СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Что такое микроскоп?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уч-ся 4 кл. Руслан Боев  попытался доказать одноклассникам, что работать с микроскопом интереснее, чем играть на компьютере.  Он нашел интересный материал о истории возникновения микроскопа, рассказал о современных микроскопах, а также  попробовал создать свой  микроскоп дома из подручных предметов. Работа Руслана вызвала большой интерес среди одноклассников. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Что такое микроскоп?"»


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №29»









Что такое микроскоп?

Исследовательский проект







Боев Руслан,

ученик 4 класса «А»

Руководитель:

учитель начальных классов

Захарова Татьяна Владимировна







Северодвинск

2020г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение________________________________________________________ 3

1.Основная часть

1.1.Что такое микроскоп___________________________________________4

1.2. История возникновения микроскопа_____________________________ 4

1.3. Современные микроскопы_____________________________________ 7

2. Практическая часть

2.1. Работа микроскопом__________________________________________ 8

2.2. Эксперимент________________________________________________ 9

Заключение_____________________________________________________10

Список литературы ______________________________________________ 11



































Введение


Однажды в гостях у знакомых я увидел микроскоп. Я заинтересовался, т.к. до этого никогда не видел этот странный предмет. Заглянув в окуляр, я увидел, как он увеличил горошину, которую мне дали для рассматривания. Мне захотелось более подробно изучить микроскоп, узнать его историю и пользу.

Цель моего исследования: выяснить предназначение микроскопа, исследовать его возможности.

Мною были поставлены такие задачи:

  1. Изучить литературу по теме.

  2. Узнать историю создания микроскопа.

  3. Узнать, как применяется микроскоп в деятельности человека.

  4. Провести эксперимент по созданию микроскопа в домашних условиях.

  5. Показать, что опыты с микроскопом могут быть интереснее компьютерных игр.

Объект исследования: микроскоп

Предмет исследования: свойства микроскопа

Гипотеза: я предполагаю, что работать с микроскопом интереснее, чем играть на компьютере.

Методы исследования:

  1. Чтение литературы по данной теме.

  2. Наблюдение.

  3. Эксперимент.

  4. Беседы со взрослыми.







1. Основная часть

1.1.Что такое микроскоп

Кроме видимого окружающего мира, существует мир невидимый, таинственный, микроскопический. Сотни и даже тысячи лет человек шел по пути открытия прибора, который позволил заглянуть ему в сокровенные глубины природы, где все складывается, подобно мозаичным узорам, из мельчайших деталей в удивительные картины и проявляется многообразием форм. Таким прибором стал микроскоп (от греч. — малый и смотрю)

Микроскоп – это оптический прибор, показывающий в увеличенном виде очень мелкие объекты. Микроскоп используется для наблюдения за такими мельчайшими объектами, как бактерии и клетки.



1.2. История возникновения микроскопа

В 16 веке в Голландии жил мастер по изготовлению очков. Было у него два сына. Они любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами. Однажды ребята пробрались по обыкновению к его рабочему столу. На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую— она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль и увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Он так был удивлен необычной трубке. Попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп Янсена ( Фото1).

Со временем другие мастера тоже стали пробовать и изобретать микроскопы. В разные года они выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее.



Фото 1 Фото 2

Первый крупный сложный микроскоп сделал английский физик Роберт Гук (Фото 2) в 17 веке. Он на веки вошел в историю науки, не только как создатель собственного оригинального микроскопа, но и как человек, сделавший великое научное открытие. Именно он увидел через микроскоп органическую клетку. Результаты своих наблюдений Роберт Гук опубликовал в своем фундаментальном труде – Микрографии.

Галилео Галилей доработал трубу Янсена, заменив одну из выпуклых линз на вогнутую Фото3). При выдвижении тубуса этот микроскоп служил еще и телескопом.

Фото3 Фото 4

Выдающимся ученым, середины 17 века, который внес свой вклад в развитие микроскопов, был голландец Антонии ван Левенгук (Фото 4). Вдохновленный трудом Роберта Гука, «Микрографией», Левенгук создал свой собственный микроскоп. Микроскоп Левенгука, хотя и обладал лишь одной линзой, но она была чрезвычайно сильной. Левенгук сделал множество важнейших научных открытий в биологии.

Интерес к этому удивительному изобретению лишь возрастал. Прибор прошел путь от простой трубки (Фото 5). до электронного устройства (Фото 6).

Фото 5





Фото 6



1.3. Современные микроскопы

В современном мире все микроскопы можно разделить:

  • учебные микроскопы (Фото 7);

  • цифровые микроскопы (Фото 8);

  • лабораторные микроскопы (Фото 9)

Учебные микроскопы называют еще по-другому - школьные или детские. Эти микроскопы являются самыми простыми в строении и использовании. Основная задача -научить пользоваться микроскопом.

Задача цифровых микроскопов - не просто показать объект в увеличенном виде, но и сделать фотографию или снять видеоролик. А полученные данные передать на компьютер, показать их с помощью проектора.

Задачей лабораторных микроскопов является проведение исследований в различных областях науки, промышленности, строение объекта при использовании рентгеновского излучения. Лабораторный микроскоп – это уже профессиональный оптический прибор, с помощью которого производятся многие научные исследования и делаются научные открытия

Фото 7 Фото 8

Фото 9

2. Практическая часть

2.1. Работа микроскопом

На кружке «Юный натуралист» я познакомился с учебным микроскопом (Фото 10). Изучил его устройство и поработал. Я с интересом разглядывал в микроскоп клетки кожицы лука (Фото 11). Интересно было видеть, как дружно выстроились в шеренги овальные и продолговатые фигурки, напоминающие сетку для ловли бабочек (Фото 12).

Фото 10 Фото 11

Еще я рассматривал строение крыла комара. Теперь я знаю, что внешняя часть крыла имеет мелкую бахрому, а на внутренней части расположены продольные и поперечные прожилки (Фото 13). Именно они дают жесткость летательному аппарату и позволяют комарам совершать длительные перелеты, и залетать на самые высокие этажи домов.

Фото 12 Фото13



2.2. Эксперимент

Когда я готовился по теме исследования, то узнал, что можно сделать микроскоп в домашних условиях. Я решил попробовать сделать такой микроскоп. Мне понадобилась пластиковая банка с водой, пипетка, книга (Фото 14).

Описание опыта: Я открыл книгу с текстом, поставил на нее прозрачную пластиковую банку с водой, закрыл прозрачной крышечкой. Капнул из пипетки на крышечку и стал смотреть на слова сквозь каплю. Я увидел, что буквы сильно увеличились (Фото 15, 16).

Вывод: Опыт показал, что буквы увеличились, когда я смотрел на слова сквозь каплю. Я понял, что капля воды из пипетки мне послужила линзой - лупой и увеличила буквы (Фото 17).

Фото 14 Фото 15

Фото 16 Фото 17

Заключение

Работая по теме своего исследования, я узнал историю создания микроскопа и его развитие. Проводил эксперимент, рассматривал микропрепараты под микроскопом. Прочитал интересную энциклопедию "Удивительный микроскоп". Теперь мне известно, какие есть возможности у микроскопа, я знаю о его применении в разных профессиях. Современный мир невозможно представить без использования микроскопа. Каким образом бы развивались без него такие области человеческой деятельности, как иммунология и генетика, металлургия и геология, биология и медицина, криминалистика и петрография, а также огромное число других наук?!? Исследуя различные объекты под микроскопом, мы познаем природу самой жизни.

Я попробовал создать свой микроскоп дома из подручных средств и сделал вывод о том, что капля воды, если через нее смотришь на предметы, сильно их увеличивает.

В ходе моего исследования были решены все задачи.

Моя гипотеза подтвердилась: работать с микроскопом интереснее, чем играть на компьютере. Рассматривать что-либо в микроскоп - это увлекательное занятие, не хуже компьютерных игр, а может быть, даже и лучше. Мне очень хочется увлечь этой темой одноклассников.



















Список литературы:



  1. Кете Райнер. Микроскоп. М.: « Мир книги», 2007.

  2. Интернет ресурсы «ЭЛЕКТРОСАМ. РУ © 2020»

  3. Энциклопедия "Удивительный микроскоп". Авт.-сост. - Мазур Оксана Чеславовна . М.: Издательство Эксмо», 2017.























6