Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №29»
Что такое микроскоп?
Исследовательский проект
Боев Руслан,
ученик 4 класса «А»
Руководитель:
учитель начальных классов
Захарова Татьяна Владимировна
Северодвинск
2020г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение________________________________________________________ 3
1.Основная часть
1.1.Что такое микроскоп___________________________________________4
1.2. История возникновения микроскопа_____________________________ 4
1.3. Современные микроскопы_____________________________________ 7
2. Практическая часть
2.1. Работа микроскопом__________________________________________ 8
2.2. Эксперимент________________________________________________ 9
Заключение_____________________________________________________10
Список литературы ______________________________________________ 11
Введение
Однажды в гостях у знакомых я увидел микроскоп. Я заинтересовался, т.к. до этого никогда не видел этот странный предмет. Заглянув в окуляр, я увидел, как он увеличил горошину, которую мне дали для рассматривания. Мне захотелось более подробно изучить микроскоп, узнать его историю и пользу.
Цель моего исследования: выяснить предназначение микроскопа, исследовать его возможности.
Мною были поставлены такие задачи:
Изучить литературу по теме.
Узнать историю создания микроскопа.
Узнать, как применяется микроскоп в деятельности человека.
Провести эксперимент по созданию микроскопа в домашних условиях.
Показать, что опыты с микроскопом могут быть интереснее компьютерных игр.
Объект исследования: микроскоп
Предмет исследования: свойства микроскопа
Гипотеза: я предполагаю, что работать с микроскопом интереснее, чем играть на компьютере.
Методы исследования:
Чтение литературы по данной теме.
Наблюдение.
Эксперимент.
Беседы со взрослыми.
1. Основная часть
1.1.Что такое микроскоп
Кроме видимого окружающего мира, существует мир невидимый, таинственный, микроскопический. Сотни и даже тысячи лет человек шел по пути открытия прибора, который позволил заглянуть ему в сокровенные глубины природы, где все складывается, подобно мозаичным узорам, из мельчайших деталей в удивительные картины и проявляется многообразием форм. Таким прибором стал микроскоп (от греч. — малый и смотрю)
Микроскоп – это оптический прибор, показывающий в увеличенном виде очень мелкие объекты. Микроскоп используется для наблюдения за такими мельчайшими объектами, как бактерии и клетки.
1.2. История возникновения микроскопа
В 16 веке в Голландии жил мастер по изготовлению очков. Было у него два сына. Они любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами. Однажды ребята пробрались по обыкновению к его рабочему столу. На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую— она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль и увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Он так был удивлен необычной трубке. Попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп Янсена ( Фото1).
Со временем другие мастера тоже стали пробовать и изобретать микроскопы. В разные года они выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее.
Фото 1 Фото 2
Первый крупный сложный микроскоп сделал английский физик Роберт Гук (Фото 2) в 17 веке. Он на веки вошел в историю науки, не только как создатель собственного оригинального микроскопа, но и как человек, сделавший великое научное открытие. Именно он увидел через микроскоп органическую клетку. Результаты своих наблюдений Роберт Гук опубликовал в своем фундаментальном труде – Микрографии.
Галилео Галилей доработал трубу Янсена, заменив одну из выпуклых линз на вогнутую Фото3). При выдвижении тубуса этот микроскоп служил еще и телескопом.
Фото3 Фото 4
Выдающимся ученым, середины 17 века, который внес свой вклад в развитие микроскопов, был голландец Антонии ван Левенгук (Фото 4). Вдохновленный трудом Роберта Гука, «Микрографией», Левенгук создал свой собственный микроскоп. Микроскоп Левенгука, хотя и обладал лишь одной линзой, но она была чрезвычайно сильной. Левенгук сделал множество важнейших научных открытий в биологии.
Интерес к этому удивительному изобретению лишь возрастал. Прибор прошел путь от простой трубки (Фото 5). до электронного устройства (Фото 6).
Фото 5
Фото 6
1.3. Современные микроскопы
В современном мире все микроскопы можно разделить:
учебные микроскопы (Фото 7);
цифровые микроскопы (Фото 8);
лабораторные микроскопы (Фото 9)
Учебные микроскопы называют еще по-другому - школьные или детские. Эти микроскопы являются самыми простыми в строении и использовании. Основная задача -научить пользоваться микроскопом.
Задача цифровых микроскопов - не просто показать объект в увеличенном виде, но и сделать фотографию или снять видеоролик. А полученные данные передать на компьютер, показать их с помощью проектора.
Задачей лабораторных микроскопов является проведение исследований в различных областях науки, промышленности, строение объекта при использовании рентгеновского излучения. Лабораторный микроскоп – это уже профессиональный оптический прибор, с помощью которого производятся многие научные исследования и делаются научные открытия
Фото 7 Фото 8
Фото 9
2. Практическая часть
2.1. Работа микроскопом
На кружке «Юный натуралист» я познакомился с учебным микроскопом (Фото 10). Изучил его устройство и поработал. Я с интересом разглядывал в микроскоп клетки кожицы лука (Фото 11). Интересно было видеть, как дружно выстроились в шеренги овальные и продолговатые фигурки, напоминающие сетку для ловли бабочек (Фото 12).
Фото 10 Фото 11
Еще я рассматривал строение крыла комара. Теперь я знаю, что внешняя часть крыла имеет мелкую бахрому, а на внутренней части расположены продольные и поперечные прожилки (Фото 13). Именно они дают жесткость летательному аппарату и позволяют комарам совершать длительные перелеты, и залетать на самые высокие этажи домов.
Фото 12 Фото13
2.2. Эксперимент
Когда я готовился по теме исследования, то узнал, что можно сделать микроскоп в домашних условиях. Я решил попробовать сделать такой микроскоп. Мне понадобилась пластиковая банка с водой, пипетка, книга (Фото 14).
Описание опыта: Я открыл книгу с текстом, поставил на нее прозрачную пластиковую банку с водой, закрыл прозрачной крышечкой. Капнул из пипетки на крышечку и стал смотреть на слова сквозь каплю. Я увидел, что буквы сильно увеличились (Фото 15, 16).
Вывод: Опыт показал, что буквы увеличились, когда я смотрел на слова сквозь каплю. Я понял, что капля воды из пипетки мне послужила линзой - лупой и увеличила буквы (Фото 17).
Фото 14 Фото 15
Фото 16 Фото 17
Заключение
Работая по теме своего исследования, я узнал историю создания микроскопа и его развитие. Проводил эксперимент, рассматривал микропрепараты под микроскопом. Прочитал интересную энциклопедию "Удивительный микроскоп". Теперь мне известно, какие есть возможности у микроскопа, я знаю о его применении в разных профессиях. Современный мир невозможно представить без использования микроскопа. Каким образом бы развивались без него такие области человеческой деятельности, как иммунология и генетика, металлургия и геология, биология и медицина, криминалистика и петрография, а также огромное число других наук?!? Исследуя различные объекты под микроскопом, мы познаем природу самой жизни.
Я попробовал создать свой микроскоп дома из подручных средств и сделал вывод о том, что капля воды, если через нее смотришь на предметы, сильно их увеличивает.
В ходе моего исследования были решены все задачи.
Моя гипотеза подтвердилась: работать с микроскопом интереснее, чем играть на компьютере. Рассматривать что-либо в микроскоп - это увлекательное занятие, не хуже компьютерных игр, а может быть, даже и лучше. Мне очень хочется увлечь этой темой одноклассников.
Список литературы:
Кете Райнер. Микроскоп. М.: « Мир книги», 2007.
Интернет ресурсы «ЭЛЕКТРОСАМ. РУ © 2020»
Энциклопедия "Удивительный микроскоп". Авт.-сост. - Мазур Оксана Чеславовна . М.: Издательство Эксмо», 2017.
6