данном строе были созданы величественные архитектурные постройки, а у человечества копились знания в строительном искусстве.

Виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда. С появлением индустриального общества появились новые специальности, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и тому подобное. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и другие. С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14 – 16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 9 часов, а в самых развитых странах люди могут работать 3 – 4 дня в неделю или вообще жить на пособие. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение –начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века – и интернет. Также, несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах. А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры и создавать, и поддерживать их программное обеспечение. Так возник целый пласт профессий информационных работников, то есть работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации: программистов, учёных, инженеров и тому подобное; благодаря СМИ и издательскому делу получили сильное развитие творческие профессии: актёры, музыканты, художники, писатели и др.

Период 17-19 вв. отмечается в истории как появление трудовых специализаций. Благодаря научно-технической революции была обусловлена автоматизация производства, а появление мануфактуры (предприятий с приемом наемной рабочей силы) породило универсальные специальности в производстве; и постепенно широко распространяются частные услуги.

Как правило, профессия является родом человеческой деятельности, которая требует определенных навыков и теоретических знаний, что приобретается путем обучения и подготовки. С момента появления первых видов деятельности человека появилось и распределение обязанностей, а постепенное их развитие сформулировало товарообмен и торговые отношения. Сейчас в современном мире в эпоху индустриализации мы наблюдаем колоссальное количество специальностей в разных сферах, а также большое количество квалифицированных специалистов.


1.2. Для чего нужна хорошая работа?

Мы едим, а значит, нам нужно покупать еду. Мы одеваемся – тратим деньги на платья, джинсы и другую одежду. Мы живём в квартире или в доме и платим за свет, газ и воду, мы ездим в другие города и страны и отдаём деньги за билеты на самолёт, номер в гостинице, проезд в такси. Мы ходим в кино и платим за это, даже за мороженое приходится платить… Вот поэтому люди и работают, чтобы хорошо жить и покупать себе и своей семье всё что хочется. НО! Работа приносит нам и другие радости в жизни. Например, работая мы знакомимся с новыми людьми, чему – то учимся и применяем свои знания в жизни. Мы делаем что-то интересное, получаем от этого удовольствие. Мы преодолеваем трудности и показываем свою изобретательность. Мы развиваем свои способности. Мы умнеем и, используя свои таланты, приносим пользу нашему миру. Это тоже важное в работе, и это ведь тоже богатство, а не только деньги.

Когда мы любим свою работу, мы стараемся выполнить её как можно лучше. И тогда нас ценят как первоклассных работников.

Любая работа связана с деятельностью людей других специальностей. Например, выращивая зерно. Твоя профессия даёт работу тем, кто превращает зерно в муку, – мельникам. Без мельника не существовало и пекарня. А без пекаря – продавца в булочной. Нет малозначащей профессии – все профессии важны!

Но некоторые не понимают, в чём польза их работы. Или работа просто надоедает, если изо дня в день человек делает одно и то же. Некоторые люди остаются на нелюбимой работе из-за денег. А кто-то ищет другую, которая принесёт и радость, и заработок.

Учится на протяжении всей жизни: например, хорошие работодатели часто помогают своим сотрудникам учиться и профессионально расти. Они отправляют работников на курсы повышения квалификации, на тренинги и различные мастер-классы. Зачем это работнику? Для развития! Зачем это работодателю? Работник станет умнее и будет работать лучше.

Образование бывает основное и дополнительное. Основное – это то, которое ты получаешь, пока учишься в вузе. А дополнительное – это то, которое ты можешь получить, уже работая. (курсы, вебинары, лекции онлайн-конференции т.д.)


1.3. Профессии, находящиеся под угрозой исчезновения

Специалисты, анализируя развитие технологий и современного рынка труда, активно дискутируют на тему, какие профессии исчезнут к 2025 году или к 2030 году. Мнения есть самые разные, назову уходящие профессии, которые значительно потеряют популярности и востребованность в ближайшие 10 - 15лет.

  • Туристический агент – используя онлайн-сервисы, отдыхающие все чаще самостоятельно приобретают билеты на авиарейсы и бронируют гостиницы.

  • Почтальон – электронная почта и множество всевозможных интернет-мессенджеров, социальных сетей и т.д. позволяют обмениваться информацией практически мгновенно. Нет необходимости платить деньги, а затем ждать несколько дней, пока письмо бросят тебе в ящик.

  • Синоптики – у большинства людей во всем мире в смартфонах есть специализированные программы, которые анализируют карты и прогнозируют погоду без участия человека.

  • Секретарь – западная модель ведения бизнеса предполагает активное применение интеллектуальных электронных календарей, органайзеров и различных мобильных приложений. Количество деловодов, сотрудников кол-центров и секретарей постоянно уменьшается. Возможно, эта профессия и не исчезнет полностью, но в будущем все ее функции станут выполнять не симпатичные длинноногие девушки, опытные аналитики, способные координировать различные проекты и организовывать переговоры.

  • Токари, фрезеровщики – появляются новые модели 3D-принтеров, способные создавать изделия все большей сложности практически без производственного брака. Единственным сдерживающим фактором является недостаточное количество такого оборудования и высокая цена единицы продукции. После выхода на массовое производство работы для фрезеровщиков и токарей станет значительно меньше.

  • Страховой агент – за последние годы спрос на специалистов в этой сфере сократился вдвое, и эта тенденция продолжается, поскольку множество сделок совершается с использованием интернета.

  • Переводчик – ведущие компании по производству мобильных приложений уже представили несколько вполне рабочих программ, способных быстро распознавать произносимую устную речь и выводить ее перевод на экран устройства. Сложности пока есть с восточными языками, но их решение, по мнению экспертов – дело максимум ближайших 10 лет.

  • Библиотекарь – бумажные книгохранилища постепенно превращаются в раритет. Большинство информации, в том числе печатных изданий, оцифровывается, а привычные для нас книги постепенно станут использоваться только историками или любителями старины.

  • Грузчик, охранник – переместить груз на складе вместо нескольких крепких мужчин сможет небольшой компактный автокар, а обеспечения безопасности помещения можно добиться при помощи видеонаблюдения, инфракрасных датчиков, домофонов и электронных ключей.

Сказать точно, какие профессии скоро исчезнут, не так просто, но сейчас в зону риска, по мнению работников рекрутинговых агентств, уже попадают бухгалтеры, риелторы по недвижимости, банковские сотрудники, а кроме того некоторые учителя. Чтобы не остаться у разбитого корыта, стоит в молодости правильно и обдуманно выбирать себе профессию, а также иметь «запасной аэродром» в виде дополнительных умений, которые смогут выручить в трудный момент.


1.4. Атлас будущих профессий.

Атлас будущих профессийэто перспективные отрасли и профессии на ближайшие 15-20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

  • Урбанист-эколог / парковый эколог (биотехнологии) – урбанист проектирует биотехнологические города, контролирует уровень загрязнений, знает, как внедрить возобновляемые источники энергии в городскую среду, а также разбирается в строительстве. Парковый эколог занимается озеленением общественных пространств: заселяет их животными, птицами или насекомыми. Он отслеживает состояние экологии и поддерживает «зелёный» баланс внутри города.

Где учиться:

Московский государственный университет (биологический факультет, факультет почвоведения, факультет биоинженерии и биоинформатики);

Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А.Тимирязева (специальности: агроном-биотехнолог, селекционер, генный инженер).

  • Молекулярный диетолог (медицина) – исследует молекулярный состав еды и создаёт персональные диеты. Они основаны на генетическом анализе и физиологических

процессах каждого человека. Диагностика станет сверхточной, а сценарий диеты будет моделироваться на компьютере.

Где учиться:

РНИМУ им. Н.И.Пирогова (уклон на персонализированную медицину, лечебное дело);

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова (МГМУ).

  • Сити-фермер и агроном-экономист (сельское хозяйство) сити-фермер строит агропромышленные хозяйства на крышах зданий, создаёт вертикальные фермы. (Первая подобная ферма появилась в Сингапуре в 2012 году. Такие же фермы планируют построить в Южной Корее, Китае, ОАЭ, США, Франции.) Ещё одна важная специальность в этой сфере – агроном-экономист. Он отвечает за эффективность сельскохозяйственных предприятий, наблюдает и выявляет нужды рынка. Агроном-экономист выстраивает работу компании так, чтобы она соответствовала потребностям покупателей и обходила экономические риски.

Где учиться:

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (биологический факультет, факультет почвоведения);

Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева.

  • Проектировщик инфраструктуры «умного дома» (строительство) – «Умный дом» сам следит за температурой, сообщает о протечках в трубах и может сделать вам кофе. Он оборудован датчиками, которые связаны между собой. Проектировщик «умного дома» отвечает за правильную работу системы. Пока многие живут в обычных домах, эта профессия не особо популярна; но через 7-10 лет будет нужна так же, как работа электрика.

Где учиться:

Московский архитектурный институт (МАРХИ);

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет.

  • Метеоэнергетик (энергогенерация) – делает долгосрочные метеорологические прогнозы и определяет нагрузку на энергетическую систему. От его плана зависит уровень производства энергии. Если зима тёплая, энергии нужно меньше, и наоборот. Это помогает сокращать расходы.

Где учиться:

Московский энергетический институт;

Московский государственный технический университет (МГТУ) им.Н. Э.Баумана.

  • Маркетолог энергетических рынков (энергопотребление) – чем больше будет частных компаний, которые продают тепло или электричество, тем выше станет конкуренция. Маркетолог нужен, чтобы обойти оппонентов. Он знает рынок энергопотребления и может решать задачи по сбыту энергии: рекламировать услуги, проводить акции, общаться с покупателями.

В России на таких специалистов пока нет спроса, а на Западе это уже полноценная профессия.

Где учиться:

Московский энергетический институт;

Санкт-Петербургский политехнический университет.

  • Строитель «умных» дорог (наземный транспорт) – подбирает и устанавливает адаптивное дорожное покрытие, которое подстраиваться под погоду; создаёт системы наблюдения и сеть датчиков. Приборы предупреждают об образовании пробки, а потом направляют поток машин так, чтобы затора не случилось.

Где учиться:

Московский государственный университет путей сообщения;

Московский государственный технологический университет (МГТУ «Станкин») (направление «Системы автоматизированного проектирования»).

  • Портовый эколог (водный транспорт) – человек по контролю над экологическими показателями в портовой зоне. Следит за состоянием среды и судов, чтобы добиться полной эко безопасности. Специалист исследует воду, воздух, популяции флоры и фауны, а также может разрабатывать проекты восстановления экосистемы.

Где учиться:

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова;

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (гидротехническое строительство).

  • Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации (авиация) – дроны заменят курьеров и будут следить за безопасностью в городах. Чтобы управлять ими, нужны программы, сделанные разработчиками интерфейсов.

Где учиться:

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ);

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева.

  • Менеджер космического туризма (космос) – такой менеджер отправляет путешественников на орбиту. Он работает как обычный туристический менеджер: составляет маршруты, предлагает путёвки, подбирает экскурсии. Ещё здесь нужны знания космического приборостроения, чтобы контролировать процесс на техническом уровне.

Где учиться:

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ);

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (МГТУ).

  • Инженер роботизированных систем (полезные ископаемые) – всё меньше людей готовы переезжать в суровые условия, чтобы добывать нефть или газ. Поэтому нефтяные компании стараются сделать работу мобильнее. Появляются инженеры, которые контролируют системы по поиску, добыче и переработке ископаемых дистанционно, профессия уже востребована в России.

Где учиться:

Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина (РГУ нефти и газа);

Российский государственный геологоразведочный университет им. С. Орджоникидзе.

  • Конструктор новых металлов (металлургия) – запросы клиентов в металлургии становятся другими. Всё больше нужны новые виды металла, например, более лёгкие и прочные. Конструктор делает новые сплавы, меняющие свои характеристики в разных условиях. Он экспериментирует с проводимостью, упругостью и плавкостью.

Где учиться:

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

Российский Государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского (МАТИ).

  • Рециклинг-технолог (новые материалы) – технолог разрабатывает решения для повторного использования материалов и безотходного производства. В России переработка мусора только начинает применяться, а в Европе задача решена лучше. (дизайнер Виктор Монсератт изобрёл велосипед, который делает из отходов нить, нужную для сборки мебели).

Где учиться:

Московский физико-технический институт (МФТИ);

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова (МИТХТ).

  • Проектировщик роботов (роботехника) – специалисты по робототехнике нужны в разных отраслях. Одни будут делать детские роботизированные игрушки, другие – разрабатывать медицинских роботов для хирургии или протезирования. Автоматизацией уборки, ухода за садом и выгула собак займутся проектировщики домашних роботов.

Где учиться:

Московский физико-технический институт (МФТИ).

Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА) (направление «Биотехнические и медицинские аппараты и системы»).

  • Техно-стилист (лёгкая промышленность) – он делает одежду с гаджетами. Электронная «начинка» нужна не только для красоты: датчики контролируют пульс, температуру тела, давление, а в мороз помогут согреться.

Где учиться:

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (специальности «Наноматериалы» и «Материаловедение и технология новых материалов»);

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (специальность «Материаловедение и технология новых материалов»).

  • Ментор стартапов (образование) – специалисты, у которых есть опыт в бизнесе.

Они консультируют начинающих предпринимателей, обучают основам и разбирают кейсы. Ментор может работать в компании, которая поддерживает новичков на всех этапах развития (бизнес-инкубатор), или быть независимым специалистом.

Где учиться:

Московский педагогический государственный университет (МПГУ).

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена.

  • Специалист по детской психологической безопасности (индустрия детских товаров) – работник этой сферы должен тестировать детские игрушки, мультфильмы, одежду. Он определяет, насколько они опасны для ребёнка, нет ли угрозы для его психики. По итогам тестов специалист выдаёт заключения о доработке продукта или утверждает его.

Где учиться:

Московский педагогический государственный университет (МПГУ);

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

  • IT-проповедник (технологии) – ожидается, что через 10 лет количество гаджетов на одного человека увеличится до 5-6. Очки будут дополнять реальность, браслет – контролировать здоровье, а телефон – подсказывать, где лучше позавтракать в любой части города. Быстрое развитие IT-сферы вызывает отторжение у консервативных людей. Из-за распространения технологий увеличится «цифровой разрыв» между гражданами. Появится новый вид социального расслоения. Чтобы сократить разрыв, IT-проповедник обучит «цифровой грамотности». Он расскажет, как пользоваться новыми сервисами.


Где учиться:

Факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета (ВМК МГУ);

Московский физико-технический институт (МФТИ).

  • Менеджер фонда инвестиций в талантливых людей (финансовый сектор) – этот человек определяет уровень финансовых вложений в талант. Его цель собрать инвестиционный портфель из перспективных людей, увеличить их доходы и доходы фонда. Работа схожа с агентским бизнесом, где специалисты продвигают спортсменов, звёзд шоу-бизнеса или блогеров.

Где учиться:

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ);

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.

  • Тайм-менеджер (менеджмент) – помогает другим людям или целым

Коллективам оптимизировать личное и рабочее время; планирует бизнес-процессы, консультирует руководителей и разрабатывает стратегии по управлению временем.

Где учиться:

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ);

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.

  • Модератор платформ по общению с госорганами (социальная сфера) –

интернет сделал работу госорганов прозрачнее. Теперь попросить заасфальтировать яму на дороге или поставить пандус для людей с особенностями здоровья можно через приложение. Но иногда добиться внимания властей по-прежнему сложно. Чтобы установить диалог между гражданами и чиновниками, нужен модератор. Он организует онлайн или офлайн встречу и покажет совместное решение.

Где учиться:

Московский психолого-социальный университет (МПСУ);

Российский государственный социальный университет (РГСУ).

  • Личный тьютор по эстетическому развитию (культура) – чтобы не захлебнуться в потоке информации и разобраться, что является искусством, нужен личный тьютор. Он подберёт программу для клиента, исходя из его вкусов, и установит индивидуальные медиафильтры.

Где учиться:

Московский государственный университет культуры и искусств.

Британская Высшая школа дизайна (программа «Современное искусство»).

  • Инфостилист и медиаполицейский (медиа и развлечения) – инфостилист работает с отдельными клиентами, подбирая нужный контент в обход таргетинга или спама. Он сделает индивидуальную библиотеку данных. Медиаполицейский присматривает за онлайн-порядком, ищет нарушения закона в сети. Сейчас такую функцию выполняет «Роскомнадзор», но из-за роста киберпреступности нужна отдельная профессия.

Где учиться:

Высшая школа экономики – факультет коммуникаций, медиа и дизайна (например, магистерская программа «Медиапроизводство в креативных индустриях»);

Институт массмедиа РГГУ.

  • Разработчик тур-навигаторов (туризм) – разнообразие туристических направлений сделало путешественников требовательнее. Поэтому сервисы по поиску билетов и маршрутов станут более персонализированными. Они будут учитывать здоровье, вкусы и бюджет туриста. Например, сообщать пользователю о сложных горных подъёмах, если тот не готов пройти их физически. Разрабатывать такие навигаторы будут IT-специалисты.

Где учиться:

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (факультет «Международные экономические отношения», специальность «Туризм»).

Институт гостиничного бизнеса и туризма РУДН.

  • Специалист по преодолению системных экологических катастроф

(безопасность) – такой работник собирает данные о состоянии окружающей среды, отслеживает появление новых экологических проблем и ищет решения даже в условиях высокой неопределённости.

Где учиться:

Институт безопасности труда;

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (специальность «Техносферная безопасность).







Глава 2

Как правильно выбрать профессию, чтобы работать в удовольствие.

2.1. Что поможет тебе ответить на вопрос, кем ты хочешь стать.

  • Спроси себя, от какого занятия ты получаешь удовольствие. Какое занятие ТВОЁ?

  • Ответь на вопрос: что я делаю лучше, чем другие? Подумай о своих талантах, о том, что получается у тебя лучше других. Ведь если ты найдёшь работу, в которой сможешь использовать и развивать свой талант, то будешь не только успешен, полезен миру, но и счастлив.

  • Проанализируйте, насколько стабильной является ваша будущая профессия. Актуальна ли она будет после окончания вашего обучения.

  • Подумай, как бы ты хотел улучшить этот мир? Изобрести робота, найти лекарство от неизлечимой болезни, построить современный дом, создать что-то красиво? Так ты увидишь направление, в котором имеет смысл двигаться.

  • Изучить свои: интересы, склонности, способности, темперамент и своё здоровье;

  • Изучить как можно больше различных профессий: что входит в обязанности этих профессий какие плюсы и минусы, а затем выявить какие профессии и специалисты более востребованы;

  • Тщательно изучить требования к работникам данной специальности, возможности её приобретения и перспективы профессионального роста;

  • Полученную информацию о профессии, сравнить со своими возможностями;

  • Для выбора будущей профессии, необходимо проявить настойчивость и терпение в реализации намерения и овладения;

  • Проанализируйте те предметы, которые вам нравились в школе;

  • Проанализируйте, насколько стабильной является ваша будущая профессия.


2.2. Тесты по профориентации.

Профтесты – это лучший способ познать себя, определить сильные и слабые стороны характера, составить список профессий для успешного будущего. Он обеспечивает прозрачный результат, помогая найти специальности, идеально подходящие определенному человеку. Конечно, он не даст ответ на вопросы: «Кто я, каков мой путь? Кем точно я смогу работать? Куда поступать?», но укажет правильное направление, станет хорошим примером и поможет подобрать самую удачную специальность.

Testometrika: Большой опросник с примерами конкретных задач различных профессий. Отметьте, насколько нравится или не нравится каждый из вариантов, и сервис подскажет, к каким направлениям у вас есть склонности. Ссылку на тест смотреть в (Приложение №1).

Тест на профориентацию «Кем быть?»:

Модифицированный тест Центра тестирования и развития МГУ «Гуманитарные технологии», ориентированный на измерение Ваших интересов, важных для выбора профессии, специальности, должности. В этом тесте нет «правильных» и «неправильных» ответов; любой выбранный вами ответ свидетельствует о тех или иных ваших предпочтениях и то, что для одной профессии неприемлемо, для другой может очень даже пригодиться. (при прохождении теста старайтесь как можно реже выбирать второй вариант «затрудняюсь ответить», поскольку это может снизить точность полученных результатов). Ссылку на тест смотреть в (Приложение №1).

Профориентационные тесты от «ПрофГид»:

Тест на будущую профессию и специальность – набор вопросов, ответы на которые помогут определить жизненный путь. Вопросы и ответы составлены с учетом психоэмоциональных особенностей, индивидуальных вкусов, талантов и стремлений. Пройдя тест, вы сможете определиться с тем, куда пойти учиться, какой вуз, ссуз или курсы выбрать. Поймете, как дальше строить жизнь и кем стать.

Тест поможет:

  • определить профессии, которые подходят вам больше всего;

  • получить объективную оценку, а также правильную рекомендацию, оказывающие косвенное влияние на принятие решений о будущем;

  • составить список приоритетных, вузов, ссузов или курсов, в которые выпускник будет поступать;

  • осуществить подбор профильных предметов для ЕГЭ;

Результат профтеста является ориентировочным, однако он позволит узнать о новых профессиях и сферах, которые ранее не рассматривались в качестве приоритетных. Ссылку на тест смотреть в (Приложение №1).

ПрофОриентатор:

Определиться с профессиональным будущим помогут тесты на профориентацию, составленные квалифицированными специалистами согласно действенным методологическим принципам. На странице сайта вы найдете самые разные бесплатные тесты на профессию. А также платные сервисы, которые включают расширенную диагностику и консультацию психолога-эксперта для индивидуального подбора профессий и учебных организаций. Ссылку на тест смотреть в (Приложение №1).

Фоксфорд:

Расширенный тест с наглядным оформлением, состоящий из трёх частей. Вам нужно отсеять наименее интересные сферы деятельности, затем выбрать предпочтительную работу из нескольких пар, а потом оценить свои способности. В результатах будет ваш тип личности, подходящие профессии будущего, психологические характеристики и сильные стороны. Ссылку на тест смотреть в (Приложение №1).

Адукар:

Тест из 42 вопросов, основанный на методике Голланда. Выберите одну из двух пар профессий и в конце узнаете, какой из шести типов личности преобладает в вашем характере, а также ознакомитесь с подробным описанием каждого из них. Ссылку на тест смотреть в (Приложение №1).


2.3. Опросники и методики по определению профессии.

Выделяют 6 основных диагностик профессиональных предпочтений

старшеклассников:

- дифференциально-диагностический опросник (по Климову);

- опросник профессиональных предпочтений (типология Холланда);

- определение темперамента и эмоциональной устойчивости (тест Айзенка);

- стремление к успеху (методика Эллерса);

- определение направленности личности (опросник Басса);

- психогеометрический тест (методика Деллингер)

Рассмотрим более подробно каждую из них:

  • Дифференциально-диагностический опросник (по Климову)

В зависимости от предмета труда все профессии можно разделить на 5 типов. Чтобы выяснить, какой из типов профессий наиболее соответствует интересам и личностным качествам человека, используется опросник «5 типов профессий» (по Климову). Опросник позволяет определить область профессионального выбора в сферах «Человек-человек», «Человек-знак», «Человек-техника», «Человек-природа» и «Человек-художественный образ», соответствующий степени желания заниматься определенными видами деятельности. Результат тестирования содержит перечень профессий, рекомендуемых для тестируемого с учетом выбранной сферы деятельности и уровня профессионального образования, позволяет профконсультанту определить уровень мотивации человека к различным видам деятельности.

  • Опросник (тест) профессиональных предпочтений (типология Холланда)

По Холланду большинство людей относятся к одному из 6 типов. Каждый тип является описанием группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками и характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Одной из важнейших составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть классифицированы по наличию в них элементов 6-ти типов. Люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию. Тест профессиональных предпочтений по Холланду определяет тип личности тестируемого и содержит описание профессиональных предпочтений с учетом типа личности.

  • Определение темперамента и эмоциональной устойчивости Айзенка

При выборе профессии важно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности человека. Тест английского психолога Г. Айзенка позволяет выявить две основные характеристики личности (экстраверсия — интроверсия и эмоциональную устойчивость). В результате теста определяются характерные черты и личностные особенности тестируемого, которые важно учитывать при выборе профессии.

  • Стремление к успеху (методика Эллерса)

Тест оценивает стремление к успеху, степень потребности в достижении цели, может, применяется для исследования влияния степени стремления человека к успеху на эффективность его деятельности, в том числе, профессиональной. В итоге тестируемый получает оценку степени своих устремлений к успеху и практические рекомендации в зависимости от нее.

  • Определение направленности личности (опросник Басса)

Опросник позволяет выявить, на что направлена деятельность человека, в том числе в профессиональной сфере: на себя, на общение, на дело. Тест показывает уровень направленности личности и дает описание проявления этой направленности. Результат позволяет выявить личностные приоритеты при выборе профессии и профессионального окружения.

  • Психогеометрический тест (методика С. Деллингер) Для определения типа личности используется психогеометрический тест, его автор Сьюзен Деллингер. Методика Деллингер - это практическая система анализа личности, позволяет определить тип человека, дать характеристику личных и деловых качеств и особенностей поведения человека, составить сценарий поведения для каждого типа личности в определенных ситуации.


























Заключение

Любая работа требует усердия, терпения, эмоциональную устойчивость, кропотливости, трудолюбия, а иногда даже творческого подхода. Все эти качества необходимо развивать в себе, они в значительной степени составят успех любой деятельности. «Главная жизненная задача – дать жизнь самому себе. Стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность.». Основой профессионального самоопределения является активность самого человека. Знания о профессиональной карьере – это основа развития умений, личностных качеств будущего участника профессиональной деятельности.

Важной задачей любой деятельности является овладение практическими умениями, развитие способности применять знания в реальной жизненной ситуации для решения практических задач.

Труд должен доставлять человеку радость применения своих способностей, а не приводить к страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась. Поэтому выбор сферы приложения своих сил – серьёзная и ответственная задача. Видов трудовой деятельности очень и очень много, так как мир современных профессий быстро меняется. Делайте свой выбор осознанно!



















Список использованных источников

1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И., Коваль Т.В., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Рутковская Е.Л., Котова О.А., Половникова А.В., Зуев В.Е., Бабенко А.В. Обществознание. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/ [Л.Н. Боголюбов и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 271с.

2. По, Жак-Оливье. Всё, что нужно знать о работе/ Ж.-О. По. – Москва: Клевер-Медиа-групп, 2019. – 47с

3. Ремизов А.А., Таранин А.Б. Профессии XXI века: Путеводитель школьника. – М.: Издательство «Октопус», 2009. – 448с.

4.Романова Е.С. 147 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы. 3-е изд, перераб. и доп./ Е. С. Романова. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 416 с.

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F 15.02.22

6.https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/18127-istorija-vozniknovenija-professij-dlja-detej.html 25.01.2022

7. https://edunews.ru/professii/rating/ischeznuvshie.html 26.01.22

8. https://invlab.ru/texnologii/professii-budushchego/ 21.03.22

9. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/05/05/testy-proforientatsii 04.04.22

















Приложение №1

Ссылки на тесты по профориентации:

Testometrika: https://testometrika.com/business/test-to-determine-career/

Тест на профориентацию: «Кем быть?»: https://spo.mosmetod.ru/test/1

Профориентационные тесты от «ПрофГид»: https://clck.ru/RJuUM

ПрофОриентатор: https://proforientator.ru/tests/

Фоксфорд: https://test.foxford.ru/

Адукар: https://adukar.com/ru/proftests/professionalnyy-tip-lichnosti




























Приложение №2


29